урок литературного чтения издательство " Алматыкітап"
Тема: В.Гаршин « Лягушка – путешественница»
Цель: учить учащихся анализировать художественный текст;
- формировать читательский кругозор и приобретение опыта самостоятельной читательской деятельности;-
Задачи: продолжить работу по формированию умения проводить анализ произведения
- учить пересказывать текст с опорой на план
- совершенствовать навык выразительного , вдумчивого, осознанного чтения;
- воспитывать нравственные черты характера, любовь к чтению.
Ход урока.
I . Организационный момент.
Прозвенел звонок веселый.
Мы начать урок готовы.
Будем слушать, рассуждать
И друг другу помогать.
Слайд №1.
1. Речевая разминка. Слайд №2.
Сегодня урок литературного чтения мы начнём с заучивания скороговорки.
Слышен шорох в камышах, от него шумит в ушах,
Сто бесстрашных лягушат, цаплю шепотом страшат.
II. Проверка домашнего задания.
- Как вы думаете, почему мы начали урок с заучивания скороговорки?
- Какое произведение читали на прошлом уроке? Кто автор?
- Сейчас проверим как вы запомнили сказку.
Загадка: В этой сказке ради шутки
Замечательные утки понесли с собой на юг
Позабывшую испуг
Как зовётся их подружка?
Ну, конечно, же, ….. ( лягушка) Слайд № 3-9
- В домашнем задании надо было нарисовать рисунки к понравившемуся эпизоду. Предлагаю вам посмотреть на выставку ваших рисунков. ( Несколько рисунков дети объясняют)
III. Физминутка. Подвигайте пальчиками рук…
Повертите головой по кругу медленно…
Пошевелите носиком…, а теперь глазками по кругу.
Ну а теперь у нас нет ничего, что могло бы двигаться. Сидим, смотрим, слушаем.
IV. Работа по теме урока. Постановка целей.
- Сегодня мы продолжим работу по сказке В.Гаршина « Лягушка – путешественница» . Цель нашего урока: разделить текст на части и составить план.
Сейчас вы будете работать в группах, выделять части текста. Давайте вместе попробуем определить количество частей. Запись в тетради.
- О чём рассказывается в сказке в самом начале? ( О жизни лягушки до встречи с утками)
- Что произошло потом? ( встреча с утками, замечательная идея)
- Полёт на юг. ( путешествие)
- Что случилось во время путешествия ? ( падение в грязный пруд)
- Загадка. А попала ли она на далёкие юга?
Нет иль да? Нет!
Отчего же упала лягушка?
Оттого, что была та... Хвастушкой
- Что у нас получилось? ( план)
Самостоятельная работа . Дети делят текст на части. Готовят краткий пересказ.
Составление кластера.
- Ребята, какие у вас ассоциации , когда слышите слово ЛЯГУШКА?
Лягушка – болото, мошки, лето, вода, кваканье, прыжок,
Физминутка
На болоте две подружки, две зелёные лягушки
Утром рано умывались, полотенцем растирались
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.
V. Инсценирование.
Сейчас я предлагаю вам посмотреть небольшую инсценировку , которая называется « Чудная история о необыкновенной хвастунишке»
1 лягушка: Это я! Это я придумала! ( высовывается осторожно, оглядывается по сторонам)
2лягушка: Это ты так громко кричала?
1- Да, это я прощалась со своими любимыми утками.
2- Ах, у вас есть свои утки?
- Да, мои собственные, которые носят меня туда, куда я хочу. Просто я долго думала про жизнь и наконец, изобрела необыкновенный способ путешествия на утках.
2- Ах, вы такая умная! Вы такая отважная! А почему же вы не полетели на юг с ними? Там говорят сейчас тепло , и много комаров и мошек.
1- Пусть летят. Я отпустила их в отпуск. Я на юге бываю каждый год, поэтому меня уже ничем не удивишь.
2- Ах, как интересно! Какая у вас замечательная жизнь! Расскажите, как там в другом краю?
1- Конечно, лучше, чем в вашем грязном пруду
2- не говорите, здесь так скучно и неуютно! Неужели вы променяли великолепный юг на наш маленький пруд?
1- Я…я…я заехала к вам посмотреть, как вы здесь живёте. Я пробуду у вас до весны, пока не вернутся мои утки! Ква!
1- Ква, ква. Я восторгаюсь вами.
1- Ква, ква! Я сама себе нравлюсь!
VI Работа с пословицами.
- Понравилась вам инсценировка?
Обратите внимание на доску. Какие пословицы подходят к сказке? Объясните смысл.
- Хвастовство само себя накажет.
- Кто хвалится, тот с горы свалится.
Произведение В.Гаршина – сказка. А в сказке происходят чудеса.
VII. Дерево предсказаний. Давайте и мы с вами сейчас сотворим чудо, посадим дерево и назовём его деревом предсказаний. У каждого дерева есть ствол, а главной нашей героиней является лягушка. От ствола отходят ветви, а у лягушки есть качества. Назовите их.- лягушка была осторожная, любознательная, изобретательная, смелая, От На ветвях растут листья приведите аргументы.
Например: Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки, лягушка на всякий случай нырнула под корягу, выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.
Лягушка любознательна: её очень хочется выяснить, куда летят утки, что такое юг, она решается на далекое путешествие, во время которого старается как можно лучше рассмотреть мир .
Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг.
Лягушка и смелая, она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".
А самое главное качество лягушки вы забыли – хвастливая.
- А теперь внимание: Чёрный ящик. В этом ящике находится предмет, который
На лугу по кочкам
Прыгает листочком!
Выпуклые глазки
И кривые лапки.
Только где же ушки?
Кто это? ( лягушка) ( из ящика учитель берёт лягушку)
- Ребята, я предлагаю вам подойти к лягушке и сказать всё, что бы вы хотели, может быть дать какой - то совет.
- Я думаю, что ко всем вашим советам и предложениям она прислушалась, и стоит её отпустить в плаванье.
VIII Творческое задание. Ну а отправим мы лягушку путешествовать на кораблике Дружбы. Я предлагаю вам группой сделать кораблик.
- Вот теперь лягушка смело может путешествовать на кораблике, а чтобы ей было не скучно плыть одной, вместе с ней поплывут все кораблики. Нам только стоит помахать ей в след.
VIII.Рефлексия.
Перепутанные логические цепочки.
Я думаю, что у лягушки будет самое увлекательное путешествие . Но что это такое? Конверт. Давайте посмотрим, что там есть.
- Дорогие мои друзья! Мне было приятно с вами познакомиться, вы меня многому научили и дали хорошие советы. У меня от счастья кружится голова. И наверное, многое перепутала. Помогите мне!
Внимание задание: Расставьте предложения в правильном порядке, чтобы получился рассказ.
№6 Нашли хороший прутик.
№ 10 И с криком полетела вниз.
№ 1 Жила – была на свете лягушка – квакушка.
№ 2 Вдруг тонкий звук раздался в воздухе.
№ 3 Утки сели в то самое болото, где жила лягушка.
№7 Лягушка повисла на нем.
№ 5 Лягушка попросилась лететь с ними
№8 Смотрите, какое чудо.
№ 9 Тут лягушка не выдержала. – Это я придумала! Это я!.
№ 4 Уже холодно становится, быстрее на юг.
IX. Итог урока.
- Вот мы ещё раз с вами кратко пересказали сказку. И подводя итог урока попробуем составить синквейн . Выставление оценок.
X. Домашнеее задание. Составить кроссворд по сказке. , подготовить пересказ по плану.