kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" Учитель: Акимжанова А.А.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок литературного чтения в 3-м классе

по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" (2 ч.)

Учитель: Акимжанова А.А.

Цели:

  • обеспечение целостного восприятия и понимания текста;
  • осмысление заглавия произведения;
  • формирование коммуникативных умений: выделять главную мысль текста и каждой части, озаглавливать части текста, отвечать и задавать вопросы по тексту,
  • давать характеристику героини произведения;
  • развитие творческих способностей, связной речи, памяти;
  • содействовать воспитанию нравственных качеств: находчивости сообразительности, смелости, правдивости.

Ход урока

I. Организационный момент.

Всем, всем добрый день!
Прочь с дороги наша лень!
Будем мы трудиться,
Грамотно читать учиться.

Проверка Д/З

II. Побуждение

-Сегодня мы будем читать новое произведение.

-Отгадайте загадки и скажите, о ком мы будем читать.

В зелёной тине, иль  в болоте
Её вы вечером найдёте:
Она бултых! – как будто в лужу,
Лишь голова торчит наружу.
Она уж очень любит дождик,
И от него не скачет в домик:
На кочке, мягкой, как подушка,
С восторгом квакает.(Лягушка).

А что вы знаете о лягушках? Сбор ассоциаций

Лягушки  живут по всей земле. Нет их только в соленых морях и озерах. Зимой они спят подо льдом и снегом. А дышать и даже пить могут кожей. Взрослые лягушки скачут по земле. Ловко лазают по деревьям. А маленькие живут в воде, их зовут головастиками. Лягушки готовятся к весенним концертам, как и люди к праздникам:  у травянистых лягушек грубеет горлышко,  а остромордые от ног до головы становятся голубыми. Но особенны цветастые лягушки. Поют лягушки старательно и усердно. Стоны, шипение, писк, рев, хрюканье, кваканье! Пение на любой слух и вкус.

У лягушек чрезвычайно большое значение в науке. Трудно даже перечислить все открытия, которыми человечество обязано опытам и наблюдениям над лягушками.
Биологи совершенствовали на них свои методы физиологического эксперимента.
Амфибии послужили и физике: в 1780 г итальянский исследователь Луиджи
Гальвани установил, что ножка лягушки сокращается под действием
электрического заряда. И лягушачья лапка на долго стала единственным
измерительным прибором электрофизики. С помощью лягушек изучают
генетический аппарат клетки, регенерацию органов, совместимость тканей и
многое другое. В Париже у здания Пастеровского института воздвигнут памятник лягушке на средства, собранные студентами-медиками, в знак уважения и признательности за поистине неоценимые заслуги этого малоприметного создания в медицинских, физиологических и фармакологических исследованиях. Есть и второй памятник
лягушки – в Токио.

По поведению лягушки можно определить погоду.

Если лягушка сидит в воде, то будет дождь или ветер.

Когда лягушка вылезает из воды, сидит на дереве и квакает, то надо ждать хорошей, сухой погоды.

III. Реализация.

Знакомство со сказкой “Лягушка-путешественница”

-Сегодня мы будем читать об одной очень интересной лягушке. Написал это произведение Всеволод Михайлович Гаршин, а сказка называется «Лягушка путешественница»

– Ребята, прочитайте название сказки, вдумайтесь в него. Разве лягушки бывают путешественниками? И как это может быть? (Предположения детей.)

-Кого мы называем путешественником? (Человека, который открывает новые места. Человека, который  едет в новое  неизвестное место.)

-Чем привлекательны путешествия? (В путешествиях узнаёшь что-то новое.)

Ученик рассказывает о писателе. (На доске портрет.)

Всеволод Михайлович Гаршин (1855-1888 г.)

Всеволод Михайлович Гаршин родился в 1855 году в семье военного. С раннего детства ему пришлось много странствовать, побывать в разных местах России! Грамоте научился он на пятом году и принялся за чтение всех книг, какие ему попадались под руки. Учился он хорошо и оставил приятные воспоминания в своих учителях и воспитателях. Товарищи, в свою очередь, в нем души не чаяли, и он приобрел среди них много друзей, с которыми до смерти поддерживал задушевные отношения.

