Задачи: 1. Продолжать учить дифференцировать звуки [с] -[ш] на слух и буквы с-ш на письме.
2. Закреплять знания о свистящих и шипящих согласных звуках.
3.Развивать слуховое и зрительное внимание, слуховую память.
4. Уточнять, расширять словарный запас по теме «Обувь».
Оборудование: зеркала, картинки с изображением обуви, тексты рассказа Н.Ивановой «Про сороконожку», лапти.
Ход занятия:
I.Организационный момент.
1.Запишите число.
2. Послушайте стихотворение и скажите, какие звуки повторяются в нём чаще других.
На опушке в избушке
Живут старушки-болтушки.
У каждой старушки лукошко.
В каждом лукошке - кошка.
Кошки в лукошках
Шьют старушкам сапожки.
- Какие же звуки повторяются в стихотворении чаще других ? (с,ш) Записать их буквы на доске.
II. Актуализация знаний.
Сегодня на занятии будем различать эти звуки в словосочетаниях, предложениях, текстах.
Давайте охарактеризуем эти звуки и посмотрим чем они похожи и чем отличаются.
Заполняем таблицу.
С Ш
Согласный Согласный.
Глухой Глухой
Твердый Твердый
- Дайте характеристику звукам.
- Совпадают ли характеристики этих звуков?
- Понаблюдаем за артикуляцией этих звуков.
Губы в улыбке Губы «рупором»
Язык внизу Язык в форме «чашечки»
Струя воздуха холодная Струя воздуха теплая, направлена вперед
- Совпадают ли артикуляции звуков?
Итак, что общего у звуков с-ш? Чем они отличаются?
III. Дифференциация [c], [ш] в словах, словосочетаниях. Развитие пространственных отношений
1.Будем различать эти звуки. А поможет нам игра «В магазине». Посмотрите на доску. Как назвать одним словом эти предметы? / Обувь/ Скажите, это какой магазин? /Обувной/
босоножки сланцы
шлепанцы
сапоги сандалии
-Что находится в правом верхнем углу? ( Я куплю сланцы.)
- Что находится в левом нижнем углу? ( Я куплю сапоги.)
- Что находится в центре?
- Что находится под сланцами?
- Что находится над сапогами?
2. Догадайтесь, кому нужна эта обувь. (Соединить стрелками)
Кро…овки садовод
Валенки с гало…ами нужны малышка
…апоги резиновые волейболист
…андалии дедушка
- А кто из вас знает, как называется эта обувь? (лапти)
Да, этой обувью пользовались более 100 лет назад. Плели лапти из коры или кодкорья берёзы, липы. Носили их недолго: зимой 10 дней, а в другое время года их хватало всего
на 5 дней. Плести лапти детей учили с детства. Посмотрите и определите, с какой ноги этот лапоть? Да, это трудно сделать, ведь новые лапти в паре не отличались левый от правого.
IV. Физкультминутка.
- Скажите, а вы путаете в паре обувь? Сейчас проверим. Выполняйте движения, как указано в стихах, поочередно выставляйте ноги на пятку.
Давайте, составим рассказ про сороконожку по опорным словам.
Сороконожка, сорок ног, собралась, выглянула, на улице, дождь, стала надевать, когда, обула, солнышко, стала снимать, снег, валенки с галошами, надела, кончилась, с тех пор.
Прочтем авторский текст. Правильно ли вы составили рассказ?
- Почему сороконожка ходит босиком?
VII. Итог урока.
1.- Какие звуки сравнивали? О каких предметах говорили?