Конспект урока литературного чтения В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница"
Конспект урока литературного чтения В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница"
Урок литературного чтения. 4 класс.
УМК «Начальная школа XXI века”
Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Тип урока. Открытие новых знаний.
Метод. Проблемно-исследовательский
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект урока литературного чтения В. М. Гаршин "Лягушка - путешественница" »
Урок литературного чтения. 4 класс.
УМК «Начальная школа XXI века”
Тема. В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Цели:
Обучающие: подвести обучающихся к пониманию содержания и основной мысли произведения посредством анализа содержания сказки, освоение позиции читателя-исследователя; исследование внутреннего мира героя и автора произведения.
Развивающие: способствовать развитию навыков анализа художественного текста, внимательного отношения к слову, обогащению словарного запаса детей, умений работать с текстом, формировать систему читательских умений.
Воспитывающие: содействовать воспитанию нравственных качеств на примере произведения В. М. Гаршина.
Тип урока. Открытие новых знаний.
Метод. Проблемно-исследовательский
Оборудование: книги В. М. Гаршина, иллюстрации к сказке, карточки с характеристикой героя, учебник «Литературное чтение» Л. А. Ефросинина, рабочие тетради №1, презентация.
Ход урока
I. Организационный момент
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.
II. Разминка
- Способ передвижения Бабы – Яги и Ведьмы? (Ступа)
- Сколько человек тянули репку? (3)
- Кто из героев русских народных сказок был хлебобулочным изделием? (Колобок)
- Какого зверя в русских народных сказках называют Топтыгин? (Медведь)
-Сестрица Иванушки? (Алёнушка)
-У кого смерть была на конце иглы? (Кощей)
- Кто из обитателей болота стал женой Ивана – царевича? (Лягушка)
-Какой российский город квакает? (Москва)
- Кто может пить ногой? (Лягушка)
III. Актуализация знаний.
-Из каких сказок эти предметы? (Рисунки: красная шапочка, золотой ключик, хрустальные туфельки)
-Почему эти предметы распределены в 2 группы? (Одни из народных сказок, другие из авторских)
-Чем отличаются литературные сказки от народных?
IV. Сообщение темы и цели урока.
– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.
1. Познакомиться с …..
2.Разделить на ….
3.Озаглавить….
4.Составить…..
5.Характеризовать ….
6.Определить главную….
V. Вступительная беседа.
- Прочитайте загадки и отгадайте их
1. Вдоль по речке, по водице.
Плывет лодок вереница.
Впереди корабль идет,
За собою всех ведёт. (Утка с утятами).
2. Выпучив глаза сидит,
По-французски говорит,
По-блошьи прыгает.
По-человечьи плавает. (Лягушка.)
– Как вы думаете, почему к этому уроку я выбрала именно эти загадки? (Предположения детей.)
-А что вы знаете про лягушку? (Рассказы детей)
Обобщение и дополнение ответов детей.
- Лягушки и жабы живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам: у травянистых лягушек грубеет горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.
- Оказывается, по поведению лягушки, как говорится в народных приметах, можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.
- Назовите тему урока.
– Как называется произведение, с которым мы познакомимся на уроке?
- Определите жанр произведения.
– Прочитайте имя, отчество и фамилию автора.
VI. Жизнь и творчество В. М. Гаршина
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Когда ему минуло девять лет, он был привезён матерью в Петербург и определён в первый класс гимназии. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
В старших классах гимназии Гаршин все более и более уходил в книги. Он учредил даже вместе с несколькими товарищами общество составления библиотеки: на добровольные пожертвования приобретались книги. В тоже время Гаршин начал уже писать, участвуя в гимназических рукописных журналах.
Сказка “Лягушка- путешественница” написана в 1878 году.
VII. Словарная работа
- По ходу чтения вам встретятся слова, постарайтесь понять их значение, подберите к ним синонимы.
Игра “Прятки” (Учитель читает начало части, а дети отыскивают.)
1 часть. Жила– была на свете лягушка – квакушка.
2 часть. Вдруг тонкий, свистящий, прерывистый звук раздался в воздухе.
3 часть. И она шлепнулась с сучка, на который было, снова влезла.
4 часть. На следующем отдыхе она сказала: “Нельзя ли нам лететь не так высоко?”
5 часть. Тут лягушка не выдержала и, забыв всякую осторожность, закричала изо всей мочи.
6 часть. Она скоро вынырнула из воды и тот час же опять сгоряча закричала во все горло.
Озаглавить каждую часть.
План:
1. Лягушка наслаждалась теплым дождиком.
2. Лягушка вступает в разговор с утками.
3. Лягушка отправилась в путешествие.
4. Удивление людей.
5. Результат самовосхваления.
6. Хвастливые рассказы путешественницы.
IX. Физкультминутка.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали, ручками хлопали.
Вправо, влево наклонялись
И обратно возвращались.
Видим, скачут по опушке
Две весёлые лягушки,
Прыг- скок, прыг-скок,
Прыгай с пятки на носок.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкульт привет!
X. Авторское отношение.
- Какие автор использует выражения и слова, чтобы показать своё отношение к лягушке на протяжении всей сказки? Одинаково ли он к ней относится?