Всеволод Михайлович любил природу. Летом в деревне возился с ящерицами, жуками, лягушками; изучал их жизнь, наблюдал за ними.

Сказка “Лягушка– путешественница” написана в 1878 году.

-К какому жанру  можно отнести это произведение? (Это сказка.)

-Докажите, что это сказка. Какие части можно выделить в этой сказке? (В сказке есть зачин и концовка, животные разговаривают и т.д.)

-Что ещё вы можете сказать об этой сказке? (Это авторская  сказка.)

-Почему её называют авторской? (Эту сказку написал автор, писатель.)

-Кто написал эту сказку? (Всеволод Михайлович Гаршин)

Автором этой сказки является Всеволод Михайлович Гаршин. Её он написал в 1878 году. Сегодня на уроке мы будем работать над этой сказкой.

– Сформулируйте цели урока, используя опорные фразы.

Познакомимся с …. (литературной сказкой)

Учиться составлять….(план сказки)

Выделять главную… текста и … части (главную мысль текста и главную мысль каждой части)

Озаглавливать…. (части сказки)

Отвечать на… и … их своим товарищам (на вопросы и задавать их своим товарищам)

Чтение рассказа по частям и группам 1гр  и 2 гр читает 1 часть, 3гр и 4гр  читает 2 часть, затем каждая группа отвечает на вопросы по карточкам и озаглавливает

Ответьте на вопросы:

-Где жила лягушка? (Лягушка жила в болоте)

-Как жилось лягушке в болоте? (Жила благополучно, ловила комаров и мошку.)

-О чём думала, когда сидела на сучке? (выразительное чтение слов лягушки)

-Чем наслаждалась лягушка? (Наслаждалась тёплым мелким

дождиком.)

-В чём было счастье лягушки? (Она жила на болоте беззаботно, наслаждалась всем вокруг.)

-Что самое главное в этой части? (Главное – это жизнь лягушки в болоте.)

- Озаглавьте 1 часть (Беззаботная жизнь лягушки.)

б) Чтение второй части хорошо читающими детьми.

 2 часть.

-Кого увидела лягушка на болоте? (Лягушка увидела уток.)

-Куда летели утки? (На юг.)

-Что интересного рассказали утки лягушке про юг? Выберите и прочитайте ответ на мой вопрос.   (выборочное чтение)

-Почему лягушка решилась лететь на юг вместе с утками? (Она очень хотела побывать на юге?)

-Почему? (ей было скучно на болоте; она была очень любопытна; ей хотелось посмотреть на огромный мир, который не смогла бы увидеть, сидя в болоте)

-Какую черту характера мы увидели в лягушке? (Она любознательная.)

-Отступила ли лягушка от решения полететь с утками, ведь у неё нет крыльев? (Нет.)

-Как это её характеризует? ( Она настойчивая.)

-Попробуйте сформулировать главную мысль этой части. О чём в ней рассказано? (Лягушка встретилась с утками. Она много узнала о юге и решилась  лететь вместе с утками.)

-Подберите заголовок ко 2  части. (Решение лягушки лететь с утками.)

– Как вы думаете, что будет дальше?

Словарная работа

Объясните значение слов и выражений.

1. Уронить достоинство

Авторитет, честь и т. п.

2. Захватило дух

Стало  трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра

3. Присутствие духа

Полное самообладание, уверенность в себе

4. Бумажный паяц

Старинное название клоуна (паяц)

5. Скирды

Большой, обычно продолговатый стог сена

6. Стук цепов

Ручное орудие для молотьбы (цеп)

7. Полетела вверх тормашками

Головой вниз

8. Закричала во все горло

Слишком громко

9. Верста

Старинная русская мера равная

1 км. 6 м.

1. Уронить достоинство

2

Стало  трудно дышать от резких движений, волнений, страха, а так же от холода и ветра

2. Захватило дух

7

Головой вниз

3. Присутствие духа

1

Авторитет, честь и т. п.

