Урок литературного чтения в 4 классе
Тема: В.М.Гаршин «Лягушка – путешественница»
Задачи урока: - обогащать читательский опыт и формировать умение работать с
текстом;
- повышать уровень начитанности;
- работать над умением определять жанр и тему произведения;
- формировать полноценное восприятие художественного
произведения.
Ход урока
.
-
Актуализация опорных знаний.
-
Повторение произведений В.М.Гаршина:
Работа со схемой ( слайд №1)
В.М.Гаршин написал
Сказки сказания стихотворения
- приведите примеры.
-
Работа над сказкой.
- Сегодня мы познакомимся еще с одной сказкой В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница».
- Впервые эта сказка была напечатана в детском журнале «Родник» в 1887 году. И это было последнее произведение писателя.
а) Ознакомительное чтение сказки
( чтение вслух учителем и детьми)
б) Моделирование обложки.
- С каким произведением вы работали? (авторская сказка о животных)
- Какая из этих схем подойдет к нашему произведению? Почему?
Слайд №3
-
Работа над текстом сказки.
1.- Почему лягушка названа путешественницей?
- Кто такой путешественник?
- Найдите в тексте, как лягушка относилась к окружающему миру? (с.94)
- Найдите предложения, в которых автор говорит о лягушке с иронией?
- Какое человеческое качество автор высмеивает с помощью аллегории поведения лягушки? (хвастовство, нескромность).
- Какой порок людей иносказательно осудил автор в образе лягушки?
(Рассказывая о поведении лягушки, Гаршин иносказательно говорит о людях умных, но хвастливых).
- Подумайте, что говорят о лягушке слова: шлепнулась, бултыхнулась, полетела вверх тормашками?
2.Деление на части и озаглавливание.
- Вы прочитали эту сказку, на сколько смысловых частей вы бы ее разделили?
- Жизнь в родном болоте.
- Встреча с утками.
- Выдумка лягушки.
- Путешествие.
- Назад в болото.
3. Упражнение в выразительном чтении.
- Найдите в тексте эпизод «Встреча с утками»:
а) чтение про себя;
б) тренировочное чтение;
в) чтение в лицах.
4. – Мы с вами прочитали замечательную сказку В.М.Гаршина «Лягушка – путешественница», это глубоко поучительное произведение.
По таким произведениям мультипликаторы создают замечательные произведения.
Вот и по нашей сказке тоже создан такой фильм, отрывок из которого мы сейчас посмотрим. Это будет последний эпизод, завершающий бесславное путешествие лягушки. ( просмотр сюжета)
-
Итог урока.
- А сейчас я предлагаю вам отгадать кроссворд, в котором встречаются все герои сказки, а по вертикали должно получиться ключевое слово.
( слайд кроссворда)
л у г
ч е р в я к
ю г
у т к а
м о ш к а
к о м а р
а и с т
По горизонтали:
1. А на мне растут цветы (луг)
2. Мой хвост не отличишь от головы, меня в земле найдете вы (червяк)
3. Одна из сторон света (юг)
4. Пестрая крякушка, ловит лягушек (утка)
5. Кого много на болоте, не мышка, а ……. (мошка)
6. Не зверь, не птица, носок, как спица, летит – пищит, сядет – молчит. (комар)
-
Этот старый наш знакомый,
Он живет на крыше дома.
Длинношеий, длинноносый,
Длинноногий, безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к болоту. (аист)
По вертикали получилась наша главная героиня – лягушка.
-
Домашнее задание по выбору:
А) подготовить выразительное чтение последней части;
Б) рассказать сказку от имени лягушки.