kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Дифференциация согласных Р–Л в слогах, словах, предложениях, тексте, стихотворении.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Дифференциация согласных Р–Л в слогах, словах, предложениях, тексте, стихотворении.

     Цели:

  • закреплять правильное произношение звуков Р–Л в слогах, словах, предложениях, тексте, стихотворении;
  • развивать память, логическое мышление, навыки фонематического восприятия, слогового анализа и синтеза слов, обобщения;  
  • упражнять в произношении и чтении слогов, слов и предложений связного текста по цепочке с буквами Р–Л;
  •  учить находить смысловые связи между словами, обогащать словарный запас;
  • развивать грамматический строй речи, умение согласовывать слова в предложениях;
  • воспитывать любовь к родному языку, его лексическому богатству и разнообразию; поддерживать у детей интерес к логопедическим занятиям.  
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Дифференциация согласных Р–Л в слогах, словах, предложениях, тексте, стихотворении.»

КОНСПЕКТ ЛОГОПЕДИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ

с группой обучающихся 1-го класса,

имеющих фонетико-фонематическое нарушение речи,

учитель-логопед МБУ «Методический центр управления образования

администрации города Макеевки»

Чистякова Е.В.

Тема: Дифференциация согласных РЛ в слогах, словах, предложениях,

тексте, стихотворении.

Цели:

  • закреплять правильное произношение звуков Р–Л в слогах, словах, предложениях, тексте, стихотворении;

  • развивать память, логическое мышление, навыки фонематического восприятия, слогового анализа и синтеза слов, обобщения;

  • упражнять в произношении и чтении слогов, слов и предложений связного текста по цепочке с буквами Р–Л;

  • учить находить смысловые связи между словами, обогащать словарный запас;

  • развивать грамматический строй речи, умение согласовывать слова в предложениях;

  • воспитывать любовь к родному языку, его лексическому богатству и разнообразию; поддерживать у детей интерес к логопедическим занятиям.

Оборудование: зеркала, предметные картинки, карточки, цифровой ряд, схемы места звука в слове, таблицы слогов, слов, текст, стихотворение.

Ход занятия

  1. Организационный момент.

1. Работа с многозначными словами.

Назови картинки, подбери каждой пару. Что ты можешь сказать об этих словах? Объясни значение каждого слова в паре.









Картинки: ручка, молния, кран, лук, иголка, труба.

2. Знакомство с темой занятия через развитие фонематического восприятия.

Послушайте еще раз многозначные слова и определите согласные звуки, которые повторяются в них. (Звуки Л-Р.) Сегодня мы будем различать звуки Р и Л.

  1. Основная часть.

1. Сравнительная характеристика звуков Р-Л. Произнесите перед зеркалами звуки Р-Л, рассмотрите их артикуляцию (что делают губы, зубы, язык, голосовые связки).

  • Дайте характеристику звуков.

  • Чем похожи и чем отличаются изучаемые звуки?

  • Какими буквами обозначаются?

Л – согласный, звонкий, твёрдый, на схемах обозначаем синим цветом;

Р – согласный, звонкий, твёрдый, на схемах обозначаем синим цветом.

  • Слушайте и представляйте. Звуки речи невидимы. Их можно произнести и услышать, но увидеть, узнать, какой у них характер невозможно. И всё же, давайте прислушаемся к звукам и пофантазируем.

Словно л-лодка пл-лавно-пл-лавно И как тррракторрр неиспррравный

по вол-лнам пл-лывёт звук Л. тарррахтит, дрррожит звук Р.

Вывод: Звук Л «гудит», а звук Р – «рычит».

2. Рассмотрите изображения букв Р-Л. Прослушайте стихотворения о буквах. Назовите в них слова со звуком Р-Л.

Буква Л на лодочке Буква Р – рычит мотор,

По волнам плывёт, Рвётся в путь-дорогу.

Лунные мелодии «Пристегнись!», - сказал шофёр

Ласково поёт. Пассажиру строго.

3. Упражнение «Чуткое ухо». Прослушайте слова (логопед называет слова-тройками: в столбике по три слова). Назовите слова со звуком Л, затем со звуком Р, со звуком Р и Л, определите место звука Р и Л в словах:

Т опор осёл тарелка помидор

лопата журнал скакалка крокодил

крыло радуга трактор белка


4. Упражнение «Парный выход». Прочитайте слоговую цепочку, замените в ней звуки Р на Л и наоборот. (Дети работают в паре. Один читает цепочку слогов, другой изменяет звуки в слоговой цепочке. Затем наоборот.)

РА-ЛА-РА ЛО-РО-ЛО РУ-ЛУ-РУ РЫ-ЛЫ-РЫ

ЛА-РА-ЛА РО-ЛО-РО ЛУ-РУ-ЛУ ЛЫ-РЫ-ЛЫ

5. Упражнение «Слоги убежали». Прочитайте слова, вставляя нужный слог. Определите, какой по счёту стоит звук Р или Л в слове (используйте цифровой ряд).

РА ЛА

Варва ___ стре ___ кук ___ Дани ___

шко ___ коа ___ горил ___ шку ___

аку ___ фигу ___ кварти ___ ампу ___

пи ___ ты ку ___ ки ха ___ ты ба ___ ны



1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

6. Физминутка.

Рыбак на озеро пришёл, (шагают на месте)

Место тихое нашёл. (присели)

Удочку свою достал, («закидывают» удочку и сматывают леску)

И рыбачить рыбу стал. (наклоняются вперёд)

На крючок карась глядел, (смотрят из-под руки)

Червяка он съесть хотел, (тянутся на носочках вверх и перебирают пальцами)

Плотва мимо проплывала, (сложенными вместе руками «плывут как рыбка»)

Карасю совет давала: (выпад вперёд всем телом 2-3 раза)

Ты, карась, не торопись, («пружинка» вправо, влево)

А терпенья наберись, (руки сложены как у школьника)

Влево-вправо осмотрись, (поворот головы влево-вправо)

На крючок не попадись! («грозят пальцем»)

7. Упражнение «Дед Буквоед». Дед Буквоед съел буквы Р и Л в словах. Вставьте пропущенные буквы Р и Л в словах. Прочитайте слова, определите количество слогов в них.

К __ Ы __ О __ ЫБО __ ОВ ЗЕ __ КА __ О

К __ ОКОДИ __ КА __ НАВА __ ЖУ __ НА __

8. «Помогите Лосяшу и Крошу» отобрать картинки. Лосяш собирает картинки со звуком Л в лукошко, Крош – со звуком Р в корзинку.

Образец ответа: Лосяш в лукошко положил лук, а Крош в корзинку положил кукурузу.
















  • Как можно одним словом назвать некоторые слова? (овощи, фрукты, одежда, игрушки, …)

9. Преобразование слов. Работа со словами-паронимами.

Игра «Измени слово». Назовите картинки, заменяя в словах звук Р на Л и наоборот. Какие новые слова получились? Прочитайте слова парами. Почему все слова написаны с маленькой буквы, а слово Прошка с большой?












10. «Доскажи словечко». Закончи предложение словами-картинками из задания №9.

Собирайся, детвора, начинается …. . Для шитья нужна …. .

Кошку кусает … . У бабушки блестящая … .

У телёнка маленькие … . У Антошки деревянные … .

Соберу спички в … . По тропинке катился … .

На столе стоит … . Из плошки ест кашу … .

11. Прочитайте рассказ по цепочке. Каждый из вас читает по одному предложению. Исправьте каждую фразу иностранного туриста, который плохо говорит по-русски:

Я приехать в Россия из Алжир.

В моя родной страна очень жарко.

В Россия так холодно, что я простыть и заболеть.

Доктор давать меня противный микстур и делать уколы.

Россия – огромный и красивый страна.

Я быть на экскурсия в планетарий и в зоопарк.

Я фотографировать Красный площадь.

Я подружиться с хорошие русские парни.

Я сразу полюбить Россия всем сердце.

Я желать пригласить тебя приехать в Алжир.

12. Прочитайте стихотворение. Назовите слова со звуком Р и Л. Выучите стихотворение наизусть.

  • Говорил крокодил крокодилу:

«Я красивый и страшно милый,

А когда я кого-то глотаю,

Долго плачу потом и рыдаю».


III. Итог занятия.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс

Скачать
Дифференциация согласных Р–Л в слогах, словах, предложениях, тексте, стихотворении.

Автор: Чистякова Елена Васильевна

Дата: 04.02.2023

Номер свидетельства: 624834

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(102) "Индивидуальная образовательная программа СКОУ VIII вида "
    ["seo_title"] => string(59) "individual-naia-obrazovatiel-naia-proghramma-skou-viii-vida"
    ["file_id"] => string(6) "225595"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1439791589"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(154) "презентация конспекта урока по грамоте "Почему дети любят играть? Звук(и) и буква И,и."
    ["seo_title"] => string(80) "priezientatsiia_konspiekta_uroka_po_ghramotie_pochiemu_dieti_liubiat_ighrat_zvuk"
    ["file_id"] => string(6) "358285"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1479018722"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(40) "Звуки [с], [с']. Буква С с"
    ["seo_title"] => string(19) "zvuki_s_s_bukva_s_s"
    ["file_id"] => string(6) "380522"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1484666233"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(155) "Урок обучения чтению (1 класс  УМК «Перспектива»)  Тема: "Согласный звук [щ],  буква Щ, щ"."
    ["seo_title"] => string(95) "urok-obuchieniia-chtieniiu-1-klass-umk-pierspiektiva-tiema-soghlasnyi-zvuk-shch-bukva-shch-shch"
    ["file_id"] => string(6) "320326"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461061924"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(98) "Что такое родословное дерево.Обучение грамоте 1 класс"
    ["seo_title"] => string(63) "chto_takoie_rodoslovnoie_dierievo_obuchieniie_ghramotie_1_klass"
    ["file_id"] => string(6) "385508"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1485771264"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства