1) актуализировать имеющиеся знания о глаголе как части речи; развить представление о грамматическом значении глагола;
- осознание лексического и грамматического богатства русского языка, ответственности за написанное; интерес к изучению языка; стремление к речевому совершенствованию;
- извлечение актуальной информации из учебных текстов; вычитывание информации, соблюдение в практике письменного общения изученных орфографических правил; определение последовательности действий; оценка достигнутых результатов; осуществление самостоятельного поиска информации ;
- знать грамматические особенности глагола, уметь отличать их от других частей речи.
- самостоятельно предполагать, какая дополнительная информация будет нужна для изучения незнакомого материала.
- знания о глаголе как о части речи (характеристики глагола по значению, морфологическим признакам и синтаксической роли),
Этапы. Методы и приемы | Содержание. Деятельность учителя | Деятельность учащихся |
Орг. момент. Словес.: слово учителя. | Настраивает на урок Добрый день, дорогие ребята! | Приветствуют учителя. |
Актуализация знаний Практич.: выполнение словарной работы Словес.: учебный диалог | А теперь откройте тетради, запишите сегодняшнее число, классная работа. Пятое марта. Классная работа. Словарная работа. -Что нужно сделать? Б.гаж, б.реза, дев.чка, в.рона, г.ризонт, за.ц, гор.д, з.вод, ин.й, к.пуста, беседовать (записаны на доске) Один ученик вставляет буквы на доске. -Какое слово лишнее? Прочитать -Подберите синонимы. -Придумайте предложение. (Новое слово, это глагол) | Записывают в тетради число. Пишут в тетради словарные слова Участвуют в учебном диалоге |
3. Постановка учебной задачи и ее решение Словес.: чтение, Учебный диалог | (Ученик рассказывает стихотворение) Интересная часть речи в русском языке живет. Кто что делает, расскажет. Чертит, пишет иль поёт, Вышивает, или пашет, Или забивает гол, Варит, жарит, моет, чистит – всё расскажет нам … (глагол) -Чем является глагол в русском языке? (часть речи) - Что обозначают глаголы? (обозначают действия) -Сформулируйте тему урока. -Чему будем учиться на уроке? | Самостоятельно ставят цели урока и формулируют тему урока. |
4.Работа по теме урока. | Слайд. Прочитайте тексты. Сравнить. Утро. Солнце. Лес. Лесные жители. Голосистый соловей. Трудолюбивый дятел. Зайчик под кустом. Мышки в траве. Наступило утро. Выглянуло солнце. Лес ожил. Проснулись лесные жители. Голосистый соловей запел. Трудолюбивый дятел застучал. Умылся зайчик под кустом. Зашуршали мышки в траве. - Выделите грамматическую основу предложения. Каким членом предложения являются наши глаголы? (сказуемое) Попробуем сделать вывод, что такое глагол? Продолжите высказывания: ГЛАГОЛЫ обозначают…. отвечают на вопросы… в предложении … -Как теперь ответите на вопрос? -Что такое глагол? | Читают,сравнивают тексты,делают выводы. |
5).Физминутка. Практическая работа | «Котята спят» 6)На доске слова: Съел, убегает, посеял, взлетает, поиграет, поет, заговорит, моет, играл, бросит, будет петь. -Прочитайте слова, и на какие три группы их можно разделить? -На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени, прошедшего и будущего времени? -На какой вопрос отвечают глаголы настоящего времени, прошедшего, будущего времени? Что делает? Что делал? Что будет делать? Что сделал? Что сделает? -Сформулируйте задание, которое вы будете выполнять в тетради . убегает съел поиграет взлетает посеял заговорит поет играл бросит Проверка. Зачитать. | Делят слова на три группы. Глаголы настоящего,прошедшего,будущего времени. |
Работа в парах | 7) Найди лишнее слово (работа в парах): устно Трещит, скрипит, воет, скулил. Прочитает, запишет, удивил, нарисует. Встречает, визжал, поскрипывал, дул 8)устно .На доске отрывок. Ледоход. Тает лед. Он по речке плывет. Он от солнышка бежит. Объяснить орфограммы. С помощью каких слов автор показал, что происходит на реке? Что такое глагол ? В каком числе эти употреблены глаголы? А можно их поставить во множественном числе? | Число глаголов |
Физкультминутка | Учитель называет глаголы, а учащиеся выполняют действия. | |
Практическая работа. Работа в группах | 9) Предложение из 3 задания.(устно) с.68 упр.141 . (разобрать по членам) -Каким членом предложения является глагол? (сказуемое). 10) Ученик читает стихотворение. Глаголы с частичкой НЕ. Составить пословицу. (Пословица разрезана на слова) Работа в группах. Без труда не вытащишь и рыбку из пруда. Не сердись, не скучай, не спеши. Не выучил - не делай, Не знаешь - не спеши. С глаголами отдельно Частицу не пиши.. -Какое правило вспомнили? | Участвуют в учебном диалоге Составить пословицу Стихотворение читает ученик |
Игра | 11)Поиграем в игру “Верю – не верю” 1. Глагол – часть речи, которая отвечает на вопросы что? кому? откуда? (Нет, часть речи, которая отвечает на вопросы; что делать? что буду делать? что сделать? что сделал?) 2. Обозначает действие предмета? (Да) 3. В предложении чаще всего является определением? (Нет, сказуемым) 4. Изменяется по числам? (Да) 5. В предложении глагол является второстепенным членом. ( Нет. Главным) 6. Глагол в предложении обычно бывает сказуемым? (да) Глагол | Что делать? Что сделать | Наст.вр. Прош.вр. Будущ.вр. | Ед.ч. Мн.ч | Сказуемое | -Что такое глагол? -Что знаете о глаголе? -Как думаете, мы все знаем о глаголе? | |
Итог урока. Рефлексия. Словес.: учебный диалог, хоровая работа | Рефлексия.-Кому легко было работать? Задания не вызывали затруднения? (розовы еи оранжевые цветы,у кого были затруднения –синий цветок) Д/з придумать три предл. на тему «Весна» | Записывают д. з. Анализируют урок. Оценивают учебный процесс и свою деятельность на уроке. |