развивать память, логическое мышление, навыки фонематического восприятия, слогового анализа и синтеза слов, обобщения;
упражнять в произношении и чтении слогов, слов и предложений связного текста по цепочке с буквами Р–Л;
учить находить смысловые связи между словами, обогащать словарный запас;
развивать грамматический строй речи, умение согласовывать слова в предложениях;
воспитывать любовь к родному языку, его лексическому богатству и разнообразию; поддерживать у детей интерес к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточки, цифровой ряд, схемы места звука в слове, таблицы слогов, слов, текст, стихотворение.
Ход занятия
Организационный момент.
1. Работа с многозначными словами.
Назови картинки, подбери каждой пару. Что ты можешь сказать об этих словах? Объясни значение каждого слова в паре.
Картинки:ручка, молния, кран, лук, иголка, труба.
2. Знакомство с темой занятия через развитие фонематического восприятия.
Послушайте еще раз многозначные слова и определите согласные звуки, которые повторяются в них. (Звуки Л-Р.) Сегодня мы будем различать звуки Р и Л.
Основная часть.
1. Сравнительная характеристика звуков Р-Л. Произнесите перед зеркалами звуки Р-Л, рассмотрите их артикуляцию (что делают губы, зубы, язык, голосовые связки).
Дайте характеристику звуков.
Чем похожи и чем отличаются изучаемые звуки?
Какими буквами обозначаются?
Л – согласный, звонкий, твёрдый, на схемах обозначаем синим цветом;
Р – согласный, звонкий, твёрдый, на схемах обозначаем синим цветом.
Слушайте и представляйте. Звуки речи невидимы. Их можно произнести и услышать, но увидеть, узнать, какой у них характер невозможно. И всё же, давайте прислушаемся к звукам и пофантазируем.
Словно л-лодка пл-лавно-пл-лавно И как тррракторрр неиспррравный
по вол-лнам пл-лывёт звук Л. тарррахтит, дрррожит звук Р.
Вывод: Звук Л «гудит», а звук Р – «рычит».
2. Рассмотрите изображения букв Р-Л. Прослушайте стихотворения о буквах. Назовите в них слова со звуком Р-Л.
Буква Л на лодочке Буква Р – рычит мотор,
По волнам плывёт, Рвётся в путь-дорогу.
Лунные мелодии «Пристегнись!», - сказал шофёр
Ласково поёт. Пассажиру строго.
3. Упражнение «Чуткое ухо». Прослушайте слова (логопед называет слова-тройками: в столбике по три слова).Назовите слова со звуком Л, затем со звуком Р, со звуком Р и Л, определите место звука Р и Л в словах:
Т опор осёл тарелка помидор
лопата журнал скакалка крокодил
крыло радуга трактор белка
4. Упражнение «Парный выход». Прочитайте слоговую цепочку, замените в ней звуки Р на Л и наоборот. (Дети работают в паре. Один читает цепочку слогов, другой изменяет звуки в слоговой цепочке. Затем наоборот.)
РА-ЛА-РА ЛО-РО-ЛО РУ-ЛУ-РУ РЫ-ЛЫ-РЫ
ЛА-РА-ЛА РО-ЛО-РО ЛУ-РУ-ЛУ ЛЫ-РЫ-ЛЫ
5. Упражнение «Слоги убежали». Прочитайте слова, вставляя нужный слог.Определите, какой по счёту стоит звук Р или Л в слове (используйте цифровой ряд).
РАЛА
Варва ___ стре ___ кук ___ Дани ___
шко ___ коа ___ горил ___ шку ___
аку ___ фигу ___ кварти ___ ампу ___
пи ___ ты ку ___ ки ха ___ ты ба ___ ны
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
6. Физминутка.
Рыбак на озеро пришёл, (шагают на месте)
Место тихое нашёл. (присели)
Удочку свою достал, («закидывают» удочку и сматывают леску)
И рыбачить рыбу стал. (наклоняются вперёд)
На крючок карась глядел, (смотрят из-под руки)
Червяка он съесть хотел, (тянутся на носочках вверх и перебирают пальцами)
Плотва мимо проплывала, (сложенными вместе руками «плывут как рыбка»)
Карасю совет давала: (выпад вперёд всем телом 2-3 раза)
– Ты, карась, не торопись, («пружинка» вправо, влево)
А терпенья наберись, (руки сложены как у школьника)
Влево-вправо осмотрись, (поворот головы влево-вправо)
На крючок не попадись! («грозят пальцем»)
7. Упражнение «Дед Буквоед». Дед Буквоед съел буквы Р и Л в словах.Вставьте пропущенные буквы Р и Л в словах. Прочитайте слова, определите количество слогов в них.
К __ Ы __ О __ ЫБО __ ОВ ЗЕ __ КА __ О
К __ ОКОДИ __ КА __ НАВА __ ЖУ __ НА __
8. «Помогите Лосяшу и Крошу» отобрать картинки. Лосяш собирает картинки со звуком Л в лукошко, Крош – со звуком Р в корзинку.
Образец ответа:Лосяш в лукошко положиллук, а Крош в корзинку положил кукурузу.
Как можно одним словом назвать некоторые слова? (овощи, фрукты, одежда, игрушки, …)
9. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами.
Игра «Измени слово». Назовите картинки,заменяя в словах звук Р на Л и наоборот. Какие новые слова получились? Прочитайте слова парами. Почему все слова написаны с маленькой буквы, а слово Прошка с большой?
10. «Доскажи словечко». Закончи предложение словами-картинками из задания №9.
Собирайся, детвора, начинается …. . Для шитья нужна …. .
Кошку кусает … . У бабушки блестящая … .
У телёнка маленькие … . У Антошки деревянные … .
Соберу спички в … . По тропинке катился … .
На столе стоит … . Из плошки ест кашу … .
11. Прочитайте рассказ по цепочке. Каждый из вас читает по одному предложению. Исправьте каждую фразу иностранного туриста, который плохо говорит по-русски:
Я приехать в Россия из Алжир.
В моя родной страна очень жарко.
В Россия так холодно, что я простыть и заболеть.
Доктор давать меня противный микстур и делать уколы.
Россия – огромный и красивый страна.
Я быть на экскурсия в планетарий и в зоопарк.
Я фотографировать Красный площадь.
Я подружиться с хорошие русские парни.
Я сразу полюбить Россия всем сердце.
Я желать пригласить тебя приехать в Алжир.
12. Прочитайте стихотворение. Назовите слова со звуком Р и Л. Выучите стихотворение наизусть.