Открытый урок русского языка в 4 классе по теме: «Правописание окончаний имён существительных в дательном падеже».
Учитель начальных классов Аляева В.И.
Предмет: Русский язык
Тема: Правописание окончаний имен существительных в дательном падеже.
Тип урока: освоение нового материала
Цель: познакомить с правописанием безударных падежных окончаний имен существительных в дательном падеже.
Педагогические задачи:
создать условия для ознакомления с правилом написания окончаний имен существительных в дательном падеже; совершенствовать умение правильно писать безударные окончания имен существительных в дательном падеже; способствовать развитию орфографической зоркости; содействовать воспитанию интереса к русскому языку, культуры учебного труда на уроке.
Планируемые результаты:
предметные: называть признаки имен существительных в дательном падеже; выбирать способы проверки безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; объяснять написание безударных окончаний имен существительных в дательном падеже; сопоставлять формы имен существительных, имеющих окончания -е, -и;
метапредметные: понимать и сохранять в памяти учебную задачу урока; планировать деятельность в соответствии с поставленной задачей; активно сотрудничать в группах и в парах; находить способы выхода из конфликтных ситуаций; развитие умственных действий: анализ и синтез, сравнение, классификация, обобщение. Учить контролировать и оценивать свои действия, вносить коррективы в их выполнение на основе оценки и учёта характера ошибок, проявлять инициативу и самостоятельность в обучении. Формировать орфографическую зоркость, развивать фонематический слух.
личностные: создание условий для развития интереса к изучаемой теме; развитие самостоятельности, доброжелательного отношения, эмоциональной отзывчивости. Формирование умения слушать и слышать собеседника; умение сотрудничать с педагогом и сверстниками при решении учебных проблем, принимать на себя ответственность за результаты своих действий.
Ход урока
1. Организационный момент.
- Ребята, сегодня у нас необычный урок. К нам на урок пришли гости, чтобы посмотреть, как вы умеете работать.
Откройте дневники, запишите дом. задание:
с. 113 – таблица, упр.212
посмотреть, как вы умеете работаете на уроках русского языка.
Мы сегодня будем писать,
Делать выводы и рассуждать.
А чтобы урок пошёл каждому впрок,
Активно в работу включайся, дружок!
- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Слайд 2
2. Актуализация знаний
1)Минутка чистописания.
Запишите предложение, обращайте внимание на написание букв и соединений.
Солнце согрело землю.4
Назовите орфограммы, которые вы увидели при записи предложения. Выполните разбор предложения.
В данном предложении найди слово, в котором все согласные звуки
звонкие. Выпишите это слово. Запишите транскрипцию данного слова.
2)Словарная работа. Запишите слова в строчку по первой букве групп слов. Слайд 3
Папа, осень берег, еда, дедушка, артист (Победа)
Урок, жизнь, игра, ноты (Ужин)
Шкаф, обувь, север, сорока, единица (Шоссе)
Класс, аист, пенал, уголь, стол, тетрадь, арфа (Капуста)
Идея, нос, ель, йод (Иней)
Нора, айсберг, люди, ещё, ветер, окно (Налево)
- Поставьте ударение, выделите орфограмму. Что общего в этих словах? (все слова словарные, требуют запоминания) Проверка. Слайд 4
- Какое из слов лишнее? (налево – наречие, остальные имена существительные)
- Среди существительных, какое слово лишнее? ( шоссе - несклоняемое)
- Определите склонение имён существительных. (проверка)
- Подчеркните первую букву каждого слова, какое слово у вас получилось? (Пушкин)
- Да, ребята, именно А.С. Пушкин, его произведения помогут нам сегодня справиться с изучением темы нашего сегодняшнего урока. Какие произведения Пушкина вы знаете?
3. Объяснение нового материала. Наблюдение над языковым материалом.
– Какую часть речи мы изучаем вот уже несколько последних уроков? (Имя существительное.) – Проверим, какие знания у вас имеются на данный момент по этой теме.
Графический диктант от Золотой рыбки. Слайд 5
Она приготовила вам свои утверждение; если вы с ним согласны, то ставите рядом с номером вопроса знак «+». Если не согласны, то знак «–».
1. Имя существительное отвечает на вопрос «кто?», «что?».
2. Имена существительные всегда стоят в форме единственного числа.
3. Род существительного – это непостоянный (изменяемый) признак.
4. В русском языке 5 падежей
5. При склонении слово сохраняет свое значение, но изменяет форму.
6. Именительный падеж, единственное число – признаки того, что имя существительное стоит в начальной форме.
7. Существительные в именительном падеже всегда употребляются с предлогами.
8. Имена существительные в родительном падеже отвечают на вопросы «кому?», «чему?».
9. Имена существительные в родительном падеже употребляются с предлогами «у», «до», «от», «из», «без», «около», «с».
10. Имена существительные в родительном падеже являются главным членом предложения.
– А теперь сверьте выполнение задания с ответами на доске и оцените свою работу Слайд 6
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
+ | - | - | - | + | + | - | - | + | - |
4. Работа по теме урока . Слайд 7
- Из какого произведения эти строки? Назовите окончания сущ, определите падеж.
Гости князю поклонились…
Гости к пристани идут…
Воротился старик ко старухе…
Вот пошел он к синему морю…
- Из какого произведения эти строки? Выделите окон. сущ –х, определите падеж
Определите проблему, которую необходимо решить на уроке ( Почему в указанных существительных разные окончания, хотя стоят в одном падеже?) слайд 8
-Давайте постараемся решить эту проблему на нашем уроке
Карточка для 1 исследовательской группы
Приближался ( к чему?) к вод..., речк...., опушк.....
Обрадовался (кому?) лис..., тетк..., царевн...
Задания:
1.Вставьте и выделите пропущенные окончания
2 Определите падеж и склонение имен существительных
3.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных ..... скл. в .......падеже .
4.Проверьте себя по учебнику на стр.113
Карточка для 2 исследовательской группы
Идёт ( к чему?) к стол…, к мор..., к окн…
Обратился (к кому?) к петушк…, к коню…, к друг…
Задания:
1. Вставьте и выделите пропущенные окончания . Определите падеж и склонение имен существительных
2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных …. скл. в … падеже.
3.Проверьте себя по учебнику на стр.113
Карточка для 3 исследовательской группы
1). Дивятся ( чему?) степ…, совест..., храброст....
Подошел (к кому?) к матер... , к дочер....., к печ…
Задания:
1. Вставьте и выделите пропущенные окончания. Определите падеж и склонение имен существительных.
2.Сделайте вывод о безударных и ударных окончаниях имён существительных … скл. в …. падеже.
3.Проверьте себя по учебнику на стр. 113
Каждая группа выходит к доске и подводит итог своей исследовательской работы.
1 группа – Существительные 1 склонения в Д.п. оканчиваются на – е.
2 группа – Существительные 2 склонения в Д.п. оканчиваются на –у, -ю.
3 группа – Существительные 3 склонения в Д.п. оканчиваются на – и.
Решение проблемы.
- Какой можно сделать вывод о правописании окончаний имён существительных в Д.п. 1скл., 2скл., 3скл.?
( - В Д.п. существительные 1, 2, 3 скл. Имеют разные окончания.)
- Давайте сравним наш вывод с таблицей в учебнике на с.113
Вернёмся к заданию в начале урока: Почему же существительные в одном падеже, но у них разные окончания?
(- Потому что окончания существительных в Д. падеже зависят от склонения этих существительных).
- Имена существительные в дательном падеже часто указывают на лицо, для которого совершается действие, точнее на лицо, которому что - то дают. Это основное значение дательного падежа, поэтому он так и называется.
-Чтобы узнать дательный падеж, надо поставить к существительному слово ДАЮ (на то он и дательный).
Физминутка
(Части речи сущ.- хлопаем, прил . – присели, глагол – изображаем действие)
В синем небе звезды блещут,
В синем море волны хлещут;
Туча по небу идет,
Бочка по морю плывет.
Словно горькая вдовица,
Плачет, бьется в ней царица;
И растет ребенок там
Не по дням, а по часам.
5. Работа с учебником. Слайд 10
Упражнение в определении падежей существительных.
Произведения Пушкина очень близки к жанру устного народного творчества: народным сказкам, песням, пословицам.
(упражнение 210 по вариантам 1,2-1 в., 3, 4- 2в.)
Взаимопроверка .
Задание – тест
Надо определять, в каких словосочетаниях существительное употреблено в дательном падеже. Если слово в дательном падеже – говорите «да», если в другом падеже - то «нет».
«Да», «Нет»
1. нырнул в воду
2. иду по дороге
3. бежать к маме
4. привёз на берег
5. сижу за партой
6. подарил дочери
7. гулять по парку
5.Рефлексия
Просмотрите на существительные в дательном падеже и подготовьтесь отвечать на вопросы:
1.На какие вопросы отвечают существительные в дательном падеже?
2. С какими предлогами употребляются эти существительные?
3. Какие окончания имеют в дательном падеже существительные 1, 2,
и 3 скл?
4. Чем они являются в предложении?
По ответам детей выстраивается схема.на доске
Существительные в дат. п.
Отвечают на вопросы:
кому? чему?
Употребляются с предлогами:
к, по.
Имеют окончания:
1скл. 2 скл. 3 скл.
- е - у, - ю - и)
VII. Итог урока.
– Что особенно заинтересовало вас во время урока?
– Что нового узнали на уроке?
– В чем заключалась цель нашего урока?
– Достигли ли мы этой цели или нет? Объясните.
– Чью работу на уроке хотите отметить?
7