4. Бумажный паяц

9

Старинная русская мера равная

1 км. 6 м.

5. Скирды

6

Ручное орудие для молотьбы (цеп)

6. Стук цепов

5

Большой, обычно продолговатый стог сена

7. Полетела вверх тормашками

4

Старинное название клоуна (паяц)

8. Закричала во все горло

8

Слишком громко

9. Верста

3

Полное самообладание, уверенность в себе

IV. Рефлексия.

1. Инструкция к написанию

Эссе

1 – 2 группа «Я – лягушка»

3-4  группа «Я – утка».

2. Обсуждение в группах. Выбор спикера.

3. Авторский стул – презентация работ.

V. Итог урока.

-Почему так печально закончилась удивительная история лягушки? (Лягушка не смогла долго молчать и поэтому открыла рот. Она хотела всем рассказать о своей находчивости и сообразительности.)

-Кто виноват в том, что лягушка так и не увидит никогда тёплых стран? (Виновата сама лягушка, её хвастовство.)

-Что вам понравилось в поведении лягушки? (Понравилась сообразительность лягушки. Лягушка хотела побывать на юге и увидеть новые места.)

-Какая черта характера этому соответствует? (Любознательность.)

- что ещё можно рассказать о поведении лягушки? (Лягушка не побоялась полететь вместе с утками.)

-Охарактеризуйте тогда героиню. (Смелая.)

-Какие высказывания лягушки оказали решающее значение и поэтому, она не добралась до юга? Найдите эти слова в произведении.

(-Это я! Я!

И с криком она полетела вверх тормашками на землю.)

-Как вы думаете, какая черта характера лягушки помешала окончить путешествие вместе с утками? (Лягушке помешала такая черта характера, как хвастовство.)

-Можно ли сказать, что люди тоже обладают отдельными достоинствами и недостатками, которые характерны для главного действующего лица сказки – лягушки? (Люди тоже имеют такие черты характера, как сообразительность, смелость,  но и хвастливость.)

-Прочитайте пословицы и выберите ту, которая отображает главную мысль этой сказки

1.Смелость города берёт

2.Хвастовство само себя наказывает

3.За двумя зайцами погонишься, ни одного не поймаешь

(Главной мысли этой сказки соответствует вторая пословица. Главная героиня не смогла достичь юга, потому что она хотела похвастаться и рассказать всем о себе. Так она себя наказала.)

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок литературного чтения в 3-м классе по сказке В.М. Гаршина "Лягушка–путешественница" Учитель: Акимжанова А.А. »

Краткосрочное планирование литературному чтению на тему «Любитель холодных ванн» в 3 «В» классе

Цель урока (когнитивная): Овладеть знаниями о птицах, а именно об Оляпки, определение важности использования холодных ванн.

Цель (исследовательская): Создание образовательной среды, способствующей тому, чтобы каждый ученик мог реализовать себя как субъект собственной жизни, деятельности и общения

Ожидаемые результаты

А: Ученики знают птиц, разновидности птиц, называют их.

В: Ученики могут дать характеристики птиц.

С: Ученики могут моделировать вопросы, аргументировать свою позицию.


Этап урока

Время

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Ресурсы

Оценивание для обучения

Модули

Мотивационный

15 мин

Выйти на тему урока, создать мотивацию у учащихся, пробудить интерес

9

1. Проведение бодрячка

2. Создание ситуации благоприятного психологического климата «Солнце светит на того…».

Посадить детей в круг на стулья, ведущий в центре проговаривает слова. К кому эти слова подходят, встают и пересаживаются на свободный стул, кто не успел сесть на стул, встает на место ведущего.

Например: Солнце светит на того, кто сегодня пришел в школу с мамой.

Повторяют движения.

Учащиеся садятся в круг, один встает на место ведущего и начинает игру.

Видеоролик



Новые подходы в преподавании и обучении, возрастные особенности

6

3. Стратегия «Предположения»

учащимся предлагается из прочитанных предположений выбрать те, которые относятся к птице оляпки. Проверка по слайду. Поет в трескучий мороз, зимой ныряет в прорубь, может жить под водой, умеет бегать по дну, это лягушка, умеет грести под водой крыльями, перья покрыты жиром.