- Для ответа на этот вопрос, давайте ещё раз перечитаем первые четыре абзаца и найдём слова и выражения, которые использовал автор, чтобы показать своё отношение к лягушке. (По ходу чтения работаем карандашом)
(Он её любит, она ему нравится, он ею восхищается.)
- Докажите словами автора.
Наслаждалась, какая прекрасная, восхитительно, приятно, нежилась, пришла в восторг
- Вывод: ( Именно эти выражения характеризуют доброжелательное отношение к героине).
Характеристика лягушки.
- Теперь давайте попробуем нарисовать портрет лягушки. Какой была лягушка? Какие черты характера проявляет героиня?
Найдите в сказке подтверждение тому, что лягушка была:
1 пара "осторожная"
(Лягушка была осторожной. Это можно подтвердить несколькими примерами из сказки: когда на озеро, где жила лягушка спустились утки и одна из них сказала, что надо "покушать", лягушка на всякий случай нырнула под корягу, хотя знала, что утки её, такую большую и толстую, есть не станут; выслушав рассказ утки о юге, лягушка пришла в восторг; но, прежде, чем отправиться на юг, всё-таки спросила, много ли там комаров и мошек.)
2 пара "изобретательная"
(Да, её можно назвать изобретательной, т.к. она сама "изобрела" новый способ путешествия на утках и её ум привёл уток в такой восторг, что они единодушно согласились нести её.)
3 пара "смелая"
(Лягушка и смелая, потому что она во время путешествия не поддаётся чувству страха, когда стая уток поднялась в воздух, у лягушки дух захватило от страшной высоты, она "болталась в воздухе, как бумажный паяц, и изо всей силы стискивала челюсти, чтобы не оторваться", "нёсшие её утки переменялись на лету, ловко подхватывая прутик"; лягушке хотелось квакнуть от страха, "но нужно было иметь присутствие духа, и она имела его".)
Вывод: (За эти качества: осторожность, любознательность, находчивость, смелость - лягушку можно похвалить, они вызывают у автора хорошее отношение к лягушке.)
XII. Выделение главной мысли произведения.
- Итак, необыкновенная, замечательная лягушка стала путешественницей. Она поднялась в небо, и дух у неё захватило от страшной высоты и восторга.
– Объясните, почему она просила уток лететь пониже? (Чтобы похвастаться).
– Гаршин даёт нам новую характеристику лягушки. Какая она? (Хвастливая)
- Какой порок помешал ей довести до конца хорошо начатое дело, сбыться её мечте? (Хвастовство)
– Скажите, изменилось ли отношение автора, к своей героине?
(Да изменилось, он говорит о лягушке с иронией, когда описывает её полет)
- У Гаршина в тексте есть особые слова, сочетания слов, которые помогают нам понять иронию, с которой автор относится к лягушке.
Постарайтесь их найти во время чтения. Чтение от слов: «Это я! Это я! И с эти криком…» до слов: «…на краю деревни».
Полетела вверх тормашками, бедная спутница, дрыгала всеми лапами, бултыхнулась в воду.
- За что автор наказал лягушку? (За хвастовство и тщеславие)
- Перестала хвастаться лягушка после падения? (Нет, она тут же нашла выход из создавшейся ситуации, проявив себя необыкновенной выдумщицей, рассказчицей, но хвастаться не перестала).
XIII.Определение проблемы, поднятой в произведении.
- Какая проблема лежит в основе сказки? (Проблема хвастовства лежит в основе сказки В.М. Гаршина "Лягушка-путешественница)
- Прочитайте выписанные черты характера лягушки.
- Разделите названные качества на положительные и отрицательные .
- Как же автор относится к своей героине? (Он видит в ней не только хвастовство, но и хорошие качества: воспитанность, вежливость, смелость, любознательность.)
- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории- поведения лягушки?
(Образ лягушки из сказки Гаршина – это аллегория хвастовства и нескромности. Автор иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых)
- Итак, вернёмся к началу урока, какое видение на мир «зашифровал» автор.
( Порок хвастовства, нескромности) .
- Хвастовство и нескромность до добра не доведёт. Хвастунишки выглядят нелепо и смешно. Хвастовство - несчастье человека.
- Как вы думаете, в жизни бывают люди с такими человеческими пороками?
( Автор с иронией говорит о людях, у которых есть такая черта характера. Говорит о людях умных, но хвастливых. ).
XIV. Рефлексия.
Экспресс – опрос.
1. Происшествие с лягушкой произошло зимой?
2. Утки летели на север?
3. После рассказа утки о юге, лягушке захотелось там побывать?
4. Приспособление для путешествия придумала лягушка?
5. Гордилась ли она этим?
6. Хотела ли лягушка показать себя и послушать как ее хвалят?
7. Смогла ли она сдержаться и не ответить людям, кто придумал такую хитрую штуку?
8. Лягушка упала в озеро?
9. Сбылась ли ее мечта побывать на юге?
10. Можно ли лягушку назвать хвастуньей?
-- Проверка теста в парах, оценивание друг друга самими учащимися.
( Учитель даёт ключ – ответы).
1. -- 4. + 7. -- 10. +
2. -- 5. + 8. –
3. + 6. + 9. --
XV. Итог урока.
– Что нового узнал на уроке?
– Чему научился?
– Достиг ли цели урока?
– Что у тебя получилось?
– Над чем еще надо поработать?
Домашнее задание. Пользуясь планом от имени лягушки пересказать содержание сказки.