kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект  занятия предназначен для учителей-логопедов, которые работают над дифференциацией звуков и букв П-Б в словах, предложениях, текстах при работе с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.»

Конспект логопедического занятия


с группой учащихся 2-го класса, имеющих нарушения письма и чтения.

Провела: учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 7 г. Макеевки

Животова В.И.

Темы:

Логопедическая: развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале

текстов.

Лексическая: Весна.

Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов.

Цель:

  • развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях, тексте;

  • формировать сложные формы фонематического анализа;

  • развивать речеслуховую память;

  • обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;

  • закрепление навыков словоизменения и словообразования;

  • автоматизация правил правописания звонких и глухих в конце слова.

Оборудование: профили артикуляции П-Б, сюжетная картинка «Весна», предметные картинки, схемы препятствий с текстами для чтения о препятствиях на обороте, изображение горы П и горы Б, аудио записи птичьих голосов, речевой материал на П-Б, буквы для составления слова «апрель».


План и ход занятия

  1. Организационный момент.

  2. Сообщение логопедической темы. На доске выставлены картинки (подснежники, птицы, половодье). Логопед просит назвать картинки и определить первый звук в этих словах («П»).

На доске выставляются следующие картинки: букет, бабочка, бутон.




Дети называют картинки, определяют первый звук в названиях этих картинок («Б»).

  • Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П-Б. Откройте тетради, запишите число и тему: «Различай П – Б».

  1. Уточнение связи буквы и звука.

  1. Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук. Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.

  2. Сравнение звуков П и Б по артикуляции.

а) Определение общего в артикуляции звуков П-Б.

б) Определение отличий в артикуляции П-Б.



3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.

  • Какой буквой обозначается звук П? Звук Б?

  • На что похожи буквы П и Б?

Клоун вышел на арену,

Будто музыкант на сцену

И играет на трубе.

Сел как йог, стал буквой Б.

Зарядку делать кот привык

На букве П, ведь П — турник.


  1. Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.

1. Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.

  • Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают (горло не дрожит). Если работают только губы – это звук П.

Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.

  • Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки, горло дрожит? (звук Б)

  1. Повторение ряда слогов со звуками П и Б.

ПА – БА – ПА БА – БА – ПА – БА - БА …..

  1. Знакомство с лексической темой «Весна».

  1. Игра «Шифровальщик». Шифрование слов буквами П и Б.

  • Откройте тетради. Сейчас вы будете шифровать слова буквами П и Б, цифрой указывая их место в слове.

Логопед называет слова: ПОЛОВОДЬЕ, АПРЕЛЬ, ОБЛАКА, ЯБЛОНЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ЗАБАВЫ, КОРАБЛИКИ.

Дети «шифруют» в тетрадях: П1 П2 Б2 Б2 Б1 Б3 Б5

  • Вспомните слова, которые вы шифровали.

  • О каком времени года они напомнили вам? (О весне)

  1. Краткий рассказ логопеда по сюжетной картинке «Весна».

Наступила весна. Солнце припекает всё сильнее. Снег растаял. Побежали быстрые ручейки. Небо ярко-голубое. Сквозь землю пробивается зелёная молодая травка. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся зелёные листочки.

Дети пускают в ручейках кораблики.

Они рады весне.

(Работа по вопросам к картине).

  1. Выделение слов со звуками П и Б

из ряда других (показ картинок).

  1. Выделение слов со звуком П.

  • Из ряда слов запомните и

назовите только те, в которых

слышится звук «П»:

СКВОРЕЧНИК ПТЕНЦЫ ГРОЗА ПОЧКИ ПРОТАЛИНЫ РУЧЬИ КАПАЮТ

  • Какой по счету звук «П» в этих словах?

б) Выделение слов со звуком Б из ряда других.

  • Из ряда слов запомните и назовите только те, в которых услышите звук «Б»: НАБУХАЮТ, ЦВЕТУТ, ЛЕДОХОД, ВЕРБА, БУТОН.

  • Какой по счету звук «Б» в этих словах?

  • О чём напоминают вам эти слова? (О весне)

  1. Сообщение лексической темы «Весна»

  • Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.

  • Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)

  • В названии какого месяца слышится звук П? (Апрель)

  • Между какими месяцами апрель? (Между мартом и маем.)

  1. Развитие внимания и слуховой памяти.

  • Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа просыпается. Повсюду слышно пение птиц. Что это за птицы? (Это перелётные птицы).

  1. Слушание голосов птиц.

  • Послушаем голоса птиц (аудио запись). Отгадайте, чей голос звучал?

  1. Повторение ритма песен птиц.

  • Попробуйте повторить ритм песен птиц (предлагаются различные ритмические рисунки).

  1. Отгадывание картинок по ритму.

На доске выставляются картинки:

небо стрекоза пчела грибы дупло

  • Сейчас мы будем узнавать, название какой картинки пропела птица. Пропойте ритм по очереди.

  • Условие: один короткий звук – согласный, два звука с коротким интервалом – гласный.

Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают. По ходу работы проводится анализ слов по следующему плану:

  • В этом слове П или Б?

  • На каком по счету месте этот звук?

  • Перед звуком П (Б) какой слышится звук?

  • После звука П (Б) какой слышится звук?

  1. Развитие звуко-буквенного анализа.

  • Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран) Путь их сложный, с препятствиями и бедами.

На доске схема препятствий, которые встречают птиц на их пути:

Морские

бури

густые

туманы

внезапные

холода

хищники

охотники

На одной стороне дидактического пособия – картинка с изображением препятствия, на обратной стороне – текст с описанием этого препятствия.

  1. Беседа о первом препятствии.

  • Прочитаем о первом препятствии. Ученик читает текст:

Из-за густых туманов птицы теряют дорогу,

разбиваются об острые невидимые скалы.

  • Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением всего одного звука.

На доске изображение скал. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.

  • Запишем слова под первой (П) и под второй скалой (Б).

  • Логопед читает слова, дети определяют, какой звук П или Б в этом слове, и записывают слово в нужное место. Затем изменяют букву П или Б.

Речевой материал

ПОЙ БАЛКА БОРТ ПОЧКА БАЛ ПАШНЯ ПАПОЧКА ЗАБОР

БОЙ ПАЛКА ПОРТ БОЧКА ПАЛ БАШНЯ БАБОЧКА ЗАПОР

  1. Беседа о втором препятствии. Ученик читает текст:

Внезапные холода сковывают воды,

и птицы умирают от голода и стужи.

  • Преодолеем и это препятствие.

а) Составление слов из букв, данных в беспорядке.

  • Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать, какая буква «замерзла» - П или Б?

А Е Л Р Ь _

По ходу работы логопед задает вопросы каждому ученику:

  • Какое слово ты составил? Какая буква замерзла? Докажи, что в этом слове звук П (Б).

  • Почему пишется: в слове ПОЛЫНЬ – мягкий знак в конце слова; в слове БЛИЗКО – после И пишется З, докажи; в слове БЛАГОДАРИТЬ после Л пишется А, после Т – Ь. Докажи.

  • Почему в слове БРАКОНЬЕР между Н и Е пишется мягкий знак?

  1. Беседа о третьем препятствии. Чтение текста учеником:

Морские бури ломают птичьи перья,

сбивают крылья, уносят далеко от берега.

Сильные ветры приводят к наводнению.

  • Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выдержать морскую бурю, мы должны записать слова со звуками П и Б в два столбца, под буквой Б и под буквой П. Слева на нашей схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звуки П (Б) на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых звук П (Б) на втором месте и т.д. (Логопед диктует слова вразброс. Дети записывают)

Образец схемы:

П Б

1. подуть, проплыл бурный

2. опрокинуть сбрасывать

3. запустил выбрался

4. проплыл отобрать

Слово ПРОПЛЫЛ можно записать и в первую строчку и в четвёртую.

  1. Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста учеником:

Перелетные птицы становятся жертвами

хищных птиц: орлов, соколов, ястребов.

  • Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б? (Ястреба)

  • Ястреб. Какой звук слышится в конце этого слова? (П) А какую букву надо писать в конце этого слова? (Б) В конце слова звонкий согласный оглушается, поэтому надо подумать, какую букву надо писать. Какое правило вы знаете? (надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный)

  • Докажите, что надо писать ЯСТРЕБ (НЕТ ЯСТРЕБА, ЯСТРЕБЫ, ОХОТА ЯСТРЕБИНАЯ).

  • Диктант слов с последними буквами Б и П и с объяснением их написания.

Речевой материал: дуб, столб, карп, сруб, хлебороб, гриб, хлеб, укроп, залп, суп.


VIII. Подведение итогов занятия.



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Логопедия

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс

Автор: Животова Вера Ивановна

Дата: 18.01.2018

Номер свидетельства: 450887

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(237) "Конспект логопедического занятия на тему: " Дифференциация звуков [С ],[Ш] и букв С-Ш  в слогах, словах, предложениях и связной речи". "
    ["seo_title"] => string(148) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-diffierientsiatsiia-zvukov-s-sh-i-bukv-s-sh-v-sloghakh-slovakh-priedlozhieniiakh-i-sviaznoi-riechi"
    ["file_id"] => string(6) "133567"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1416545418"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(138) "Конспект  логопедического занятия  на тему: «Дифференциация звуков [С] - [З]»."
    ["seo_title"] => string(80) "konspiekt-loghopiedichieskogho-zaniatiia-na-tiemu-diffierientsiatsiia-zvukov-s-z"
    ["file_id"] => string(6) "313770"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1459531422"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(112) "Конспект занятия :"Дифференциация Д-Т в словах, предложениях. "
    ["seo_title"] => string(71) "konspiekt-zaniatiia-diffierientsiatsiia-d-t-v-slovakh-priedlozhieniiakh"
    ["file_id"] => string(6) "102542"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402513690"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "конспект занятия для детей обучающихся по адаптированной программе "
    ["seo_title"] => string(81) "konspiekt-zaniatiia-dlia-dietiei-obuchaiushchikhsia-po-adaptirovannoi-proghrammie"
    ["file_id"] => string(6) "220085"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1434512087"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(153) "Конспект открытого занятия  по коррекции нарушения письменной речи. Тема- Предлоги "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-otkrytogho-zaniatiia-po-korriektsii-narushieniia-pis-miennoi-riechi-tiema-priedloghi"
    ["file_id"] => string(6) "193278"
    ["category_seo"] => string(10) "logopediya"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427620296"
  }
}

Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

Распродажа видеоуроков!
ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства