Урок литературного чтения в 3-м классе
по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.)
Учитель: Акимжанова А.А.
Цели:
- обеспечение целостного восприятия и понимания текста;
- осмысление заглавия произведения;
- формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
- давать характеристику героини произведения;
- развитие творческих способностей, связной речи, памяти;
- содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.
Ход урока
I. Организационный момент.
Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.
Проверка Д/З
II. Побуждение
-Сегодня мы будем читать новое произведение.
-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать.
В зелёной тине, иль в болоте
Её вы вечером найдёте:
Она бултых! – как будто в лужу,
Лишь голова торчит наружу.
Она уж очень любит дождик,
И от него не скачет в домик:
На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает.(Лягушка).
А что вы знаете о лягушках? Сбор ассоциаций
Лягушки живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам: у травянистых лягушек грубеет горлышко, а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.
У лягушек чрезвычайно большое значение в науке. Трудно даже перечислить все открытия, которыми человечество обязано опытам и наблюдениям над лягушками.
Биологи совершенствовали на них свои методы физиологического эксперимента.
Амфибии послужили и физике: в 1780 г итальянский исследователь Луиджи
Гальвани установил, что ножка лягушки сокращается под действием
электрического заряда. И лягушачья лапка на долго стала единственным
измерительным прибором электрофизики. С помощью лягушек изучают
генетический аппарат клетки, регенерацию органов, совместимость тканей и
многое другое. В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях. Есть и второй памятник
лягушки – в Токио.
По поведению лягушки можно определить погоду.
Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.
Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.
III. Реализация.
Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”
-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница»
– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)
-Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который едет в новое неизвестное место.)
-Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)
Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.)
Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)
Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.
Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.
Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.
-К какому жанру можно отнести это произведение? (Это сказка.)
-Докажите, что это сказка. Какие части можно выделить в этой сказке? (В сказке есть зачин и концовка, животные разговаривают и т.д.)
-Что ещё вы можете сказать об этой сказке? (Это авторская сказка.)
-Почему её называют авторской? (Эту сказку написал автор, писатель.)
-Кто написал эту сказку? (Всеволод Михайлович Гаршин)
Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году. Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой.
– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.
Познакомимся с …. (литературной сказкой)
Учиться составлять….(план сказки)
Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)
Озаглавливать…. (части сказки)
Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)
Чтение рассказа по частям и группам 1гр и 2 гр читает 1 часть, 3гр и 4гр читает 2 часть, затем каждая группа отвечает на вопросы по карточкам и озаглавливает
Ответьте на вопросы:
-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)
-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)
-О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)
-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким
дождиком.)
-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)
-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)
- Озаглавьте 1 часть (Беззаботная жизнь лягушки.)
б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.
2 часть.
-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)
-Куда летели утки? (На юг.)
-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос. (выборочное чтение)
-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)
-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)
-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)
-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)
-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)
-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась лететь вместе с утками.)
-Подберите заголовок ко 2 части. (Решение лягушки лететь с утками.)
– Как вы думаете, что будет дальше?
Словарная работа
Объясните значение слов и выражений.
1. Уронить достоинство
Авторитет, честь и т. п.
2. Захватило дух
Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра
3. Присутствие духа
Полное самообладание, уверенность в себе
4. Бумажный паяц
Старинное название клоуна (паяц)
5. Скирды
Большой, обычно продолговатый стог сена
6. Стук цепов
Ручное орудие для молотьбы (цеп)
7. Полетела вверх тормашками
Головой вниз
8. Закричала во все горло
Слишком громко
9. Верста
Старинная русская мера равная
1 км. 6 м.
1. Уронить достоинство
2
Стало трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра
2. Захватило дух
7
Головой вниз
3. Присутствие духа
1
Авторитет, честь и т. п.
4. Бумажный паяц
9
Старинная русская мера равная
1 км. 6 м.
5. Скирды
6
Ручное орудие для молотьбы (цеп)
6. Стук цепов
5
Большой, обычно продолговатый стог сена
7. Полетела вверх тормашками
4
Старинное название клоуна (паяц)
8. Закричала во все горло
8
Слишком громко
9. Верста
3
Полное самообладание, уверенность в себе
IV. Рефлексия.
1. Инструкция к написанию
Эссе
1 – 2 группа «Я – лягушка»
3-4 группа «Я – утка».
2. Обсуждение в группах. Выбор спикера.
3. Авторский стул – презентация работ.
V. Итог урока.
-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)
-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство.)
-Что вам понравилось в поведении лягушки? (Понравилась сообразительность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места.)
-Какая черта характера этому соответствует? (Любознательность.)
- что ещё можно рассказать о поведении лягушки? (Лягушка не побоялась полететь вместе с утками.)
-Охарактеризуйте тогда героиню. (Смелая.)
-Какие высказывания лягушки оказали решающее значение и поэтому, она не добралась до юга? Найдите эти слова в произведении.
(-Это я! Я!
И с криком она полетела вверх тормашками на землю.)
-Как вы думаете, какая черта характера лягушки помешала окончить путешествие вместе с утками? (Лягушке помешала такая черта характера, как хвастовство.)
-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость, но и хвастливость.)
-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки
1.Смелость города берёт
2.Хвастовство само себя наказывает
3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь
(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)