Учитель выводит детей на тему:

- О какой птице вы не знаете ничего, или совсем мало?(об Оляпки).

4. Совместная выработка критериев успешности работы в группах.

- Перед тем как начать работать, нам необходимо выработать правила работы в группе. Какие правила вы предложите?

5. Постановка целей урока детьми.

- Тема нашего урока – «Любитель холодных ванн». Зная тему урока, какие цели вы поставите перед собой, что вы хотите узнать, что научиться делать?


Учащиеся берут по 1 название понравившейся птицы и рассаживаются по названию птиц.


Говорят, о чем на уроке пойдет речь (о птице Оляпки).

Предлагают правила для работы в группе.

Ставят цели к уроку.

Конверты с названиями птиц.






















Слайд












Вырабатывают критерии

Новые подходы в преподавании и обучении





















ИКТ

Операционный

20 мин

Изучение нового материала с использованием новых подходов в обучении

10

6. Стратегия «Знаешь - расскажи»

- Сейчас вы получите конверты с картинками. Вам необходимо на плакат, в центре которого наклеена профессия, которую собрала ваша группа, вокруг выбрать и приклеить инструменты, относящиеся к этой профессии. Но выполняете работу аккуратно, и чтобы это выглядело красиво. После того как вы выполните задание, составьте рассказ об этой профессии, все что вы знаете, и объясните назначение инструментов, которые вы выбрали для своей профессии.

В группе составьте два вопроса, один будет тонкий, другой толстый. На листочках даны начало вопросов, вам необходимо продолжить вопрос. Выберите человека, который будет защищать ваш плакат. Отвечаете на вопросы всей группой. Если возникнут вопросы, тихонько поднимите руки. На работу вам 10 минут.

- Перед тем как вы начнете работу, распределим роли в группе, то сеть кто, за что будет отвечать. Один будет тайм-кипер, тот, кто следит за временем, второй – спикер, который будет выступать, третий – дизайнер, оформляет работу на постере, четвертый – менеджер, который будет следить чтобы в группе все работали и выполняли задание, пятый – исследователь, правильно распределяет инструменты.

.

Физминутка

Группы получили конверты и постеры. Картинки инструментов, которые относятся к профессии, расклеивают вокруг. По началам готовят один тонкий, один толстый вопросы. Готовят рассказ о профессии.




















Учащиеся повторяют движения

Конверты с картинками инструментов, постеры с приклеенными профессиями, клей, карточки с началами вопросов, бейджи с ролями в группах.



















Видеоролик


Критическое мышление, талантливые и одаренные


















Управление и лидерство в обучении









Возрастные особенности, ИКТ

10

- Группы заканчиваем работу, спикер готовится к выступлению. Остальные готовят свои вопросы к группе, которая будет отвечать. Вопросы задаем только после рассказа спикера.

- Если вам постер и выступление понравилось, то поднимите большой палец вверх, если что-то не совсем понравилось, то на середину палец, если совсем не понравилось, то палец вниз.

Группы слушают выступление спикеров, задают вопросы


Формативная оценка «Большой палец»

Талантливые и одаренные

Рефлексивный

10 мин

Закрепление изученного материала, систематизация знаний, контроль знаний

4

7. Задание для проверки знаний.

Тест по тексту

Учащиеся работают над заданием. Проверяют друг друга .

Задание на каждого ученика,

Взаимопроверка по

Критическое мышление

2

Стратегия «Лучики солнца»

- На листах у вас три солнышка без лучиков. Напишите свое имя и дорисуйте лучики к тому солнышку, какое у вас настроение после пройденного урока.

-Что сегодня на уроке мы изучали? Что было интересного? Где возникли трудности?

Учащиеся дорисовывают лучики и сдают учителю.



Листы с солнышками

Формативная оценка

Оценивание для обучения




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс

Автор: Акимжанова Алия Аманбаевна

Дата: 15.05.2015

Номер свидетельства: 211798


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства