kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Открытый урок по окружающему миру для 4 класса на тему " Человеческие расы"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок по окружающему миру по Сингапурской системе обучения в 4 классе по системе Л.В.Занкова  МБОУ « СОШ №7»    г. Менделеевска Республики Татарстан на тему: «Человеческие расы».  Учитель начальных классов высшей категроии : Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Вашему вниманию был предоставлен урок окружающего мира в 4 классе по теме «Человеческие расы». Урок изучения нового материала.

Структура урока полностью соответствует его типу.

      Урок тесно связан с предыдущим материалом и работает на последующие      уроки.

Цель: Ознакомление детей с тремя основными человеческими расами, их особенностями и народами Земли.  Отработка запуска проекта на основе учебного содержания предмета “Окружающий мир”.

Задачи:

- Создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.

- Ознакомить с тремя основными расами людей проживающих на нашей планете.

- Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас.

Формирование УУД:

– коммуникативных навыков через работу в группах, умение вести диалог, выработку и принятие общих решений
– предметно-образовательную компетентность через изучение материала темы” Расы и народы”, осознание различий национальности человека от его расы.
– информационную компетентность через работу с информацией, изложенную в учебнике, энциклопедии, дополнительной литературе, подготовленной учителем и родителями.
– навыков творчества через участие в проектной деятельности
– толерантности через уважительное отношение к людям разных рас и национальностей.

На уроке решались следующие задачи:

Образовательные:

- ввести и разъяснить термин «раса, расизм»;

- Создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.

- Ознакомить с тремя основными расами людей проживающих на нашей планете.

- Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас.

Развивающие:

– коммуникативных навыков через работу в группах, умение вести диалог, выработку и принятие общих решений
– предметно-образовательную компетентность через изучение материала темы” Расы и народы”, осознание различий национальности человека от его расы.
– информационную компетентность через работу с информацией, изложенную в учебнике, энциклопедии, дополнительной литературе, подготовленной учителем и родителями.

- развивать познавательную активность детей, умение рассуждать, обобщать;

Воспитательные:

– навыков творчества через участие в проектной деятельности
– толерантности через уважительное отношение к людям разных рас и национальностей.

Использовалось следующее оборудование: 

 - учебник по системе Л.В.Занкова  , Н.В.Дмитриева «Окружающий мир», 4 класс;

-т аблицы к уроку

-  рисунки учеников на тему « Человеческие расы»;

- презентация к уроку « Человеческие расы»;

-  рабочие тетради по окружающему миру

 

Планируемые результаты деятельности учащихся:

Личностные результаты:

- самостоятельно определять и высказывать свое мнение

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- учить отличать верно выполненное задание от неверного.

Познавательные УУД

- ориентироваться в своей системе знаний;

- находить ответы на вопросы, используя учебник и свой жизненный опыт;

-делать выводы в результате совместной работы всего класса.

Коммуникативные

- уметь оформлять свою мысль в устной речи;

- слушать и понимать речь других;

- учиться выполнять различные роли в группе.

Предметные результаты:

- уметь объяснять мир: приводить примеры классификации человеческих рас и происхождения

На уроке были использованы   следующие методы 

-по виду  источника информации:

словесные (беседа на этапе самоопределения,  при подготовке к активизации познавательной  деятельности,  на этапе изучения нового материала, на этапе  рефлексии, при  подведении  итогов урока.)

наглядные  ( при подготовке к активной познавательной деятельности, на основном этапе  - как сопровождение)

практические  (работа в группах, в парах, работа с учебником, работе с толковым словарем)

-по виду учебной деятельности:

самостоятельная работа (работа в группах с гербарием, работа в парах в тетради на печатной основе, раздаточным материалом )

был использован проблемно-поисковый метод ( при работе с гербариями, при заполнении таблиц в тетради, работе с толковым словарем)

 

Формы познавательной деятельности:  групповая (работа парами, группами), коллективная,  индивидуальная.

          Задействованы на уроке наглядные, технические, дидактические средства обучения.

Содержание учебного материала и виды работы, используемые на уроке, были направлены на поддержание познавательной активности учащихся на протяжении всего урока.

Требования к современному уроку включают в себя обязательное использование информационных технологий. Поэтому был использован мультимедийный проектор и  компьютерная презентация .

Учитывая психологические и возрастные особенности детей младшего школьного возраста, в основной  этап  урока  как  здоровье - сберегающая технология  была  включена  физкультурная пауза.

 

      Урок «виртуальное путешествие» позволил активизировать познавательную деятельность учащихся. Работоспособность учащихся на протяжении всего урока обеспечивалась за счёт реализации личностно-ориентированного подхода, грамотно подобранных заданий. Была организована частая смена видов деятельности, что позволило сделать  урок динамичным. На протяжении всего урока ребята были достаточно активны, проявляли самостоятельность, доказывали свою точку зрения, приводили примеры из жизни.

На уроке был реализован компонент «социальное взаимодействие», то есть каждому ученику на уроке была предоставлена возможность проявить свои знания и умения в практической деятельности и получить одобрение педагога и одноклассников. Данный компонент помог ребятам постоянно находиться в процессе мыслительной деятельности, что благоприятно влияет на развитие учащихся.

     При планировании урока были учтены психологические особенности учащихся. Перегрузка ребят предупреждалась сменой одного вида работы другим. На случай непредвиденной ситуации были приготовлены запасные методические приемы (отгадывание кроссворда, загадок, работа со стихотворением и т. д.).

     Выбранные мною формы и методы обучения способствовали созданию на уроке положительной психологической атмосфере. Общение с учащимися было доброжелательным, доверительным. По моему мнению, урок прошел успешно, реализованы все поставленные цели и задачи урока. Урок прошел на высоком эмоциональном уровне: и учащиеся, и учитель получили огромное удовольствие от общения. Особенным вниманием у учащихся

пользовался демонстрационный материал (использование компьютера), возможность самостоятельно получить новые знания.  Учащиеся на уроке были активны, внимательны, работоспособны. Я считаю, что выбранная форма организации учебной деятельности школьников была достаточно эффективной. Рефлексия урока показала яркое эмоциональное

восприятие нового материала, помогла проанализировать не только работу учащихся, но и свою.

 

Психологическая атмосфера урока была доброжелательной, что способствовало созданию эмоционального настроя в начале урока, привлечению внимания к теме и целям урока.  Учащиеся не боялись дать неправильный ответ.

Урок целей достиг.

В заключение хотела бы поблагодарить всех присутствующих гостей.

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Открытый урок по окружающему миру для 4 класса на тему " Человеческие расы" »

Конспект урока по окружающему миру по Сингапурской системе обучения

в 4 классе по системе Л.В.Занкова МБОУ « СОШ №7» г. Менделеевска Республики Татарстан на тему: «Человеческие расы»,  учитель начальных классов высшей категории Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Цель: Ознакомление детей с тремя основными человеческими расами, их особенностями и народами Земли. Отработка запуска проекта на основе учебного содержания предмета “Окружающий мир”.

Задачи:

- Создать представление о том, что единое человечество состоит из людей разных рас и разных народов.

- Ознакомить с тремя основными расами людей проживающих на нашей планете.

- Способствовать формированию терпимого и уважительного отношения к людям различных рас.

Формирование УУД:

– коммуникативных навыков через работу в группах, умение вести диалог, выработку и принятие общих решений
– предметно-образовательную компетентность через изучение материала темы” Расы и народы”, осознание различий национальности человека от его расы.
– информационную компетентность через работу с информацией, изложенную в учебнике, энциклопедии, дополнительной литературе, подготовленной учителем и родителями.
– навыков творчества через участие в проектной деятельности
– толерантности через уважительное отношение к людям разных рас и национальностей.

Оборудование: Оборудование: учебник, окружающий мир, авторы : Н.Я.Дмитриева;А.Н.Казаков
карта полушарий, глобус, карточки разных размеров (основные расы) «европеоидная, монголоидная, негроидная», словарь Ожегова, конверты с заданиями, кроссворд. 

Ход  урока

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Орг. момент

На партах карточки с рисунком, распределение по группам: европеоидная, монголоидная, негроидная.
а) Проверка готовности к уроку. Взаимопроверка готовности к уроку с соседом по парте.
б) Создание эмоционального настроя.
Посмотрите друг на друга, улыбнитесь и пожелайте успеха друг другу на уроке.
Удачи вам!
Мы будем думать, вспоминать, обсуждать и доказывать свое мнение на уроке.

