Цели: познакомить с отрывком из романа Джонатана Свифта «Путешествия Гулливера», охарактеризовать путешественника как миролюбивого человека-ученого..
Оборудование: портрет писателей, мяч, листы А4 для работы в микрогруппах.
Ход урока
Организационный момент. – 1 мин
Позитивный настрой – 2 мин
Прозвенел уже звонок-
Начинаем наш урок.
Открываем все тетрадки,
В книжках нужные закладки.
На вопросы отвечаем,
Когда нужно –замолкаем.
В теме будем разбираться,
Главное не отвлекаться!
Прозвенел уже звонок,
Начинается урок.
Встаньте дети не ленитесь,
Все мне дружно улыбнитесь.
Здравствуйте, ребята, сели
И на парты посмотрели
Будут нужными опять:
Книжка, ручка и тетрадь.
Не забудет про дневник
Ни один наш ученик.
Молодцы! Готов весь класс,
Я урок начну сейчас!
Проверка домашнего задания-5 мин
- Ребята, на прошлом уроке, мы познакомились с произведением Джанни Родари «Джельсомино в Стране Лжецов». Домашним заданием было прочитать, и ответить на вопросы. В проверке домашнего задания мне поможет мяч.
- Кто автор произведения «Джельсамино в Стране Лжецов? (Джанни Родари)
- Что было первым что увидел Джельсомино, попав в незнакомую страну? (серебряная монета)
- Что увидел Джельсомино в магазине?
- Каких цветов был хлеб?
- Что он увидел в магазине напротив?
- Почему продавец не принял монету?
- Хотели ли вы быть жителем этой страны?
Подготовка восприятия учащихся к изучению нового материала. – 5 мин
Конкурс викторина «Знаете ли вы сказки?». за каждый правильный ответ (участник) получает жетон.
Задания:
- Какие произведения написал Родари?()
Прикрепить к портрету
– Кто автор сказки? «Бременские музыканты» ( братья Гримм.)
– Как звали девочку, у которой «скорлупка грецкого ореха была колыбелькой, голубые фиалки – периной, а лепесток розы – одеялом»? Кто рассказал о ней? (Дюймовочка, Г. Х. Андерсен.)
– В какой сказке следовало дёрнуть за верёвочку, чтобы дверь открылась? Кто её автор? («Красная Шапочка», Ш. Перро.)
– Из какой сказки эти предметы: тыква, часы, карета, туфелька? («Золушка», Ш. Перро.)
– В какой сказке нас ожидает встреча с Мартовским Зайцем, Шалтаем-Болтаем, Чеширским Котом, Белым Рыцарем? Кто сочинил эту сказку? («Приключения Алисы в Стране Чудес», Л. Кэрролл.)
Выходят 3 учащихся (Регина, Самира, Шахнисам) рассказывают об авторе
Слово учителя. Джонатан Свифт написал очень много сатирических сказок, в которых высмеивал недостатки английского общества XVIII века. Но самым великим его произведением, где отразились взгляды автора на человека, его место в мире, явился роман «Путешествия Гулливера». Это роман странствий и приключений. Его герой совершил четыре путешествия, и каждое из них было открытием целого мира. Описывая странствия героя, автор соединяет реальность и вымысел, действительность и сказку.
Гулливер, странствуя по морю, попадает в фантастические миры лилипутов, великанов. Герой стремится исследовать эти миры, побольше узнать о существах, их населяющих, об их законах и обычаях. Но как бы эти миры ни отличались друг от друга, между ними есть и некоторые общие черты (например несправедливое правление), которые автор высмеивает.
Попав в Лилипутию, Гулливер исследует окружающий его мир. Причем делает он это, как ученый. Все сведения о новой стране приводятся автором с большой точностью. Так, например, очень подробно описано, с помощью каких механизмов и как Гулливер был доставлен лилипутами в город, сколько понадобилось еды, чтобы его накормить, указано, что рост человека в двенадцать раз больше роста лилипута. Гулливер стремится все исчислить, измерить. Причем он всегда сопоставляет и соотносит новый мир со своим. И здесь его интересуют даже не столько размеры и величины, сколько порядки и обычаи.
Автор описывает лилипутов с юмором: они карлики, но считают себя очень важными и знатными особами. С точки зрения императора и двора, Гулливер всесилен, но так как он всего лишь незнатный чужестранец, то, как они считают, полностью зависит от воли и милости его величества. Поэтому возникает комическая ситуация: Гулливер может одним махом разрушить все крошечное государство карликов, но не делает этого. Он миролюбиво ведет себя в этой стране, потому что в душе у него нет стремления к власти, желания причинить страдания людям. Между тем слабосильные лилипуты, наоборот, пытаются показать свою власть над чужестранцем, лишают его оружия и даже пытаются судить за невыполнение приказа императора.
5. Чтение текста – 20 мин
Чтение «по цепочке»
– Знакомы ли вы с этим произведением? Кто такой Гулливер?
– Сегодня мы прочитаем о том, как Гулливер попал в страну лилипутов.
Учитель и учащиеся читают отрывок из произведения.
– Что хотите сказать?
– Что вас особенно поразило?
– Каким вам показался Гулливер?
– А что вы можете сказать о человечках, живущих в необыкновенной стране?
Кластер: Работа в микрогруппах. подготовить характеристику Гулливера и презентовать работу (любил читать книги, путешественник, корабельный врач, смелый, добрый, не боится трудностей, скромный, любит Родину)
- На каком корабле Гулливер отправился в путешествие? («Антилопа».)
- Что случилось с кораблем? (Корабль ударился об утес и разбился.)
- Почему Гулливер оказался на отмели? (Гулливер поплыл, подгоняемый ветром и приливом, и коснулся твердой земли.)
- В какую страну попал Гулливер? (Маленьких человечков, Лилипутию.)
- Где его обнаружили человечки? (На лужайке, покрытой мягкой зеленой травой.)
- Что они сделали с Гулливером? (Тонкие веревочки опутывали все его тело, густые волосы были туго намотаны на маленькие колышки, вбитые в землю.)
- Что подумал Гулливер? (Он подумал, что ему это приснилось.)
1- Как отреагировал на свое пленение? (От удивления Гулливер громко вскрикнул... Он собрал силы и попытался оторвать от земли левую руку.)
- Прочитайте, как человечки поступают с пленником. (Карабкаются по его ногам, рукам и плечам, трогают копьем его подбородок, вонзают в него сотни стрел.)
- Что происходит далее?
IV. Итог урока. Выставление оценок (не менее 8)
7. Рефлексия
Ребята, по кругу высказываются одним предложением, выбирая начало фразы из рефлексивного ряда на доске:
Сегодня я узнал…
Было интересно….
Было трудно…
Я понял, что…..
Я почувствовал, что…..
Я научился….
8. Домашнее задание: прочитать произведение Д. Свифта «Путешествие Гулливера», подготовить сжатый пересказ отрывка.