kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира

Нажмите, чтобы узнать подробности

В презентации дается характеристика коммуникативных УУД, приводятся примеры заданий из учебников по окружающему миру (автор А.А.Плешаков), которые направленны на формирование коммуникативных УУД.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира»

Подготовила: учитель начальных классов  МБОУ СОШ №1 Шаповалова Екатерина Александровна

Подготовила:

учитель начальных классов

МБОУ СОШ №1

Шаповалова Екатерина Александровна

Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению. Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.

Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.

К коммуникативным действиям относятся:

К коммуникативным действиям относятся:

  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
  • умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные умения обеспечивают:

Коммуникативные умения обеспечивают:

  • социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:
  • умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
  • планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
  • инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов;
  • управление поведением партнера;
  • умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Приёмы формирования коммуникативных УУД:

Приёмы формирования коммуникативных УУД:

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
  • "Дискуссия"
Технология обучения в сотрудничестве Цель не только овладение ЗУН каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, но и важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь. Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Технология обучения в сотрудничестве

Цель не только овладение ЗУН каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, но и важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.

Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!

Наиболее интересные варианты этой технологии обучения.

Наиболее интересные варианты этой технологии обучения.

  • Обучение в команде
  • Подход в организации обучения в сотрудничестве в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка, сокращенно «пила».
  • Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»
  • Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве
Проблемно-диалогическая технология Даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Проблемно-диалогическая технология

Даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.

Технология продуктивного чтения Обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Технология продуктивного чтения

Обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.

Результаты формирования коммуникативных УУД:  понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении; учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; задавать вопросы; использовать речь для регуляции своего действия; адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Результаты формирования коммуникативных УУД:

  • понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
  • учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
  • формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
  • договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
  • строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
  • задавать вопросы;
  • использовать речь для регуляции своего действия;
  • адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;

Результаты формирования коммуникативных УУД:

Результаты формирования коммуникативных УУД:

  • строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
  • уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
  • уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
  • достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
  • уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
  • адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Коммуникативные УД формируются, когда : - ученик учится отвечать на вопросы; - ученик учится задавать вопросы; - ученик учится вести диалог; - ученик учится пересказывать сюжет; - учащихся учат слушать.

Коммуникативные УД формируются, когда :

- ученик учится отвечать на вопросы;

- ученик учится задавать вопросы;

- ученик учится вести диалог;

- ученик учится пересказывать сюжет;

- учащихся учат слушать.

Система заданий, предусматривающих формирование коммуникативных учебных универсальных действий, реализуемых в учебниках УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир». 2 класс, в разделе «Наши проекты» даются задания для работы в группе. Распределение ролей также осуществляется при выполнении заданий из данного раздела.

Система заданий, предусматривающих формирование коммуникативных учебных универсальных действий, реализуемых в учебниках УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир».

2 класс, в разделе «Наши проекты» даются задания для работы в группе. Распределение ролей также осуществляется при выполнении заданий из данного раздела.

Умению собирать информацию способствуют тексты и задания, находящиеся в учебнике «Окружающий мир». Например, на с. 12-13 вопросы: «Представители каких народов населяют твой край?», «Какие народы России ты знаешь?» стимулирует детей к поиску информации в различных источниках (библиотека, справочная литература, интернет) о народах, проживающих в данной области, крае, стране.

Умению собирать информацию способствуют тексты и задания, находящиеся в учебнике «Окружающий мир». Например, на с. 12-13 вопросы: «Представители каких народов населяют твой край?», «Какие народы России ты знаешь?» стимулирует детей к поиску информации в различных источниках (библиотека, справочная литература, интернет) о народах, проживающих в данной области, крае, стране.

Умение управлять поведением партнера развивается на основе заданий, предложенных в учебнике «Окружающий мир». Обсуждение ситуации позволяет контролировать поведение партнеров, сформулировать правила поведения за столом, выяснить, что дети делают неправильно.

Умение управлять поведением партнера развивается на основе заданий, предложенных в учебнике «Окружающий мир». Обсуждение ситуации позволяет контролировать поведение партнеров, сформулировать правила поведения за столом, выяснить, что дети делают неправильно.

Развитию умения выражать свои мысли, способствуют задания, предложенные в учебниках «Окружающий мир»: «Расскажи», «Как ты думаешь…», «Придумай свои загадки», «Что помогло создать это стихотворение?».

Развитию умения выражать свои мысли, способствуют задания, предложенные в учебниках «Окружающий мир»: «Расскажи», «Как ты думаешь…», «Придумай свои загадки», «Что помогло создать это стихотворение?».

Методики оценки сформированности коммуникативных УУД:  1.Оценивание сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. (Ж. Пиаже) Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера). 2.Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.) Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).  3.Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман ) Цель : выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация). 4.Задание «Дорога к дому» Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Методики оценки сформированности коммуникативных УУД:

1.Оценивание сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. (Ж. Пиаже)

Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

2.Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)

Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).

3.Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман )

Цель : выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).

4.Задание «Дорога к дому»

Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.

Спасибо за внимание!!!

Спасибо за внимание!!!


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Презентации

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира

Автор: Шаповалова Екатерина Александровна

Дата: 11.01.2017

Номер свидетельства: 378249

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(149) ""Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира в начальной школе". "
    ["seo_title"] => string(90) "formirovaniie-kommunikativnykh-uud-na-urokakh-okruzhaiushchiegho-mira-v-nachal-noi-shkolie"
    ["file_id"] => string(6) "155842"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421329780"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(240) "конспект урока окружающего мира в 1 классе по ФГОС с элементом технологии ИКТ интерактивное голосование тема: "Зачем люди трудятся""
    ["seo_title"] => string(134) "konspiekturokaokruzhaiushchieghomirav1klassiepofgosseliemientomtiekhnologhiiiktintieraktivnoiegholosovaniietiemazachiemliuditrudiatsia"
    ["file_id"] => string(6) "323658"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1462015636"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Урок окружающего мира в 3 классе по теме "Органы чувств" "
    ["seo_title"] => string(66) "urok-okruzhaiushchiegho-mira-v-3-klassie-po-tiemie-orghany-chuvstv"
    ["file_id"] => string(6) "148820"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1419857525"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(90) "Конспект урока окружающего мира  "Свойства воды " "
    ["seo_title"] => string(53) "konspiekt-uroka-okruzhaiushchiegho-mira-svoistva-vody"
    ["file_id"] => string(6) "101396"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402416226"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(113) "Самоанализ урока окружающего мира по теме "Организм человека""
    ["seo_title"] => string(72) "samoanaliz_uroka_okruzhaiushchiegho_mira_po_tiemie_orghanizm_chielovieka"
    ["file_id"] => string(6) "446468"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1514192969"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства