Тема урока:
Д.Свифт «Приключения Гулливера»
Цели:
- обобщить и закрепить содержание произведения;
- проверить степень усвоения учащимися содержания повести;
- прививать учащимся любовь к фантастическим произведениям;
- учить быть добрым, отзывчивым, любознательным.
Результаты обучения
- умеют давать характеристику героям приключенческой литературы и фантастики (описание внешнего вида, поступков, отношения к миру);
- определять тему и основную мысль произведения;
- пересказывать эпизоды из изученных произведений;
- выразительно читать описания героев, поступков, открытий, опытов, наблюдений;
- дружно работать в команде, помогать и поддерживать друг друга.
Занятия
Чем будет заниматься учитель.
Чем будут заниматься ученики.
І. Введение. Установить межличностный контакт.
5 мин
Записи учителя по уроку:
Учитель: приветствует учеников.
Делит учеников на группы с помощью предметов, необходимых для моряка-путешественника дальнего плавания.:
І группа – Подзорная труба;
ІІ группа – Компас;
ІІІ группа – Карта.
Создание коллаборативной среды «Накопительные комплименты»
Ученики: делятся на группы в соответствии полученного предмета.
Задание №1.
Учитель: напоминает о правилах работы в группе.
Ученики: напоминает другим о правилах работы в группе. Распределения ролей. Оценщик получает карту оценивания, рекомендации. Знакомятся с алгоритмом предстоящей работы.
ІІ. Презентация нового материала и его практическое применение.
8 мин
Стадия «Вызов»
«Мозговой штурм»
Задание №2
Учитель: предлагает посмотреть отрывок из кинофильма и определить название этого фильма.
Ученики: обсуждают в группе, называют.
Учитель: предлагает сформулировать тему урока, исходя из просмотра фильма.
Ученики: называют тему урока «Путешествие в Лилипутию».
Учитель:
СООБЩАЕТ О БИОГРАФИИ Д.Свифта:
Свифт родился в ирландском городе Дублин в небогатой семье. Отец, мелкий судейский чиновник, умер, когда сын ещё не родился, оставив семью (жену, дочь и сына) в бедственном положении. Поэтому воспитанием мальчика занимался дядя Годвин, с матерью
Джонатан почти не встречался. После школы он поступил в Тринити-колледж Дублинского университета (1682), который закончил в 1686 году. В результате обучения Свифт получил степень бакалавра. Первый русский перевод «Путешествий Гулливера»
вышел в 1772—1773 годах под названием «Путешествия Гулливеровы в Лилипут, Бродинягу, Лапуту, Бальнибарбы Гуигнгмскую страну или к лошадям». Перевод выполнил с французского издания Ерофей Каржавин.
- Как вы думаете, почему названия ваших групп называются Подзорная труба, Компас, Карта?
- Кому необходимы или кому принадлежат эти предметы?
Знакомит с целями урока:
- Обобщить и закрепить содержание повести
- Прививать любовь к фантастическим произведениям
- Учиться быть добрым, отзывчивым, любознательным.
- Кто главный герой этой повести?
- Каким образом и где оказался Гулливер после кораблекрушения?
- Как встречают и обходятся с Гулливером жители Лилипутии?
- Как относится Гулливер к жителям Лилипутии?
- Изложите кратко об образе жизни Гулливера в этой стране?
- Какую услугу оказал Гулливер императору и жителям Лилипутии?
- Почему Гулливер оставляет страну Лилипутию, не предупреждая никого об этом?
- Как заканчивается история Гулливера в стране лилипутов?
Оценивание: за правильный ответ выдаются кораблики
Групповая работа.
Стратегия «Строительство стен»
10 минут
Взаимооценивание «Светофор»
Задание 3.
Учитель предлагает выполнить задания, ответить на вопросы.
І группе:
Составить кластер по тексту о жизни Гулливера до путешествия в Лилипутию:
изучал географию и математику, имеет семью, учился у лондонского врача Д. Бетса 4 года,
учился в колледже, врачом на судне «Ласточка»,
совершил путешествия в Индию, изучал язык, обычаи туземцев, 2 года жил в Лондоне.
ІІ группе:
Создать модель характеристики Гулливера и доказать его характеристику примерами из текста.
ІІІ группе:
Создать последовательную модель пребывания в Лилипутии
Групповая работа. Стратегия «Толстые и тонкие вопросы»
Взаимооценивание «Две звезды и желание»
Задание №4. Работа с текстом
Учитель: раздает каждой группе тексты- отрывок из произведения и предлагает внимательно прочитать и составить задания к тексту:
І группе – текст №1:
- Какого размера деревья и дома в Лилипутии?
- Сколько плотников были задействованы для строительства телеги для перевозки Гулливера в город?
- Почему Гулливера привезли в старинный заброшенный замок?
- Кто такой «Куинбус Флестрин» и что означает это слово?
ІІ группе - текст №2:
- С какой целью Гулливер хотел угодить императору и что он придумал для этого?
- Получилась ли эта затея угодить императору и что можно сказать об императоре по его поведению и отношению к Гулливеру?
- На какое рискованное дело пошел Гулливер, чтобы угодить императору еще раз? Чем он рисковал?
ІІІ группе – текст №3:
- Какой наградой был удостоин Гулливер за победу над неприятельским флотом?
- Почему адмирал Скарейш Болголам не сказал Гулливеру ни слова, когда другие его поздравляли?
- Какую «высочайшую милость объявил» Гулливеру император после праздника? Как можно охарактеризовать короля?
- Почему Гулливер ответил отказом, зная о последствиях отказа? Что можно сказать о Гулливере по его поступку?
Ученики: выполняют работу в группах, спикеры защищают свой проект, оценщики оценивают работы друг друга по стратегии «Две звезды и желание».
Физминутка
2 мин
видеофизминутка
ІІІ. Закрепление нового материала. Рефлексия.
3 мин
Стратегия «Горячий стул»
Оценивание «Большой кулак»
Задание №5
Учитель дает задание каждой группе изобразить какого-нибудь героя из повести «Путешествия Гулливера», «герой» должен сесть на стул напротив класса, остальные ребята из других групп должны задать ему вопросы из повести.
І группа – изображает Гулливера;
- Каким образом ты попал в страну Лилипутию?
- Что понравилось и что не понравилось тебе в этой стране?
- Почему ты сдался в плен лилипутам, ведь ты с ними мог легко расправиться?
ІІ группа – изображает Императора Лилипутии;
- Почему при виде Гулливера Вы и Ваши поданные испугались и предприняли все меры, чтобы захватить его в плен?
- Гулливер спас Вашу страну, почему вы решили от него избавиться?
- Почему Вы не использовали Гулливера в благородных целях?
ІІІ группа – изображает жителя Лилипутии;
- Почему появление Гулливера стало для вас, для жителей Лилипутии чем-то необычным и что пугало вас в Гулливере?
-Как вы можете охарактеризовать Гулливера как человека?
- Вы хотели бы, чтобы Гулливер остался в вашей стране навсегда?
Ученики садятся по очереди на «горячий стул» и отвечают на вопросы.
Оценивание групп «От кулака до пяти пальцев»
Учитель:
- Над каким произведением мы работали?
- Какие задания мы выполняли?
- Чему учит данное произведение?
- Какова основная мысль произведения?
(В мире много еще неизученного.
Нужно верить в чудеса.
Все люди на земле должны жить в мире.
Нужно уважать людей).
Оценивание.
1 мин.
По листу оценивания подводится итог.
Домашнее задание.
1 мин. Прочитать повесть до конца