Внимание на доску.!


2.Постановка проблемной ситуации

Обучающая структура ДЖОТ ТОТС

1 слайд.1.Актуализация знаний и проблемная ситуация

Посмотрите внимательно на слайд…

Мир – это вселенная. Мир – это наша земля. Это наше многоликое человечество. Наша страна. Наш город. Наша школа. Это мы. Как разнообразен мир вокруг нас. Как интересен и противоречив он. Сегодня мы с вами будем говорить о самом большом обществе людей на земле-…


- Что вы здесь видите?

- Чем они отличаются?
- А что их объединяет? Чем они похожи?

Структура ДЖОТ ТОТС

Участники под номерами 1 возьмите чистый лист бумаги, разделите его пополам, половину отдайте партнеру по плечу. Затем эту половинку разделите пополам и половину отдайте партнеру по лицу. Теперь каждый участник делит лист на 4 части.

Задание: Разделите листок на две половинки и запишите на первой половинке отличия а но второй половинке различия людей. Громко проговаривая это слово в группе. Повторяться нельзя. Все ответы кладете на середину стола. У вас должно получиться 6 ответов. Время на выполнение - 3 минуты.

Время закончилось. Хай файф Участник под номером 3 , стол номер 3 зачитайте свои ответы.


2 слайд.

- А почему же люди живущие на планете земля так отличаются друг от друга?




- А вот я знаю такую притчу…

Очень давно все люди на планете земля были черные-черные. То ли они не мылись никогда, то ли у них цвет кожи был такой…Об этом в притче не упоминается. И вот в один прекрасный день люди пришли к озеру и решили помыться. Первая группа людей помылись и стали белые, а вода почернела- так появились европеоиды. Вторая группа людей подошли к озеру и стали мыться, вода еще больше почернела, и осталось воды совсем немного, а люди остались немного смуглыми- так появились монголоиды. Третья группа людей подошли к озеру ,вода в озере черная и а осталось совсем немного на дне озера и они смогли помыть только ладони и пятки, а вся остальная часть осталась черной- так появились на свет негроиды. Вы согласны со мной?


- Нам надо установить, почему люди так сильно отличаются друг от друга цветом кожи.







- человечество


-На слайде разные люди, представители разных народов


Версии учеников. Ученики зачитывают ответы со своих карточек на середине стола

- Потому что …

У них разного цвета кожа, одежда.

- Они говорят на разных языках.

- Они все люди. У них у всех есть руки , ноги – строение тела одинаковое у всех людей на нашей планете.






Версии учеников ( отвечают в группе участник №2 стол №1)

- Природа их такими создала…

- Мамы их такими родили















Нет, это версия очень похожа на сказку.

3. Объявление и цели урока.























музыкальная разминка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР


3 слайд На этом слайде показаны ступени развития человека…

Отделение ветви человеческих предков от предков обезьян произошло от 3 до 5 млн. лет назад. Примерно 30 – 40 тыс. лет назад возник современный биологический вид – человек разумный ( Homo Sapiens)

4 слайд: За многие тысячелетия физический облик человеческих существ претерпел изменения. Шёл естественный отбор: выживали и давали потомство организмы, наиболее приспособленные к особенностям мест обитания. Людей на Земле было немного.

5 слайд. Отдельные их группы жили далеко одна от другой, в резко отличавшихся природных условиях. Исторически складывались группы людей - расы

- Как вы понимаете слово « раса»?

Обучающая структура.

Обсуждение и высказывание своего мнения партнеру по плечу. Время закончилось. Хай файф Участник под номером 4 , стол номер 4 отвечает на вопрос.

6 слайд. А сейчас послушайте, как об этом понятии написано в словаре Ожегова.

Это исторически сложившаяся группа людей, объединенных общностью происхождения, территорией проживания, общими морфологическими и физиологическими наследственными особенностями, а также традициями и обычаями

музыкальная разминка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР


















Ответы учеников



Ученики читают определение по словарю Ожегова : раса.

-Исторически сложившаяся группа человечества , объединенная общностью наследственных физических признаков( цветом кожи, глаз,волос, формой черепа и др.), обусловленных общностью происхождения и первоначального расселения

4. Работа в группах

Обучающая структура Модель РАФТ

7, 8, 9 слайд

Европеоидная раса.
Отличается волнистыми или прямыми волосами разных оттенков, сравнительно светлой кожей, большим разнообразием окраски радужной оболочки глаз (от карих до светло-серых и  голубых , сильным развитием третичного волосяного покрова (борода у мужчин), слабым выступанием скул, незначительным выступанием челюстей, узким выступающим носом с высоким переносьем, обычно тонкими или средними губами.
Европеоидная раса подразделяется на три главные группы: южная ( со смуглой кожей, темными глазами и волосами), северную (со светлой кожей, серыми и  голубыми глазами, русыми и белокурыми волосами), промежуточная ( смешение признаков южной и северной).
У представителей европеоидной расы – густые волосы, брови, ресницы, борода, усы защищают лицо от капель частых дождей и горло от холодного воздуха.


10, 11, 12 слайд Монголоидная раса
Ей свойственны прямые жесткие темные волосы, слабое развитие третичного волосяного покрова, желтоватые оттенки кожи, карие глаза, уплощенное лицо с сильно выдающимися скулами, узкий или среднеширокий нос с низким переносьем, умеренно утолщенные губы, наличие особой кожной складки верхнего века, прикрывающей слезный бугорок во внутренних углах глаз.

У монголоидов сильно развитая складка верхнего века защищает глаза от сильных ветров и песчаных бурь. 
13, 14, 15 слайд Негроидная раса.
Для нее характерны курчавые черные волосы, темно-коричневая кожа, карие глаза, слабое или среднее развитие третичного волосяного покрова, умеренное выступание скул, сильно выступающие челюсти, слабо выступающий широкий нос, утолщенные губы.

У  негроидов в условиях жаркого влажного климата с усиленным солнечным освещением темная окраска кожи предохраняет от солнечных ожогов, а курчавые волосы образуют естественную защитную «шапку». Для усиленного испарения влаги через слизистую оболочку приспособлены утолщенные губы и поперечно расположенные широко открытые ноздри.
  16 слайд. Смешение рас

Основные группы : европеоидная, монголоидная и негроидная.

Переходные группы :

17 слайд. Южные индейцы

18 слайд Эскимосы

19слайд Североамериканские индейцы

20 слайд Австралийские аборигены

Обучающая структура

Модель РАФТ

На столах лежит подготовленный учениками материал о человеческих расах.

Учащимся необходимо ознакомиться с информацией, обсудить в группах

Представить информацию в виде постера или брошюры

Защитить свой проект перед классом.

Время работы 20 минут

21 слайд. Посмотрите на схему. Распространение человеческих рас на земле- Ребята как вы думаете, под влиянием чего возникли отличительные признаки каждой расы.?

Обучающая структура.

Каждый участник берет лист бумаги , делит его на 3 части и пишет Е,М,Н.- вы должны записать на каждом столбике какие и отличительные признаки по каким причинам возникли у людей данной расы?

Например: Густая борода защита от морозов европеоида.

Вы можете встать и подойти к любому ученику и записать , то что у них записано на бумаге и если у вас то же самое записано –записывать не надо а можете искать дальше. У кого будет больше ответов!

- Жаркий климат Африки – негроидная раса
- Сухой с ветрами, которые поднимают тучи пыли, песка, климат Азии – монголоидная раса
- Влажный холодный климат Европы – европеоидная раса

Ответит стол №1 участник №2,стол № 2 участник №4, стол № 3 участник №3



Рассуждения учащихся.

- Выступление докладчиков с каждой группы

1 группа Европеоидная раса ХисамутдиноваА.

Гильмутдинова Э.

2 группа : Монголоидная раса

Хайруллина А.

Иванова Д.

3 группа : Негроидная раса

Ахметзянов Б.


- Защита рисунков +костюм

1 группа Рисунок Гиздатуллина Г

Костюм Углов Э.

2 группа Рисунок Сабитов Камиль

Костюм Козийчук А.

