Тема: Глагол как часть речи (ознакомление)
Цель: познакомить учащихся со словами, обозначающими действие предметов, учить ставить вопросы к глаголам, выделять глаголы в предложениях и среди других слов, образовывать глаголы.
Оборудование: демонстрационные карточки, таблицы
Ход урока:
- Минутка каллиграфии.
кк//кк кк//кк костёр костёр костёр
2. Актуализация знаний.
- Составьте предложение со словом костёр. Запишите. (Пример: Возле реки догорал ночной костёр).Найдите подлежащее и сказуемое. На какой вопрос отвечает сказуемое? Что обозначает? Какие ещё слова – действия можно подобрать к слову костёр?
Костёр (что делает?) горит, пылает, тухнет, догорает, разгорается.
- Изучение нового материала.
- Ребята, сегодня мы познакомимся со словами, обозначающими действие предметов. Такие слова называются глаголами. (Ознакомление с правилом).
3.1. Фронтальная работа.
- Послушайте стихотворение. Расскажите, что делал ветер. Какой частью речи являются эти слова? Почему?
Осторожно ветер
Из калитки вышел,
Постучал в окошко,
Пробежал по крыше;
Поиграл немного
Ветками черёмух,
Пожурил за что-то
Воробьёв знакомых…
(М. Исаковский)
- В каком значении употреблены глаголы - в прямом или переносном? Докажи. Выпиши глаголы, поставив к ним вопрос:
Ветер (что сделал?) вышел, постучал, пробежал, поиграл, пожурил.
- Игра «Узнай предмет по действиям» (Устно)
___ прыгает, а ___ летает. ____ лает, а ___ мяукает.
___ ползает, а ___ плавает. ___ хрюкает, а ____ поёт.
___ мычит, а ___ блеет. ___ кукует, а ___ квакает.
- Выборочный диктант. Выписать глаголы.
Зелёный, зелень, зеленеет; варенье, варить, варёный; побелка, белый, белить; рисует, рисунок; молчаливый, молчит; светлячок, светит, светлый.
Физкультминутка. (Выполняем действия, которые указываются )
Мы на плечи руки ставим, начинаем их вращать.
Так осанку мы исправим – раз, два, три, четыре, пять.
Руку правую поднимем, а другую вниз опустим,
Мы меняем их местами, плавно двигаем руками.
А теперь давайте вместе пошагаем все на месте.
- Игра «Цепочка». Устно. (Образовать однокоренные глаголы от имён существительных).
Завтрак – завтракать, обед, работа, ужин, рисунок, мороз, смех, труд, чтение, звук, гром, стук, свет, боль, стон, игра, круг, треск, смотр.
- Работа с учебником, с. 68, упр. 116. (В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
- Самостоятельная работа. Выписать из стихотворения глаголы к словам зима и весна по образцу:
Зима (что делает?) …, …. Весна (что делает?) …, ….
Зима ещё хлопочет
И на весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
(Ф. Тютчев)
3.7. Комментированное письмо.
- Запишите предложение, поставив вопросы к глаголам. Образец: Андрей (что делает?)уезжает, а друзья его (что делают?) провожают.
Учитель объясняет, а ученики отвечают.
Мама читает, а дети слушают.
Родители работают, а сын учится.
- Письмо по памяти.
Травка зеленеет.
Солнышко блестит.
Ласточка с весною
В сени к нам летит. (А. Плещеев)
- Подчеркни глаголы.
4. Итог.
- С какой частью речи познакомились? Что обозначают глаголы? На какие вопросы отвечают? Подберите глаголы к слову: солнышко, школьник.
5. Релаксация.
- Закончи предложение то, которое тебе подходит по результатам урока:
Мне понравилось….
Я не понял(а)…
Мне было интересно….
Для меня было сложным…
Я узнал(а), что …