Цель : Создание методических условий, ориентированных на формирование экологической культуры подрастающего поколения, активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека
направленные на достижение личностных результатов:
- Способствовать осознанию детьми проблемы экологической безопасности дома, школы, города, страны, мира.
направленные на достижение метапредметных результатов:
- Обеспечить освоение детьми таких активных методов обучения, как «ЗХУ» («знаю-хочу узнать-узнал») и «таблица-синтез».
- Развивать коммуникативную культуру учащихся через организацию содержательного учебного диалога в процессе обсуждения докладов конференции.
- Формировать умения самостоятельно приобретать знания, осуществлять исследовательскую, информационно-учебную деятельность, разнообразные виды самостоятельной деятельности по обработке информации.
направленные на достижение предметных результатов:
- Обеспечить усвоение понятий «экология», «экологическая безопасность», «цепь загрязнения».
- Методика организации групповой работы;
- ИКТ;
- РКМЧП (развитие критического мышления через чтение и письмо);
Выбор методической темы урока обусловлен:
- соответствием тематическому планированию по окружающему миру по рабочей программе в рамках УМК «Школа России»;
- требованиями ФГОС НОО воспитывать интерес к познанию мира, развивать навыки научно-исследовательской работы. Данный урок является целеполагающим для создания будущего группового или индивидуального проектов в классе в рамках деятельности НОУ.
Использование выбранных образовательных технологий обеспечивает создание положительных учебных мотивов, помогает организовать показ учебного материала, усиливает практическую направленность знаний.
Актуальность информатизации учебной деятельности школьников связана с тем, что умение вести поиск и отбор информации являются одними из важнейших составляющих Стандарта начального общего образования. Использование ИКТ в процессе организации урочной и внеурочной деятельности (в данном случае, при проведении исследовательских работ учащихся в процессе подготовки конференции) способствует повышению ее эффективности и качества; активизирует познавательную и творческую деятельность школьников; углубляет межпредметные связи за счет использования современных средств обработки, хранения, передачи информации.
- учебное сотрудничествопосредством организации работы в группах в рамках темы урока;
- индивидуальная исследовательская деятельность (в процессе самостоятельной подготовки докладов);
- игровая деятельность («Экологическая ярмарка»);
- художественно-эстетическая деятельность (оформлениеслайд-презентаций, совместный дизайн мизансцены класса в виде «групповых столов», бейджики участников)
- Образовательное пространство:
-расставленные столы для работы в группах, таблички на столах;
- визуальная информация (слайд-презентации, подготовленные учащимися);
- комбинированная информация (учебные пособия, первоисточники, хрестоматии, энциклопедии, периодические издания о проблемах экологической безопасности; бытовой фильтр для очистки воды)
• Осознание личной и общественной значимости природоохранной деятельности человека с целью обеспечения экологической безопасности.
• Способность к анализу конкретной жизненной ситуации, проблемы.
• Умение видеть противоречия и проблемы.
• Умение работать с текстом с помощью его маркировки, различными приемами фиксации прочитанного (услышанного).
• Способность к самоанализу и рефлексии.
• Способность аккумулировать и передать свой опыт, использовать опыт деятельности других.
- Личностные УУД:
- широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
- установки на здоровый образ жизни и реализации её в реальном поведении и поступках;
- Регулятивные УУД:
- принимать и сохранять учебную задачу;
- учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
- в сотрудничестве с учителем ставить новые учебные задачи;
- преобразовывать практическую задачу в познавательную;
- проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве;
- самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале.
- Познавательные УУД:
- строить сообщения в устной и письменной форме;
- осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;
- записывать, фиксировать информацию об окружающем мире с помощью инструментов ИКТ.
- Коммуникативые УУД:
- адекватно использовать коммуникативные, прежде всего речевые, средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;
- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач.
- Информационная (умение представлять результаты данных в виде простейших таблиц, слайд-презентаций)
- Учебно-познавательная(умение находить и применять информацию)
- Коммуникативная (умение осуществлять продуктивное взаимодействие с другими участниками совместного исследования или учения (в том числе, пробы общения в сети Интернет; умение презентовать свои достижения )
- Социальная (способность критично и содержательно оценивать ход своей предметной работы и полученный результат)