Этап урока | Образовательная задача этапа урока | Методы и приемы работы | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | Планируемые результаты |
Пред- метные | Мета-пред-метные | Личностные |
1.МОТИВАЦИЯ К УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (Организационный этап) | Задача этапа: Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности к выполнению учебной деятельности. | Метод беседа формирование готовности восприятия материала упражнение | Приветствует обучающихся. Здравствуйте, ребята! -Каким бы вы хотели видеть сегодняшний урок? -Что для этого вы можете сделать? -Улыбнитесь, пожелайте друг другу удачи. Предлагаю начать урок с разминки. — Прочитайте способом «птичий базар». А рядом спутницы со мной — Три юных созданья. Все трое просят поскорей Рассказывать им сказку. Одной — смешней, другой — страшней, А третья скорчила гримаску И просит сказку — постранней. Какую выбрать сказку? — Прочитайте весело, шепотом, громко, скороговоркой, выразительно. — Какие сказки просили рассказать девочки? — Если бы вас попросили, какие три сказки вы бы рассказали? | Приветствуют учителя. Выполняют речевую разминку Рассуждают | читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения | КУУД 2 | выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; |
2.АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ | Задача этапа: актуализация опорных знаний и фиксация индивидуального затруднения. | Беседа подводяций диалог. Проверка домашней работы. | Проверяет домашнее задание. -Дома вы готовили пересказ от лица Гулливера. Кто желает? Комментирует пересказ детей. | Пересказывают главы заданные на дом | -читать вслух и про себя в соответствии с учебной задачей, использовать разные виды чтения | - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;(КУУД1) -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;(КУУД2) | -понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. |
3.ОРГАНИЗАЦИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | 3.1. Целеполагание | Задача этапа: Формирование умений формулировать тему и задачи урока. | Прием целеполагание | Организует обобщение выполненной работы. Задает наводящие вопросы. — О каком приключении Гулливера рассказал Дж. Свифт? — Была ли знакома герою та страна, в которую он попал? Почему вы так думаете? - Мы не закончили чтение повести. Как вы думаете, какова цельурока? | Отвечают на вопросы Формулируют цель | -владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения | формулировать с помощью учителя цель, планировать изменения объекта, ситуации;( ПУУД1) -планировать действия по решению учебной задачи для получения результата;(РУУД(1) | |
3.2. Открытие нового знания. | Задача этапа: построение проекта выхода из затруднения. Реализация построенного проекта | Беседа; демонстрация; рассказ парная работа; словарная работа; проверка по эталону; пояснение. | Читает детям интересные факты о Д.Свифта. ПРИЛОЖЕНИЕ Интересуется мнением детей об услышанных фактах -Что вас удивило в биографии автора? Организует чтение глав. - Продолжим чтение со стр.145 — Прочитайте эпизоды, которые рассказывают о том, что в стране лилипутов Гулливер был великаном. — Как Гулливер отнесся к лилипутам? Докажите ответ примерами из текста. Проводит физминутку. | Слушают факты о Д.Свифте Делятся своим мнением о фактах Читают Ищут эпизоды и зачитывают их Дают характеристику главному герою Выполняют задание учителя в тетради выполняют физминутку | -объяснять значение незнакомого слова с опорой на контекст и с использованием словаря; находить в тексте примеры использования слов в прямом и переносном значении, средств художественной выразительности (сравнение, эпитет, олицетворение); | - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;(КУУД1) -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;(КУУД2) | -осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; |
3.3. Первичное закрепление | Задача этапа: | работа с учебником работа с текстом выразительное чтение слушание | Организовывает работу по характеристике главного героя - Сейчас вы в парах составите синквейн – характеристику главного героя. Вы можете воспользоваться словами из карточки Осуществляет проверку вслух | Дают характеристику главному герою Выполняют задание учителя в тетради Зачитывают работы | -понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; | -формулировать выводы и подкреплять их доказательствами (ПУ-УД2) - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;(КУУД1) | -осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; |
3.4. Самостоятельная работ а | Задача этапа: реализация нового способа действий; рефлексия достижения цели | самостоятельная работа; педагогический контроль инструктаж выборочное чтение | Предлагает детям выполнить тест Организовывает проверку | Выполняют тест Выполняют проверку работы | -владеть элементарными умениями анализа и интерпретации текста: формулировать тему и главную мысль, определять последовательность событий в тексте произведения | -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;(КУУД2) | -выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посредством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; |
3.5. Повторение и включение в систему знаний | Задача этапа: выявление границ применимости нового знания. | Беседа Инструктаж Работа в группе Стимулирование занимательным содержанием Выставка книг Художественно еслово | Предлагает работу в группах -Представьте себя на месте героя. Опишите свои приключения, свои чувства, ощущения, эмоции, а потом расскажите своим товарищам. Как чувствует себя великан в стране лилипутов вы уже узнали. Работать мы будем в группах по рядам. 1группа - вы лилипут в стране Великанов. 2группа - вам предстоит подумать и обосновать свой ответ: кем лучше быть – великаном в стране лилипутов или лилипутом в стране великанов. 3группа- вы попадаете в страну, в которой жители такого же роста как вы, но выглядят вот так (картинка). Вы можете при подготовке использовать наводящие вопросы, но у вас должен получиться связный рассказ. Подготовка и выступление детей -Наверное, нет такого человека, который с детства не мечтал бы о далеких странах и городах, не хотел бы увидеть, как живут другие народы. Став взрослыми, многие люди осуществляют свою мечту - путешествуют по свету. Но путешествовать можно не только куда - то уезжая. Путешествовать человеку помогают книги. -Снова обратимся к выставке книг. -Как вы думаете о чём остальные книги, представленные здесь?(о путешествиях) – Это книги, с героями которых мы можем путешествовать. ( С.Лагерлеф – шведская писательница Ж.Верн- французский М.Твен- американский Д.Дэфо- английский Р.Э.Распе- немецкий) | Слушают учителя Объединяются в группы Выполняют задание Представляют результат работы Слушают учителя Обращаются к выставке | -понимать жанровую принадлежность, содержание, смысл прослушанного/прочитанного произведения: отвечать и формулировать вопросы к учебным и художественным текстам; | формулировать выводы и подкреплять их доказательствами (ПУ-УД2) - проявлять уважительное отношение к собеседнику, соблюдать правила ведения диалога и дискуссии;(КУУД1) | -понимание образного языка художественных произведений, выразительных средств, создающих художественный образ. -осознание этических понятий, оценка поведения и поступков персонажей художественных произведений в ситуации нравственного выбора; |
4. РЕФЛЕКСИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ | Задача этапа: Осуществление оценивания достижимой цели с поставленной, оценить полученные знания на уроке | Беседа самооценка | Подведение итогов: Задает вопросы, рассказывает. С творчеством какого автора мы сегодня начали знакомство? -Какое произведение мы начали изучать? -Назовите главных героев -Какое задание больше всего понравилось на уроке? Оцените свою работу на уроке с помощью лесенки успеха. Откройте дневники. Запишите домашнее задание (на доске) Спасибо за внимание. До свидания! | Отвечают на вопросы Оценивают работу | | -устанавливать причины успеха/неудач учебной деятельности;(РУУД2) -строить речевое высказывание в соответствии с поставленной задачей;(КУУД2) | -выражение своего видения мира, индивидуальной позиции посред-ством накопления и систематизации литературных впечатлений, разнообразных по эмоциональной окраске; |
Джонатан Свифт — величайший английский сатирик, родился в 1667 г. в ирландском городе Дублине в семье англичан. Будучи двоюродным братом поэта Джона Драйдена, Свифт обучался в колледже Святой Троицы в Дублине, где у него были неприятности из-за нарушения дисциплины. Затем Свифт стал секретарем сэра Вильяма Темпля. Находясь у него на службе, Свифт написал свои первые значительные сатирические произведения — «Битву книг» и «Сказку бочки», которые были опубликованы в 1704 г. Когда в 1699 г. Темпль умер, Свифт стал священником и получил приход в Ирландии. Он часто ездил в Англию, где серьезно занимался политикой и литературой.
В «Путешествиях Лемюэля Гулливера» (1726) сатирический талант Свифта раскрылся наиболее полно. Его страстная любовь к языку вылилась в изобретение наречий для всех неизвестных стран, которые посещает Гулливер, а увлечение политикой нашло отражение в сатире на интриги в английском правительстве (описание двора в Лилипутии). Его недоверие к теоретической науке проявилось в сатирическом изображении Великой Академии в Лагадо, пародии на Лондонское королевское общество.
Ничто не отражает характер Свифта лучше, чем эпитафия которую он написал для себя: «Здесь покоится тело Джонатана Свифта, декана этой кафедральной церкви, и суровое негодование уже не раздирает его сердце».
1. Цель урока была достигнута, вследствие, чего на этапе повторение обучающиеся показали высокий уровень знаний и умений по данной теме.
3. Психологическая атмосфера на уроке была на высшем уровне, учитель контролировал деятельность учеников. Общение между участниками образовательного процесса была на хорошем уровне.
4. На уроке были включены следующие образовательные технологии:
- здоровьесберегающая применялась в течение всего урока для предупреждения утомляемости детей, была проведена физминутка, чередовались устные и письменные задания. Задания соответствовали возрастным особенностям детей..
-коммуникативная технология использовалась в течение всего урока с целью развития связной устной речи учащихся. Была проведена общая беседа, диалог, дети высказывали свою точку зрения, активно работали с учебником и дидактическим материалом.
- ИКТ технология применялась практически на всех этапах урока с целью наглядного представления информации. Использовалась презентация..
5. На основе п. 1-5 целесообразно было бы изменить некоторые элементы включения детей в деятельность: запланировать работу в парах, больше включать творческие задания.
6. Считаю необходимым больше уделять времени и ресурсов для изучения различных методик обучения по данной теме.