Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира
Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира
В презентации дается характеристика коммуникативных УУД, приводятся примеры заданий из учебников по окружающему миру (автор А.А.Плешаков), которые направленны на формирование коммуникативных УУД.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Формирование коммуникативных УУД на уроках окружающего мира»
Подготовила:
учитель начальных классов
МБОУ СОШ №1
Шаповалова Екатерина Александровна
Коммуникативные умения — это умения правильно, грамотно, доходчиво объяснить свою мысль и адекватно воспринимать информацию от партнеров по общению.
Коммуникативные умения - это комплекс осознанных коммуникативных действий, основанных на высокой теоретической и практической подготовленности личности, позволяющий творчески использовать знания для отражения и преобразования действительности.
К коммуникативным действиям относятся:
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функции участников, способов взаимодействия;
постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов – выявление проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Коммуникативные умения обеспечивают:
социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности:
умение слушать и вступать в диалог; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;
инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
разрешение конфликтов;
управление поведением партнера;
умение выражать свои мысли в соответствии с условиями коммуникации.
Приёмы формирования коммуникативных УУД:
Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.
"Дискуссия"
Технология обучения в сотрудничестве
Цель не только овладение ЗУН каждым учеником на уровне, соответствующем его индивидуальным особенностям, но и важен эффект социализации, формирования коммуникативных умений. Ребята учатся вместе работать, учиться, творить, всегда быть готовыми прийти друг другу на помощь.
Главная идея обучения в сотрудничестве — учиться вместе, а не просто что-то выполнять вместе!
Наиболее интересные варианты этой технологии обучения.
Обучение в команде
Подход в организации обучения в сотрудничестве в дословном переводе с английского — ажурная пила, машинная ножовка, сокращенно «пила».
Вариант метода обучения в сотрудничестве «Учимся вместе»
Исследовательская работа учащихся в группах также является разновидностью метода обучения в сотрудничестве
Проблемно-диалогическая технология
Даёт развернутый ответ на вопрос, как научить учеников ставить и решать проблемы. В соответствии с данной технологией на уроке введения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск её решения. Эта технология прежде всего формирует регулятивные универсальные учебные действия, обеспечивая выращивание умения решать проблемы. Наряду с этим происходит формирование и других универсальных учебных действий: за счёт использования диалога – коммуникативных, необходимости извлекать информацию, делать логические выводы и т.п. – познавательных.
Технология продуктивного чтения
Обеспечивает понимание текста за счёт овладения приемами его освоения на этапах до чтения, во время чтения и после чтения. Эта технология направлена на формирование коммуникативных универсальных учебных действий, обеспечивая умение истолковывать прочитанное и формулировать свою позицию, адекватно понимать собеседника (автора), умение осознанно читать вслух и про себя тексты учебников; познавательных универсальных учебных действий, например, – умения извлекать информацию из текста.
Результаты формирования коммуникативных УУД:
понимать различные позиции других людей, отличные от собственной и ориентироваться на позицию партнера в общении;
учитывать разные мнения и стремление к координации различных позиций в сотрудничестве;
формулировать собственное мнение и позицию в устной и письменной форме;
договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;
строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия;
адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач;
Результаты формирования коммуникативных УУД:
строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи;
уметь аргументировать свою позицию и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;
уметь продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех его участников;
достаточно точно, последовательно и полно передавать информацию, необходимую партнеру;
уметь осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;
адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
Коммуникативные УД формируются, когда:
- ученик учится отвечать на вопросы;
- ученик учится задавать вопросы;
- ученик учится вести диалог;
- ученик учится пересказывать сюжет;
- учащихся учат слушать.
Система заданий, предусматривающих формирование коммуникативных учебных универсальных действий, реализуемых в учебниках УМК «Школа России» по предмету «Окружающий мир».
2 класс, в разделе «Наши проекты» даются задания для работы в группе. Распределение ролей также осуществляется при выполнении заданий из данного раздела.
Умению собирать информацию способствуют тексты и задания, находящиеся в учебнике «Окружающий мир». Например, на с. 12-13 вопросы: «Представители каких народов населяют твой край?», «Какие народы России ты знаешь?» стимулирует детей к поиску информации в различных источниках (библиотека, справочная литература, интернет) о народах, проживающих в данной области, крае, стране.
Умение управлять поведением партнера развивается на основе заданий, предложенных в учебнике «Окружающий мир». Обсуждение ситуации позволяет контролировать поведение партнеров, сформулировать правила поведения за столом, выяснить, что дети делают неправильно.
Развитию умения выражать свои мысли, способствуют задания, предложенные в учебниках «Окружающий мир»: «Расскажи», «Как ты думаешь…», «Придумай свои загадки», «Что помогло создать это стихотворение?».
Методики оценки сформированности коммуникативных УУД:
1.Оценивание сформированности коммуникативных универсальных учебных действий. (Ж. Пиаже)
Цель: выявление уровня сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
2.Методика «Кто прав?» (методика Г.А. Цукерман и др.)
Цель: выявление сформированности действий, направленных на учет позиции собеседника (партнера).
3.Задание «Рукавички» (Г.А. Цукерман )
Цель : выявление уровня сформированности действий по согласованию усилий в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация).
4.Задание «Дорога к дому»
Цель: выявление уровня сформированности действия по передаче информации и отображению предметного содержания и условий деятельности.