kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [с - ш] и букв с, ш"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема.  Дифференциация звуков [с - ш] и букв с, ш.

Цель. Учить дифференцировать звуки [с - ш] и буквы с, ш  для нормализации операции их отбора в устной и письменной речи.

Задачи.

1.Закрепить механизм образования звуков [с-ш], отработать умения дифференцировать звуки и буквы на различных уровнях.

2. Развивать мелкую, артикуляционную и речевую моторику на основе 

специальных упражнений; развивать фонематический слух, зрительное восприятие  на данные акустические образы; развивать и обогащать активный словарь.

3. Развивать мотивацию к учению, развивать навык самоконтроля и навык самооценки.

Оборудование: средства мультимедиа, массажёры: Су Джок шарики; зеркала; соломинки для коктейля и пластиковые стаканы с крошками пенопласта; слоговые индивидуальные пособия на основе липкой ленты; предметные картинки; сигнальные карточки с изображением геометрических фигур; символы-вагончики жёлтого, зелёного, синего цветов.

                                                                                    ХОД ЗАНЯТИЯ

СЛАЙД

I.                   ОРГМОМЕНТ 

 -Здравствуйте, ребята!
- Рада видеть вас на нашем занятии.

- А как оно правильно называется?

- Чем мы занимаемся на занятиях?

- Для чего нужна эта работа на занятии?

СЛАЙД

- А как нужно работать на л.з. и на всех уроках в школе, определим при помощи игры «Да - Нет»

Очень любим мы учиться  –     ДА!
И, конечно же, лениться  –       НЕТ!
Выполняем все задания  –        ДА!
Очень любим опоздания  –       НЕТ!
Читаем, пишем, рассуждаем  – ДА!
Дисциплину нарушаем  –          НЕТ!
Всем успехов пожелаем  –        ДА!

И занятие начинаем!

- Не забывайте: Отвечать - не кричать, только руку поднимать!

Хорошее настроение?

СЛАЙД

Гимнастика мозга

Для этого выполним упражнение «Кнопки Земли».

Как вы думаете, для чего мы выполняли это упражнение?

СЛАЙД

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ.  РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ    

Помогите мне определить тему нашего занятия.

- Предлагаю вам сегодня отправиться в город Звуков.

 Чтобы узнать, как он называется нам надо, нужно выполнить задание.

Я вам давала задание взять в нашей библиотеке стихи Сергея Михалкова. Вспомнить и прочитать одно из стихотворений. Какое? («Дядя Стёпа»)

А сейчас вы должны закончить четверостишие, вставляя нужные по смыслу слова.

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он --. (Сапоги)

Он разыскивал на рынке

Величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны

Небывалой --. (Ширины)

Итак, назовите слова, которые вы подобрали. В слове «сапоги» выделите 1-й звук, в слове «ширина» назовите звук, стоящий в начале слова. Как называется наш город Звуков?

Итак, тема сегодняшнего занятия: Звуки [с - ш] и буквы с, ш.

Вспомнить: звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.

Запись числа, темы урока в тетрадь.

 Вспомнить какими буквами обозначаются данные звуки.

СЛАЙД 

Мы отправимся с вами в город звуков на поезде УСПЕХА.

Чтобы прибыть на вокзал, определим цель нашего путешествия.

Учиться  различать звуки [с - ш], не путать буквы с, ш. (Ответы детей)

СЛАЙД

Определим задачи

- мы вспомним материал, который изучали на предыдущих занятиях, как произносятся звуки [с - ш], характеристику этих звуков, стихи, чистоговорки; - узнаем, для чего нам нужно правильно произносить слова с данными звуками;

- научимся самостоятельно слышать звуки [с-ш], слушать эти звуки, выделять их, различать, не путать и правильно и красиво их произносить в слогах, словах, предложениях, тексте, писать правильно слова с буквами  с (эс), ш (ша).

СЛАЙД

Критерии. Оцени себя

Жёлтый вагон - Если вам всё было понятно, не допускали ошибок, значит вы работали на «отлично». Тогда вы в конце занятия выбираете жёлтый вагон.

Синий вагон - Если не всё получалось, но вы старались, исправляли ошибки, значит, вы работали «хорошо». Тогда вы используете синий вагон.

Зелёный вагон - Если у вас ничего не получалось, тема непонятна; вам не всё было интересно, значит вам нужно ещё больше стараться и подтянуться в учёбе. Тогда вы выбираете зелёный вагон.

  Прежде, чем начнём работать по теме, проведём подготовительные упражнения.

СЛАЙД

III. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пальчиковая гимнастика  с применением Су Джок шарика.

- Растёрли руки;

- работа с шариком: дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.

Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

- Погладили руки, встряхнули.

ИТОГ.

СЛАЙД

IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  • Губы (чередование)

 «улыбочка»;  «трубочка»;

 «забор»; «хоботок»;

  • Язык

«горка»; «чашечка»;

«вкусное варенье»; «почистим зубы».

      ИТОГ.

Вспомним основное правило речи.

СЛАЙД

V. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Работа по развитию воздушной струи

Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Итог. Для чего делали это упражнение? 

ИТОГ

VI. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

СЛАЙД

Артикуляция звуков

Рассказать артикуляцию звука [с], [ш] используя артикуляционный профиль.

Хором повторить звуки перед зеркалом.

Индивидуальная работа

Закрепление: ручная модель, назвать звук.

ИТОГ. Артикуляция разная.

СЛАЙД

Характеристика звуков по плану:

Заполнение таблицы-карточки каждым ребёнком.

 Обвести в круг нужную характеристику. Вспомнить расшифровку цветовой гаммы.

Проверка на СЛАЙДЕ

ИТОГ

СЛАЙД

Гимнастика для глаз

Глазки быстро открываем,

дружно до пяти считаем.

Поморгаем, поморгаем

и работать продолжаем!

Итог

VII. РАБОТА ПО ТЕМЕ

СЛАЙД

Станция «Звук - буква»

- Назвать звуки по условным обозначениям: по положению губ.

- У доски по цепочке: написать под условными обозначениями положения языка соответствующие буквы.

Проверка на СЛАЙДЕ

ИТОГ

СЛАЙД

Станция «Слоги»

Игра «Скажи наоборот»

 СЛАЙД Проверка

Железная дорога

СЛАЙД

Работа над голосом

СЛАЙД

ИТОГ

СЛАЙД

Станция «Слово»

СЛАЙД

Работа с тренажёром

ИТОГ. Язык вниз - [с], язык вверх - [ш].

Развитие фонематического слуха, дифференциация в словах-паронимах.

СЛАЙД

На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Посмотрите на сигнальные карточки. Назовите геометрические фигуры? (Прямоугольник, круг). Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а вы, когда услышите звук [с] поднимите сигнальную карточку с прямоугольником, а когда услышите звук [ш], поднимите круг.  Почему?

КАШКА - КАСКА;  МИШКА - МИСКА;  МАШКА - МАСКА;  КРЫСА -КРЫША;  СУТКИ - ШУТКИ;  УСЫ - УШИ;  БАСНЯ - БАШНЯ;

Похожи эти слова по звучанию?

СЛАЙД

Возьмём одну из этих пар: БАСНЯ - БАШНЯ

Объяснить, а чем отличаются эти слова? (Одним звуком). Значение слов одинаковое или нет? Докажем это.

Словарная работа 

 БАСНЯ 

СЛАЙД

БАШНЯ 

СЛАЙД

Но есть ещё один вид башен: Кремлёвская башня -  Спасская.

Рассказ ученика

СЛАЙД

Дополнить предложение, подобрав нужное слово. При необходимости слово можно изменить в зависимости от смысла предложения. Карточка в тетради, вписать слово. Подчеркнуть с – одной чертой, ш –двумя.

В каждой -- есть мораль.   / башня

На Спасской - есть часы.   / басня

Проверка 

СЛАЙД

Итог. 

СЛАЙД

Динамическая пауза 

СЛАЙД

Станция «Словосочетание»

Упражнение в словообразовании существительных, обозначающих лица по их занятиям.

Образовать слово со звуком [с или ш] от данного словосочетания.

Играет на баяне 

Играет на пианино 

Играет на гитаре

Играет в шахматы 

- Объедините в одну группу слова баянист, пианист, гитарист (музыканты).

- Объедините в одну группу слова баян, пианино, гитара (музыкальные инструменты)

- Назовите слово, в котором есть  звуки [с-ш]?

- Какой звук в остальных словах?

СЛАЙД

ИТОГ.

СЛАЙД

Станция «Предложение - Текст»

Прочитайте текст, написанный жирным шрифтом.

- Составление и проверка  синквейна.

ИТОГ

VIII. ИТОГ занятия (тема. задачи занятия)

IX. Оценка и самооценка

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [с - ш] и букв с, ш" »

ЛОГОПЕДИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 4 КЛАССА

Е.Я. Володина,

учитель-логопед КОУ Омской области

«Полтавская адаптивная

школа-интернат»


Тема. Дифференциация звуков [с - ш] и букв с, ш.

Цель. Учить дифференцировать звуки [с - ш] и буквы с, ш для нормализации операции их отбора в устной и письменной речи.

Задачи.

1.Закрепить механизм образования звуков [с-ш], отработать умения дифференцировать звуки и буквы на различных уровнях.

2. Развивать мелкую, артикуляционную и речевую моторику на основе

специальных упражнений; развивать фонематический слух, зрительное восприятие на данные акустические образы; развивать и обогащать активный словарь.

3. Развивать мотивацию к учению, развивать навык самоконтроля и навык самооценки.

Компетенция: языковая (коммуникативная): логически верное выстраивание устной речи, аргументирование своих действий; информационная (систематизация, использование и анализ информации).

Технологии: развивающего обучения, формирования моторного праксиса, поэтапного формирования умственных действий, ИКТ.

Методы обучения: наглядные, словесные, иллюстративные, информационные.

Средства обучения: педагогическое моделирование (управление познавательной активностью), элементы теории решения изобретательских задач (ТРИЗ), психогимнастика (релаксация эмоционального напряжения), кинезиопластика.

Время занятия: 45 минут

Оборудование: средства мультимедиа, массажёры: Су Джок шарики; зеркала; соломинки для коктейля и пластиковые стаканы с крошками пенопласта; слоговые индивидуальные пособия на основе липкой ленты; предметные картинки; сигнальные карточки с изображением геометрических фигур; символы-вагончики жёлтого, зелёного, синего цветов.











ХОД ЗАНЯТИЯ

СЛАЙД

  1. ОРГМОМЕНТ (Психогимнастика, рефлексия)

-Здравствуйте, ребята!
- Рада видеть вас на нашем занятии.

- А как оно правильно называется?

- Чем мы занимаемся на занятиях? (Делаем арт/гимнастику, учимся правильно произносить звуки, слушаем эти звуки, выделяем эти звуки в словах).

- Для чего нужна эта работа на занятии? (Чтобы правильно и красиво говорить, писать без ошибок). На каких уроках это нам пригодится?

СЛАЙД

- А как нужно работать на л.з. и на всех уроках в школе, определим при помощи игры «Да - Нет»

Отвечайте “да” или “нет” на моё утверждение:

Очень любим мы учиться – ДА!
И, конечно же, лениться – НЕТ!
Выполняем все задания – ДА!
Очень любим опоздания – НЕТ!
Читаем, пишем, рассуждаем – ДА!
Дисциплину нарушаем – НЕТ!
Всем успехов пожелаем – ДА!

И занятие начинаем!

- Не забывайте: Отвечать - не кричать, только руку поднимать!

Хорошее настроение? Вот таким должно остаться настроение и к концу занятия. А сейчас настроимся на работу.


СЛАЙД

Гимнастика мозга

Для этого выполним упражнение «Кнопки Земли».

1.Встаньте удобно, расслабьтесь.

2.Пальцами руки прикоснитесь к точке, находящейся под нижней губой.

3.Другую руку расположите чуть ниже пупка пальцами вниз.

4.Удерживая точку под нижней губой на вдохе, представляйте, что вместе с воздухом в вас входит энергия земли. А на выдохе верните ее обратно. Держи­те руки на точках, делая глубокий вдох и выдох по инструкции «нос-рот».

Сделайте 4–6 полных циклов такого дыхания, чтобы максимально «поднять энергетический фонтан». Далее поменяйте руки местами и повторите упражнение 4–6 раз.

Как вы думаете, для чего мы выполняли это упражнение?

Это упражнение поможет вам сосредоточиться, внимательно слушать, активно работать и, конечно, поможет следить за своей речью. С помощью предлагаемых упражнений можно снять усталость, утомление глаз, максимально быстро сконцентрировать внимание. А также развить организационные навыки, умение читать вблизи и вдали (книга – доска), согласованность работы глаз, мотивацию в освоении материала. И, что важно, принять удобную позу для активной учебы.

СЛАЙД

II. ВВЕДЕНИЕ В ТЕМУ. РАЗРЕШЕНИЕ ПРОБЛЕМНОЙ СИТУАЦИИ

Помогите мне определить тему нашего занятия.

- Предлагаю вам сегодня отправиться в город Звуков.

Чтобы узнать, как он называется нам надо, нужно выполнить задание.

Я вам давала задание взять в нашей библиотеке стихи Сергея Михалкова. Вспомнить и прочитать одно из стихотворений. Какое? («Дядя Стёпа»)

А сейчас вы должны закончить четверостишие, вставляя нужные по смыслу слова.

Лихо мерили шаги

Две огромные ноги:

Сорок пятого размера

Покупал он --------- . (Сапоги)



Он разыскивал на рынке

Величайшие ботинки,

Он разыскивал штаны

Небывалой ---------- . (Ширины)



Итак, назовите слова, которые вы подобрали. В слове «сапоги» выделите 1-й звук, в слове «ширина» назовите звук, стоящий в начале слова. Как называется наш город Звуков?

Итак, тема сегодняшнего занятия: Звуки [с - ш] и буквы с, ш.

Вспомнить: звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.

-(на доске пишу)

Запись числа, темы урока в тетрадь.

Вспомнить какими буквами обозначаются данные звуки.


СЛАЙД (общий)

Вы любите путешествовать? Как вы думаете, на чём будем путешествовать?

Мы отправимся с вами в город звуков на поезде УСПЕХА.

Чтобы прибыть на вокзал, определим цель нашего путешествия.

Цель.

Учиться различать звуки [с - ш], не путать буквы с, ш. (Ответы детей)

СЛАЙД

Определим задачи: (по дорожке)

- мы вспомним материал, который изучали на предыдущих занятиях, как произносятся звуки [с - ш], характеристику этих звуков, стихи, чистоговорки; - узнаем, для чего нам нужно правильно произносить слова с данными звуками;

- научимся самостоятельно слышать звуки [с-ш], слушать эти звуки, выделять их, различать, не путать и правильно и красиво их произносить в слогах, словах, предложениях, тексте, писать правильно слова с буквами с (эс), ш (ша).


СЛАЙД

Критерии. Оцени себя

Мы будем работать все вместе, у каждого будет своё задание и будем помогать тем ребятам, которые будут работать у доски.

Поэтому в конце занятия вы должны будете оценить свою работу c помощью вот таких вагонов: жёлтый, синий, зелёный.

Жёлтый вагон - Если вам всё было понятно, не допускали ошибок, значит вы работали на «отлично». Тогда вы в конце занятия выбираете жёлтый вагон.

Синий вагон - Если не всё получалось, но вы старались, исправляли ошибки, значит, вы работали «хорошо». Тогда вы используете синий вагон.

Зелёный вагон - Если у вас ничего не получалось, тема непонятна; вам не всё было интересно, значит вам нужно ещё больше стараться и подтянуться в учёбе. Тогда вы выбираете зелёный вагон.


Прежде, чем начнём работать по теме, проведём подготовительные упражнения.

СЛАЙД

III. РАБОТА ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ

Пальчиковая гимнастика с применением Су Джок шарика.

- Растёрли руки;

- работа с шариком: дети повторяют слова и выполняют действия с шариком в соответствии с текстом.


Я мячом круги катаю,

Взад-вперёд его гоняю.

Им поглажу я ладошку.

Будто я сметаю крошку,

И сожму его немножко,

Как сжимает лапу кошка,

Каждым пальцем мяч прижму,

И другой рукой начну.

- Погладили руки, встряхнули.

ИТОГ.


СЛАЙД

IV. АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА

  • Губы (чередование)

«улыбочка»; «трубочка»;

«забор»; «хоботок»;

  • Язык

«горка»; «чашечка»;

«вкусное варенье»; «почистим зубы».

ИТОГ.

Вспомним основное правило речи.

  • Прежде, чем говорить, подумай.

  • Говори достаточно громко, чётко и выразительно, чтобы твоя речь была понятна всем.

  • Говори всегда на выдохе.

Докажем это.

СЛАЙД

V. ДЫХАТЕЛЬНАЯ ГИМНАСТИКА

Работа по развитию воздушной струи

Упражнение на развитие дыхания «Буря в стакане».

Мы должны вспомнить правила дыхательной гимнастики: щёки не надуваем, плечи не поднимаем, выдох плавный.

Для этой игры необходимы соломинка для коктейля и стакан с крошками пенопласта. В крышке стакана делается отверстие, в которое фиксируется соломинка для коктейля. Ребёнок дует через соломинку, чтобы крошки пенопласта взлетали. Следует обратить внимание на то, чтобы щёки не надувались, а губы были не подвижны.

Итог. Для чего делали это упражнение? (Воздушная струя должна быть длительной, плавной. Любая речь начинается на выдохе).

ИТОГ. Вот теперь мы подготовили полностью артикуляционный аппарат к речи.




VI. АКТУАЛИЗАЦИЯ ОПОРНЫХ ЗНАНИЙ

СЛАЙД

Артикуляция звуков: Давайте сравним, что делают наши зубы, губы, язык, когда мы произносим звуки [с-ш]?

Рассказать артикуляцию звука [с], [ш] используя артикуляционный профиль.

Хором повторить звуки перед зеркалом.

Индивидуальная работа: Дмитриева Д., Романова Д.: повторить звуки.

Закрепление: ручная модель, назвать звук.

ИТОГ. Артикуляция разная.


СЛАЙД

Характеристика звуков по плану:

Заполнение таблицы-карточки каждым ребёнком.

Квадратики

Обвести в круг нужную характеристику. Вспомнить расшифровку цветовой гаммы.

ЗВУКИ

 [С]

[Ш]

Гласный или согласный?

 с

 с

Звонкий или глухой?

 г

 г

Твёрдый или мягкий?

 т-м

 т


Проверка на СЛАЙДЕ. Назвать общие признаки. Доказать правильность выбора: согласные, т.к. на пути встречают преграду: [с] - нижние зубы, [ш] - верхние зубы, звуки не поются;  

глухие, т.к. голосовые связки не работают: показать тыльной стороной ладони и сказать, что чувствуют;

[с] может быть твёрдым, на это показывают гласные I ряда: са, со, су, сы, сэ;

[с] может быть мягким, на это показывают гласные II ряда: ся, сё, сю, си, се;

[ш] всегда твёрдый: при любом гласном (I-II) он всегда звучит твёрдо.

ИТОГ. Чем отличается характеристика? По твёрдости - мягкости.


СЛАЙД

Гимнастика для глаз

На слайде шарик новогодний.

Воспитательный момент:

-Что изображено на слайде?

- Почему?

- Как вы будете готовиться к Новому году? Подарки родным и друзьям готовите? Молодцы! Всегда нужно быть внимательными к окружающим.

Сейчас мы при помощи этого шарика выполним гимнастику для глаз.

Посмотрите на шарик на слайде и последите за ним глазами.

Закройте глаза. Потрите кончики пальцев, когда почувствуете в них тепло - прижмите сомкнутые пальчики к закрытым векам.


Глазки быстро открываем,

дружно до пяти считаем.

Поморгаем, поморгаем

и работать продолжаем!


- Итак, мы повторили материал, который изучали ранее. Продолжаем работать по нашей теме… «Звуки [с-ш] и буквы с, ш». Кто помнит на чём мы отправляемся в путешествие? (На поезде УСПЕХА). Значит, у нас будут остановки на определённых станциях, где нам будут предложены задания, которые мы должны выполнить правильно, чтобы добиться успеха.


VII. РАБОТА ПО ТЕМЕ

СЛАЙД

Станция «Звук - буква»

O O O O O O

- Назвать звуки по условным обозначениям: по положению губ.

- У доски по цепочке: написать под условными обозначениями положения языка соответствующие буквы.



Проверка на СЛАЙДЕ

Звук [с] обозначается буквой … С.     

Звук [ш] обозначается буквой … Ш.

ИТОГ. Звуки мы слышим и произносим, буквы видим и пишем.

Расскажем чистоговорку про наш язычок:

Язык вверх: ша- ша- ша, Язык вниз: са - са - са, 
Каша, пирожки, лапша. Сахар, масло, колбаса.


СЛАЙД

Станция «Слоги»

Игра «Скажи наоборот»

Построим железную дорогу для нашего поезда. Я называю слог со звуком [с], вы кладёте зелёную полосочку, затем вы называете такой же слог, только со звуком [ш] и кладёте напротив синюю полосочку:

СА-ША; СО-ШО; СУ-ШУ; СЫ-ШИ.

А теперь положим шпалы (чёрные шершавые полосочки-липучки).

СЛАЙД Проверка

Железная дорога

Проверим, прочная ли у нас получилась железная дорога, а чтобы было веселей, будем петь песенку на выдохе (по шпалам построенной железной дороги (по шершавым полосочкам-липучкам) «шагают» указательным и средним пальцами):

СЛАЙД

Работа над голосом

  • в средней тональности (нормальным голосом); СА-ША-СА

  • повышая голос (громким голосом); СУ- СУ- ШУ

  • понижая голос (шёпотом); ШО-ШО-СО

СЛАЙД

ИТОГ. Выделяли звуки [с-ш] в слогах. Прочная дорога, теперь наш поезд УСПЕХА без труда доберётся до следующей станции.


СЛАЙД

Станция «Слово»

СЛАЙД

Работа с тренажёром

Определить наличие звуков [с-ш] в слове по положению языка.

В ответ ребёнок услышит сообщение о правильности сделанного выбора. Определить местоположение каждого звука.

слон шашки кувшин носок сапоги кошелёк

ИТОГ. Язык вниз - [с], язык вверх - [ш].



Развитие фонематического слуха, дифференциация в словах-паронимах.

СЛАЙД

На этой станции нас ждёт сюрприз, который нам приготовили звуки. Посмотрите на сигнальные карточки. Назовите геометрические фигуры? (Прямоугольник, круг). Мы поиграем в игру: я буду называть слова, а вы, когда услышите звук [с] поднимите сигнальную карточку с прямоугольником, а когда услышите звук [ш], поднимите круг. Почему?

КАШКА - КАСКА; МИШКА - МИСКА; МАШКА - МАСКА; КРЫСА -КРЫША; СУТКИ - ШУТКИ; УСЫ - УШИ; БАСНЯ - БАШНЯ;

Похожи эти слова по звучанию?

СЛАЙД

Возьмём одну из этих пар: БАСНЯ - БАШНЯ

Объяснить, а чем отличаются эти слова? (Одним звуком). Значение слов одинаковое или нет? Докажем это.


Словарная работа (карточка на доске)

БАСНЯ (краткое нравоучительное стихотворение, рассказ, вымысел). А какие басни вы учили на уроках чтения? (И.Крылов «Стрекоза и муравей») Что есть в каждой басне? (Вывод, мораль)

СЛАЙД

БАШНЯ (высокое, узкое архитектурное сооружение: телевизионная башня, водонапорная башня, возвышение для орудий на судах, танках, высокий и узкий многоэтажный дом).

СЛАЙД

Но есть ещё один вид башен: Кремлёвская башня. Лёня подготовил нам сообщение про Крёмлёвскую башню, которая называется Спасской.

Спасская башня

На территории Московского Кремля находится 20 башен. Самая знаменитая из них - Спасская.

Спасская башня занимает 10 этажей, ее высота со звездой – 71 м. На ней установлены часы с музыкальным механизмом – Кремлёвские куранты. Механизм часов занимает 3 этажа и расположен в специальных комнатах. Часы начинают работать при помощи очень тяжёлых гирь.


Подробно о кремлевских часах вы узнаете и на уроках истории, географии в старших классах.


СЛАЙД

Дополнить предложение, подобрав нужное слово. При необходимости слово можно изменить в зависимости от смысла предложения. Карточка в тетради, вписать слово. Подчеркнуть с – одной чертой, ш –двумя.

Ане карточка – списать и подчеркнуть.

В каждой ----- есть мораль. / башня

На Спасской ---- есть часы. / басня

Проверка Щелчок

СЛАЙД

Итог. Слова, которые отличаются одним звуком, имеют разное значение.

ИТОГ. Выделяли звуки [с-ш] в словах, а также включали их в предложения, чтобы не путать, различать эти звуки.


СЛАЙД

Динамическая пауза на 20-й минуте.

Выполнение движений в соответствии с текстом, каждая строчка произносится на выдохе.

Ша - ша - ша - мы шагаем не спеша,
Са - са - са - голубые небеса, (взмахи руками)
Шу - шу - шу - птичкам крошек накрошу, (перебирание пальчиков)
Су - су - су - и водички принесу, (изображение ковша)
Ши - ши - ши - наши дети хороши, (повороты вокруг себя)
Сы - сы - сы - надо спрятать нам носы, (закрыть ладошками нос)
Ошки - ошки - ошки - нам похлопайте в ладошки.


СЛАЙД

Станция «Словосочетание»

Упражнение в словообразовании существительных, обозначающих лица по их занятиям.

Образовать слово со звуком [с или ш] от данного словосочетания.

Играет на баяне - Щелч. баянист

Играет на пианино - Щелч. пианист

Играет на гитаре - Щелч. гитарист

Играет в шахматы - Щелч. шахматист



- Объедините в одну группу слова баянист, пианист, гитарист (музыканты).

- Объедините в одну группу слова баян, пианино, гитара (музыкальные инструменты)

- Назовите слово, в котором есть звуки [с-ш]?

- Какой звук в остальных словах?

СЛАЙД

ИТОГ.


СЛАЙД

Станция «Предложение - Текст»

На слайде представлены последовательно друг за другом тексты, написанные разными шрифтами. Прочитайте текст, написанный жирным шрифтом.

В Маленький школьном художник саду

У Наша Саши школа новый большая. альбом, За цветные школой карандаши сад. и Там краски. растут Саша липы, рисует клёны, цветы, тополи, сосны, малина, шишки. смородина. Под Эти высокой молодые сосной деревья душистые и ландыши. кусты Хороший ученики рисунок сажали получился сами. у Малыши Саши. часто Альбом гуляют взяли в на школьном школьную саду. выставку.

- Развитие образной речи. Составление и проверка  синквейна.

У вас на партах карточки с данным текстом.

Маленький художник

У Саши новый альбом, цветные карандаши и краски. Саша рисует цветы, сосны, шишки. Под высокой сосной душистые ландыши. Хороший рисунок получился у Саши. Альбом взяли на школьную выставку.


Сейчас с помощью плана-схемы и моих вопросов мы составим рассказ.

Для этого мы должны вспомнить основные слова по тексту.

СЛАЙД План – схема

Расшифровать

1 строка - слово-предмет (тема): (О ком идёт речь в тексте? Саша)

2 строка - два слова-признака: (Сосна была какая? Высокая; Ландыши какие? Душистые)

3 строка - три слова-действия: (Что делает Саша? Рисует; Получился рисунок? Получился; Что сделали с рисунком? Взяли)

4 строка - схема предложения: (Альбом взяли на школьную выставку.)

5 строка - слово-предмет (заключение): Художник

Схема, карточки с текстом на партах.

- Рассказать о маленьком художнике, чётко произнося звуки [с-ш].

- Какие слова запомнили со звуками [с-ш]? (Саша, краски, рисует, сосны, шишки, высокая, душистые, ландыши, хороший, рисунок, школьная выставка.

(Если останется время поднять сигнальные карточки с буквами с – ш или записать буквы).

СЛАЙД

ИТОГ. Где выделяли звуки [с-ш]?


VIII. ИТОГ занятия

СЛАЙД

Назовите тему, над которой мы работали сегодня.

Звуки [с-ш] и буквы С, Ш.

СЛАЙД

Вспомнили артикуляцию звуков [с-ш], характеристику этих звуков, стихи, чистоговорки;

Узнали, для чего нам нужно правильно произносить слова с данными звуками; чтобы речь была правильной, грамотной.

Научились самостоятельно слышать звуки [с-ш], слушать эти звуки, выделять их, различать, не путать и правильно и красиво их произносить в слогах, словах, предложениях, тексте, писать правильно слова с буквами с (эс), ш (ша).



IX. Оценка своей деятельности

СЛАЙД

Если вы работали на «отлично», то вы свою фотографию вставляете в жёлтый вагон, если на «хорошо» - в синий вагон, если надо подтянуться - в зелёный вагон. (Доказывают почему)

Правильно, ребята, оценила себя Даша?....

Смотрите, какой результат у нас получился!

Наверное, потому что у нас было хорошее настроение, помогла нам гимнастика мозга. Вот поэтому у нас с вами вот такой результат.., у вас всё получилось!

Оценка деятельности учащихся.

Вы поработали на славу. Мне понравилось, что вы работали активно, внимательно слушали, всё запоминали, старались говорить неторопливо, чётко, ясно и красиво.

Сегодня на занятии были активными У1, У2…. .

У У3 не всё получилось. Но мы будем ещё над этим работать и всё получится.


Использованная литература


  1. Горбунова И.В., Иваненко И.В. Су Джок массажёры в логопедической работе // Логопед. 2014. №2.

  2. Козырева Л.М. И свистящие, и шипящие, и самые звонкие... Тетрадь №4 для логопедических занятий. - Ярославль: «Академия развития», 1999. - 80 с.

  3. Коноваленко В.В., Коноваленко С. В. Фронтальные логопедические занятия в подготовительной группе для детей с ФФН. - М.: «Гном-Пресс», «Новая школа», 1998. - 240 с.

  4. Садовникова И.Н. Нарушения письменной речи и их преодоление у младших школьников. - М.: Владос, 1995. - с.

  5. Токарь И.Е. Сборник упражнений для занятий по преодолению нарушений письма и чтения. - М.: «Коррекционная педагогика», 2004. - 88 с.





Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс

Скачать
Логопедическое занятие по теме "Дифференциация звуков [с - ш] и букв с, ш"

Автор: Володина Елена Яковлевна

Дата: 18.06.2015

Номер свидетельства: 220347

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(118) "Конспект логопедического занятия "Дифференциация звуков [з] - [ж]""
    ["seo_title"] => string(72) "konspiekt_loghopiedichieskogho_zaniatiia_diffierientsiatsiia_zvukov_z_zh"
    ["file_id"] => string(6) "399549"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1489330963"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект   логопедического занятия  Тема: Дифференциация ч-щ. "
    ["seo_title"] => string(74) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-tiema-diffierientsiatsiia-ch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "163165"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1422450577"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Индивидуальное занятие по дифференциации звуков Ш и Ж"
    ["seo_title"] => string(57) "individualnoe_zaniatie_po_differentsiatsii_zvukov_sh_i_zh"
    ["file_id"] => string(6) "507333"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1555430834"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(141) "Открытое логопедическое занятие 3 класс. Тема: Дифференциация звуков «З – Ж»."
    ["seo_title"] => string(76) "otkrytoe_logopedicheskoe_zaniatie_3_klass_tema_differentsiatsiia_zvukov_z_zh"
    ["file_id"] => string(6) "505233"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1553852066"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(146) "Индивидуальное  логопедическое занятия по теме  "Дифференциация  звуков [Р] - [Л]" "
    ["seo_title"] => string(86) "individual-noie-loghopiedichieskoie-zaniatiia-po-tiemie-diffierientsiatsiia-zvukov-r-l"
    ["file_id"] => string(6) "102779"
    ["category_seo"] => string(7) "prochee"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402551424"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства