Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.
Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.
Конспект занятия предназначен для учителей-логопедов, которые работают над дифференциацией звуков и букв П-Б в словах, предложениях, текстах при работе с детьми, имеющими нарушения чтения и письма.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия. Дифференциация звуков и букв П-Б в словах, предложениях, тексте.»
Конспект логопедического занятия
с группой учащихся 2-го класса, имеющих нарушения письма и чтения.
Провела:учитель-логопед логопедического пункта при СШ № 7 г. Макеевки
Животова В.И.
Темы:
Логопедическая: развитие слуховых дифференцировок звуков П-Б на материале
текстов.
Лексическая: Весна.
Грамматическая: глухие и звонкие согласные в конце слов.
Цель:
развивать слуховую и произносительную дифференциацию звуков П-Б в словах, предложениях, тексте;
формировать сложные формы фонематического анализа;
развивать речеслуховую память;
обогащать словарный запас существительных, глаголов, прилагательных по теме «Весна»;
закрепление навыков словоизменения и словообразования;
автоматизация правил правописания звонких и глухих в конце слова.
Оборудование:профили артикуляции П-Б, сюжетная картинка «Весна», предметные картинки, схемы препятствий с текстами для чтения о препятствиях на обороте, изображение горы П и горы Б, аудио записи птичьих голосов, речевой материал на П-Б, буквы для составления слова «апрель».
План и ход занятия
Организационный момент.
Сообщение логопедической темы. На доске выставлены картинки (подснежники, птицы, половодье). Логопед просит назвать картинки и определить первый звук в этих словах («П»).
На доске выставляются следующие картинки: букет, бабочка, бутон.
Дети называют картинки, определяют первый звук в названиях этих картинок («Б»).
Сегодня мы продолжим работу по различению (дифференциации) звуков П-Б. Откройте тетради, запишите число и тему: «Различай П – Б».
Уточнение связи буквы и звука.
Сравнение звуков П и Б по звучанию. Детям предлагается произнести звук П и сказать, на что похож этот звук. Предлагается произнести звук Б и сказать, какое звучание он напоминает.
Сравнение звуков П и Б по артикуляции.
а) Определение общего в артикуляции звуков П-Б.
б) Определение отличий в артикуляции П-Б.
3. Соотнесение звуков П и Б с печатными и рукописными буквами.
Какой буквой обозначается звук П? Звук Б?
На что похожи буквы П и Б?
Клоун вышел на арену,
Будто музыкант на сцену
И играет на трубе.
Сел как йог, стал буквой Б.
Зарядку делать кот привык
На букве П, ведь П — турник.
Закрепление дифференциации изолированных звуков П и Б в слогах.
1. Определение звуков П и Б по беззвучной артикуляции.
Определите, какой звук я хочу произнести, артикулируя звук губами, голосовые складки не работают (горло не дрожит). Если работают только губы – это звук П.
Далее рука кладется на горло, губы сомкнуты.
Какой это звук, если работают не только губы, но и голосовые складки, горло дрожит? (звук Б)
Повторение ряда слогов со звуками П и Б.
ПА – БА – ПА БА – БА – ПА – БА - БА …..
Знакомство с лексической темой «Весна».
Игра «Шифровальщик». Шифрование слов буквами П и Б.
Откройте тетради. Сейчас вы будете шифровать слова буквами П и Б, цифрой указывая их место в слове.
Логопед называет слова: ПОЛОВОДЬЕ, АПРЕЛЬ, ОБЛАКА, ЯБЛОНЯ, БЛАГОУХАНИЕ, ЗАБАВЫ, КОРАБЛИКИ.
Дети «шифруют» в тетрадях:П1 П2 Б2 Б2 Б1 Б3 Б5
Вспомните слова, которые вы шифровали.
О каком времени года они напомнили вам? (О весне)
Краткий рассказ логопеда по сюжетной картинке «Весна».
Наступила весна. Солнце припекает всё сильнее. Снег растаял. Побежали быстрые ручейки. Небо ярко-голубое. Сквозь землю пробивается зелёная молодая травка. На деревьях набухают почки, из которых скоро появятся зелёные листочки.
Из ряда слов запомните и назовите только те, в которых услышите звук «Б»: НАБУХАЮТ, ЦВЕТУТ, ЛЕДОХОД, ВЕРБА, БУТОН.
Какой по счету звук «Б» в этих словах?
О чём напоминают вам эти слова? (О весне)
Сообщение лексической темы «Весна»
Сегодня мы будем читать, слушать, рассказывать и писать о весне.
Какие весенние месяцы вы знаете? (Март, апрель, май)
В названии какого месяца слышится звук П? (Апрель)
Между какими месяцами апрель? (Между мартом и маем.)
Развитие внимания и слуховой памяти.
Весной все сильнее и сильнее греет солнце. Становится тепло. Природа просыпается. Повсюду слышно пение птиц. Что это за птицы? (Это перелётные птицы).
Слушание голосов птиц.
Послушаем голоса птиц (аудио запись). Отгадайте, чей голос звучал?
Повторение ритма песен птиц.
Попробуйте повторить ритм песен птиц (предлагаются различные ритмические рисунки).
Отгадывание картинок по ритму.
На доске выставляются картинки:
небо стрекоза пчела грибы дупло
Сейчас мы будем узнавать, название какой картинки пропела птица. Пропойте ритм по очереди.
Условие: один короткий звук – согласный, два звука с коротким интервалом – гласный.
Ведущий загадывает картинку, остальные дети отгадывают. По ходу работы проводится анализ слов по следующему плану:
В этом слове П или Б?
На каком по счету месте этот звук?
Перед звуком П (Б) какой слышится звук?
После звука П (Б) какой слышится звук?
Развитие звуко-буквенного анализа.
Весной происходит великое переселение птиц на родину. Откуда они возвращаются? (Из жарких стран) Путь их сложный, с препятствиями и бедами.
На доске схема препятствий, которые встречают птиц на их пути:
Морские
бури
густые
туманы
внезапные
холода
хищники
охотники
На одной стороне дидактического пособия – картинка с изображением препятствия, на обратной стороне – текст с описанием этого препятствия.
Беседа о первом препятствии.
Прочитаем о первом препятствии. Ученик читает текст:
Из-за густых туманов птицы теряют дорогу,
разбиваются об острые невидимые скалы.
Чтобы этого не случилось, обозначим скалы словами, смысл которых меняется с изменением всего одного звука.
На доске изображение скал. У каждого из детей также рисунки, изображающие скалы.
Запишем слова под первой (П) и под второй скалой (Б).
Логопед читает слова, дети определяют, какой звук П или Б в этом слове, и записывают слово в нужное место. Затем изменяют букву П или Б.
Речевой материал
ПОЙ БАЛКА БОРТ ПОЧКА БАЛ ПАШНЯ ПАПОЧКА ЗАБОР
БОЙ ПАЛКА ПОРТ БОЧКА ПАЛ БАШНЯ БАБОЧКА ЗАПОР
Беседа о втором препятствии. Ученик читает текст:
Внезапные холода сковывают воды,
и птицы умирают от голода и стужи.
Преодолеем и это препятствие.
а) Составление слов из букв, данных в беспорядке.
Чтобы преодолеть это препятствие, надо сложить слово из букв, записанных в беспорядке. При этом надо отгадать, какая буква «замерзла» - П или Б?
А ЕЛРЬ_
По ходу работы логопед задает вопросы каждому ученику:
Какое слово ты составил? Какая буква замерзла? Докажи, что в этом слове звук П (Б).
Почему пишется: в слове ПОЛЫНЬ – мягкий знак в конце слова; в слове БЛИЗКО – после И пишется З, докажи; в слове БЛАГОДАРИТЬ после Л пишется А, после Т – Ь. Докажи.
Почему в слове БРАКОНЬЕР между Н и Е пишется мягкий знак?
Беседа о третьем препятствии. Чтение текста учеником:
Морские бури ломают птичьи перья,
сбивают крылья, уносят далеко от берега.
Сильные ветры приводят к наводнению.
Вот что рассказали птицы. Чтобы помочь птицам выдержать морскую бурю, мы должны записать слова со звуками П и Б в два столбца, под буквой Б и под буквой П. Слева на нашей схеме записаны цифры 1, 2, 3, 4. Около цифры 1 запишите слова, в которых звуки П (Б) на первом месте. Справа от цифры 2 запишите слова, в которых звук П (Б) на втором месте и т.д. (Логопед диктует слова вразброс. Дети записывают)
Образец схемы:
П Б
1. подуть, проплыл бурный
2. опрокинуть сбрасывать
3. запустил выбрался
4. проплыл отобрать
Слово ПРОПЛЫЛ можно записать и в первую строчку и в четвёртую.
Беседа о четвертом препятствии. Чтение текста учеником:
Перелетные птицы становятся жертвами
хищных птиц: орлов, соколов, ястребов.
Название какой хищной птицы произнесено со звуком Б? (Ястреба)
Ястреб. Какой звук слышится в конце этого слова? (П) А какую букву надо писать в конце этого слова? (Б) В конце слова звонкий согласный оглушается, поэтому надо подумать, какую букву надо писать. Какое правило вы знаете? (надо подобрать проверочное слово, чтобы после согласного стоял гласный)
Докажите, что надо писать ЯСТРЕБ (НЕТ ЯСТРЕБА, ЯСТРЕБЫ, ОХОТА ЯСТРЕБИНАЯ).
Диктант слов с последними буквами Б и П и с объяснением их написания.