3 группа Рисунок Резвяков В.

Костюм Чернова








5.Динамическая пауза

Музыкальная разминка ФОЛОУ ЗЕ ЛИДЕР




6. Работа с учебником.

22 слайд Что такое расизм? Может это наука о расах? Кого называют расистом?

23 слайд. Расизм - это не наука, а идеология и политика наиболее реакционных групп общества, направленная на оправдание эксплуатации человека человеком. (Причина появления расизма - колониальные захваты).

- Расизм – это войны, смерть , убийства ни в чем не повинных людей, таких же как мы с тобой…

- Мы против расизма!


Рассуждения учащихся

7. Закрепление изученного


24 слайд А теперь, давайте проверим насколько внимательно вы меня слушали, а узнаем мы это, ответив на вопросы в таблице



Молодцы. Вы внимательно слушали, и поэтому легко справились с заданием. Продолжим нашу работу. 

Отвечают на вопросы и заполняют таблицу.

8. Систематизация знаний

25,26.27,28 слайды

Ребята, назовите черты, которые сближают и роднят расы друг с другом.
- Мы все составляем единое человечество.

- А как вы думаете, зависят ли ум, талант, доброта, от цвета кожи, формы глаз и других различий?

- Люди разделяются не только на расы но и на народы.

- Как вы понимаете слово «народ»?

- Как вы думаете, понятия «народ» и «раса» означают одно и тоже?
- Подумайте, в чем же главное отличие расы от народа?

- А сколько рас на Земле?

- А народов очень много, около трех тысяч.



Рассуждения учащихся.













9 . Итог урока

Ребята, давайте вспомним какие новые понятия, мы узнали и сделаем выводы нашего урока.

Обобщение 29,30,31 слайды

3-2-1

Запишите 3 важных момента, которые вы сегодня узнали

Запишите 2 названия постеров, которые вам понравились

Запишите комментарий или вопрос, который возник во время урока

Придумайте девиз или слоган о единстве всех людей на планете Земля

Ответит стол №1 участник №2,стол № 2 участник №4, стол № 3 участник №3


Рассуждения учащихся.

Выводы:
- Единое человечество состоит из разных рас и народов.
- Люди всех рас и народов равны между собой.
Надо проявлять терпимость к людям и принимать их такими, какие они есть.








10. Задание на дом.

32,33 слайды

– Вот сегодня мы работали над темой расы и народы. А мы с вами можем повлиять на общение между людьми разных рас?

– Что мы с вами можем сделать?



– А когда мы могли бы это все сделать? На уроке мы пройдем культуру народов, веру и т. д.

– Как объединить все эти мероприятия всю эту деятельность?

(Проект. Как здорово ребята, мы за счет темы урока вышли на тему проекта.)

– А как мы бы назвали наш проект?

– Кто будет участниками?

– Зачем мы это будем делать? Какой результат ожидаем?

4. Домашнее задание

а. Прочитайте параграф “Расы и народы. С. 86-89, сравните материал, который изучили на уроке и материал в учебнике.

б. Найдите то, о чем мы не говорили.

в. Обсудите с родителями название проекта. Его цели и задачи.
- Ребята вы сегодня очень хорошо работали на уроке. Я надеюсь, что вы будите терпимо относиться ко всем людям нашей прекрасной Земли.



Изучить игры, культуру разных народов, создать карту национальностей микрорайона (совет микрорайона продолжает проект “Березовая роща”). Мы можем предложить провести праздник; не обижать ребят, не обзывать, завести переписку, собрать альбом их праздников, игр, издать книгу “ Что такое хорошо, что такое плохо”).

Предложения детей: “Мы не похожи, ну и что же..”, “Мы разные, но мы дружим..”, “Многоликое человечество”, “Дети разных народов..”

Рассуждения и ответы учеников








Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Открытый урок по окружающему миру для 4 класса на тему " Человеческие расы"

Автор: Аминова Гульсина Фазылгалиевна

Дата: 08.10.2014

Номер свидетельства: 117492

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(59) ""Толерантность - дорога к миру..." "
    ["seo_title"] => string(30) "tolierantnost-dorogha-k-miru-1"
    ["file_id"] => string(6) "152805"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420905026"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства