II | Актуализация знаний и постановка проблемы. 1.Ребята, в вашем классе много цветов. Кто ухаживает за ними? Кто следит за порядком в классе? Поднимите руки, у кого есть домашние животные? Кто ухаживает за ними? Могли бы существовать домашние животные без помощи человека? Почему? 2.Посмотрите на экран. Красиво? Нравится? Хотели бы вы оказаться здесь? Какой вопрос возникает? Кто наводит порядок в дикой природе? Если за домашними животными и растениями ухаживает человек, то глядя на картину-слайд какой возникает вопрос? КТО УХАЖИВАЕТ ЗА РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ?- это и есть основной вопрос нашего урока. Как вы думаете, КТО УХАЖИВАЕТ ЗА РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ? Ваши предположения, версии. | Пиктограмма «цветок в горшке» Пиктограмма «человек» Пиктограммы « собака», «попугай» Слайд « лес» Проблемный вопрос КТО УХАЖИВАЕТ ЗА РАСТЕНИЯМИ И ЖИВОТНЫМИ В ДИКОЙ ПРИРОДЕ? Предположения – ответы детей |
III | Совместное « открытие» знаний. 1.Для того, чтобы ответить на вопрос нашего урока выполним 1 задание: у вас на парте лежат таблички голубого цвета с названиями животных и названием местности, соотнесите, составьте пары. Кто где живёт? Давайте проверим. Если у вас всё правильно покажите карточку зелёного цвета. Могут ли растения и животные жить в другом месте? ( У каждого животного есть своё место жительства- место обитания- где он находит все условия, необходимые для жизни: тепло, свет, пищу) 2. Молодцы, справились с 1 заданием. Следующее задание: перед вами картинки, подумайте, как связаны они друг с другом? Составьте цепочку из предложенных рисунков. Осина-заяц-волк Пшеница-мышь-сова Яблоня-тля- божья коровка Давайте проверим. У кого всё правильно- покажите зелёный цвет. Можем ли мы поменять местами эти звенья? В природе организмы одного вида служат пищей для организмов другого вида. Различные животные и растения объединены ПИЩЕВЫМИ СВЯЗЯМИ. Поэтому их не надо кормить. Они живут там, где находят достаточно пищи. Животные питаются друг другом или растениями. 3. Физминутка (изобразить зайчика, медведя, птицу) 4. Ребята, посмотрите внимательно на пищевые связи.( (учебник 2 класс, 2 часть, с 4;А.А.Вахрушев «Окружающий мир»). Первое звено в цепочке - это что? Да, это растения. И это не случайно. Чем они являются для животных? Как можно назвать эти растения? (КОРМОМ). В природе растения кормят животных. Они являются первым звеном в цепи питания.В науке их называют КОРМИЛЬЦАМИ. Что нужно для того, чтобы растение выросло? (ответы детей) СВЕТ ВОЗДУХ органические ВОДА вещества МИНЕРАЛЬНЫЕ ВЕЩЕСТВА 4. Посмотрите, а на 2 и 3 месте в пищевых связях, кого мы видим? ( животных) Как можно назвать животных, которые питаются растениями (едят растения)? Животных называют ЕДОКАМИ. Хотя животные и питаются растениями, они не съедают их до целиком, так что растения снова вырастают. Многие животные помогают растениям: они переносят их пыльцу и семена. Кроме того они дышат, поглощая из воздуха кислород. 5. Работа с текстом (учебник с. 6) А сейчас давайте прочитаем текст и узнаем, что было бы, если в природе были только «кормильцы» и «едоки». Так почему же в природе не накапливаются опавшие листья и ветки, останки животных? Как их назвали? (МУСОРЩИКИ) Все они перерабатывают природный мусор и снова превращают его в минеральные вещества, нужные растениям. | Работа в парах Слайд Карточки (зелёного, красного цветов) Серия карточек (осина, заяц, волк, пшеница, мышь, сова, яблоня, тля, божья коровка) Слайд Карточки (зелёного, красного цветов) Слайд Табличка КОРМИЛЬЦЫ. Слайд ( учебник С.5). Табличка ЕДОКИ Текст. Табличка МУСОРЩИКИ Слайд |
IV | Итог урока. Итак, на какие группы можно разделить живые организмы? Данные группы могут существовать друг без друга? «Содружество» живой и неживой природы, в котором все обитатели чувствуют себя как дома, называются ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ СИСТЕМЫ. ЭКОСИСИТЕМА - это ТЕМА нашего урока. Экосистема устроена чрезвычайно мудро : в ней есть всё, что нужно для жизни, и нет ничего лишнего. ВЫВОД («возвращение» к пиктограммам, к проблемному вопросу) Какой проблемный вопрос возник в начале урока? Проверим наши версии. В природе все живые организмы объединены в экосистемы. Человек ухаживает за природой? Экосистема в дикой природе существует без помощи человека. Кто же ухаживает за животными и растениями в дикой природе? (ответы детей) | Таблички КОРМИЛЬЦЫ, ЕДОКИ, МУСОРЩИКИ Слайд Таблица-плакат «Экосистема». Слайд. На доске: версии. Таблица-плакат «Экосистема». |