2. Актуализация знаний | Я – природа. Я – великий мастер. Вечный мастер жизни. Я могу, Человек, тебе за соучастие Подарить – в моей всё это власти – Гриб в лесу, ромашку на лугу. Небо в час восхода и захода, Иву над рекой… И наконец… – Что может подарить нам природа ещё? – Сейчас проверим, как вы поняли домашнее задание. Фронтальный опрос – Как уберечься от удара молнии? – Как избежать отравления растениями и грибами? – Как избежать укуса змеи? Что делать, если она всё-таки укусила? – Какие правила безопасности нужно соблюдать при общении с собакой и кошкой? - Вспомним формулу безопасности: | - опасности 1.Предвидеть опасность. 2.По возможности избегать опасность. 3.При необходимости действовать решительно и чётко. 4.Бороться до последнего, активно просить о помощи и самому её оказывать. |
3. Постановка учебной задачи. | Закройте глаза, опустите головы и вслушайтесь в слова: Если мы закроем глаза, то ничего не увидим. Ничего и раньше не было кроме тьмы. И было так до тех пор, пока не появился голубой сверкающий шар. Откройте глаза. Это – Земля. Жизнь начинается… Мир ослепительно переливается. И как важно, чтобы это продолжалось вечно. - Почему природа связывает свою жизнь с жизнью человека? - Без чего невозможно жить на Земле? – Отгадав загадки, мы узнаем, над какой темой будем сегодня работать на уроке. И как человек и природа взаимосвязаны между собой. -Он прозрачный невидимка, Лёгкий и бесцветный газ. Невесомою косынкой Он окутывает нас. Мы его не замечаем, Мы о нём не говорим, Просто мы его вдыхаем – Ведь он нам необходим. -Тебя невозможно описать, Тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Мало сказать, что ты необходима для жизни:Ты сама жизнь! -Меня бьют, колотят, режут Я всё терплю, всем добром плачу. – Воздух, вода, почва, зелёные растения, солнце как источник энергии являются основой существования человека на планете Земля. В повседневной жизни необходимо постоянно помнить об этом и беречь окружающую нас природу. Человек с каждым годом всё активнее влияет на природу. В результате его деятельности образуется много токсичных (ядовитых) веществ. Когда они попадают в почву, воду, воздух, происходит загрязнения. Сегодня у нас последний урок из раздела «Наша безопасность». О каком же виде безопасности пойдет речь на сегодняшнем уроке? - Правильно, тема урока «экологическая безопасность». Как вы думаете, какую цель мы поставим перед собой? - Правильно. Кроме того, мы узнаем, что такое «цепь загрязнения», «экологическая безопасность», «бытовой фильтр» и в каком будущем вы хотите жить. Мы будем обсуждать с вами экологические проблемы, искать пути решения некоторых из них, поговорим о правилах поведения в природе. | Ответы учащихся Размышления учащихся Воздух Вода Земля Экологическом Узнать, как человек влияет на природу, и как природа влияет на человека, какие существуют экологические проблемы, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности |
4. Решение учебной задачи. Усвоение новых знаний. | – Как вы понимаете слово «экология»? - Давайте обратимся к словарю С.И.Ожегова: Экология - наука, изучающая жизнь различных организмов в их естественной среде обитания или окружающей среде. – Экология изучает растения и животных, включая людей, которые живут вместе, влияют друг на друга и на окружающую среду. Слово «экология» образовалось из двух греческих слов: «экос», что значит «дом», и «логос» - наука. Поэтому можно сказать, что экология – это наука о доме. Для человечества домом является вся наша планета Земля. Рассмотрите фотографии нашей планеты, посмотрите, она очень красивая А вот и другие фотографии. Кит, выбросившийся на берег, – последствия загрязнения моря отходами химического производства. Водоемы, покрытые нефтью, – последствия аварий на нефтепроводе. Выхлопные газы автомобилей наносят непоправимый вред воздуху, которым вы дышите. На месте лесов появляются сухие степи и пустыни. Мусор и бытовые отходы очень быстро накапливаются, но очень медленно разлагаются. Выезжая отдыхать на природу, люди часто не заботятся о том, что остается после них на месте отдыха. А лесные пожары? Ведь долго затягивает природа свои раны. – Ребята, вам понравилось то, что вы увидели? | Ответы учащихся Фотографии Земли Фотографии отходов, выхлопных газов - Нет |
5. Самостоятельная работа | – На столе конверты с заданиями для работы групп экологов. Вам нужно будет коллективно на них ответить. 1. Как вы думаете, нужна ли природе помощь человека? Докажите. 2. Отчего загрязняется окружающая среда? Объясните. 3. Почему мы говорим, что «Природа в опасности!»? Объясните. 4. Как вы понимаете пословицу: «Судьба природы – наша судьба»? Объясните. Физкультминутка | (Да, загрязняется окружающая среда.) Фабрики и заводы выбрасывают сточные воды в реку – загрязняется вода; вырубаются леса – грязнее становится воздух; выброс выхлопных газов, дым заводов – загрязнение воздуха Исчезают растения, погибают животные; создана Красная книга От нас зависит состояние природы, а от природы – наше здоровье и наша жизнь |
6.Первичное усвоение знаний | Как же защититься от грязного воздуха? Как же защититься от загрязненной воды? Как же защититься от загрязняющих веществ в продуктах питания? | 1. Выбирайте дорогу, где больше зелени. 2. Не останавливайся около машины с работающим двигателем. 3. Не играй около места, где много машин. 4. Проси, чтобы взрослые не курили в квартире. 5. Разводи цветы, сажай деревья. 6. Не оставайся в гараже, где работает двигатель машины. 1. Не купаться в загрязненных водоемах или около промышленных стоков. 2. Не пить в водоемах воду. 3. Не пить воду из-под крана. 4. Очищайте воду при помощи фильтра, если их нет, отстаивай воду в открытой ёмкости в течение суток. 1. Не собирай грибы и ягоды около автомобильных дорог, свалок, заводов. 2. Всегда мой овощи и фрукты в кипячёной воде. 3. Не ешь рыбу , выловленную из загрязнённой реки. 4. Ешь экологически чистые продукты. 5.Не ешь продукты, у которых истёк срок хранения. |
7.Рефлексия | – Какие цели ставили перед собой? – Что нового открыли для себя на уроке? – Что такое цепь загрязнения? – Какой вывод мы сделаем для себя после того, как мы | Узнать, как человек влияет своей деятельностью на природу, и как природа влияет на человека, какие существуют экологические проблемы, и как нужно выполнять правила личной экологической безопасности Ответы детей Цепь загрязнения – это передача отравляющих средств из организма в организм Нужно беречь природу, соблюдать правила |
8. Домашнее задание | выполнили огромную работу по изучению таких важных тем, как «Природа», «Человек и природа», «Экологическая безопасность» учебник, с. 31–36 рабочая тетрадь, с. 20. – Благодарю всех экологов за работу на уроке! | личной экологической безопасности, предвидеть опасность |