Цель: создать условия для знакомства детей с историей денежных единиц и их ролью в жизни человека.
Задачи:
(предметные) содействовать усвоению понятия «деньги»; развитию представлений учащихся о товарно-денежных отношениях, о зависимости между ценой, стоимостью и количеством товара, о денежных единицах разных стран, о функциях денег в жизни человека; познакомить учащихся с видами денег, их характерными особенностями, путями появления у людей; способствовать воспитанию культуры поведения в условиях рыночных отношений.
(метапредметные)
регулятивные УУД – учить действовать в учебном сотрудничестве в соответствии с принятой ролью;
познавательные УУД – содействовать развитию умения создавать модели по заданиям учителя;
коммуникативные УУД – учить строить сообщение в соответствии с учебной задачей.
Оборудование:
– Компьютер;
– Мультимедийный проектор, экран;
– Презентация «Что такое деньги?»
– российскиемонеты (современные, устаревшие);
– иллюстрации бумажных денег (современные и устаревшие);
– карточки для игры «Давай обменяемся»
Ход урока
I. Организационный момент
II. Актуализация знаний учащихся
Просмотр мультфильма «Всемирная история денег» 1 серия (1 минута)
-Что делали животные из мультфильма? (Обменивались предметами)
- Сейчас, мы отправимся в небольшое путешествие.
Первобытные люди жили в пещерах, одевались в шкуры животных, питались тем, что давала им природа.
– Двигаемся во времени дальше на тысячи лет. Люди уже научились выращивать нужные растения, приручили и сделали домашними некоторых животных, научились ковать железо, ткать материю и многое другое. Для каждого дела нужны были умельцы. Каждый человек не мог выращивать растения и ткать ткани, шить обувь и ковать железо, строить дома и сеять поля. Пришлось людям поделить работу между собой. Одни стали охотиться, другие – выращивать домашних животных, третьи – заниматься земледелием, четвертые – ковать железо.
– Что же получалось в таком обществе? (Появились излишки изготовленных предметов и потребность иметь другие изделия у себя).
– Что стали делать люди?
– Они стали обмениваться друг с другом различными предметами. Гончары меняли горшки и кувшины, кузнецы – наконечники для стрел, ножи, топоры. Земледельцы – зерно, растительное масло; скотоводы – быков, овец, шерсть и кожи. Воины-победители – своих пленников.
Игра “Давай обменяемся”
– Ребята, сейчас мы представим себя жителями древней Руси. Вы делитесь на 4 группы: купцы, ремесленники, охотники, крестьяне. У каждого из вас есть карточки с изображением разных предметов и задание, что вам необходимо привезти домой с ярмарки. Попробуйте сейчас обменять собственный товар на необходимый.
Время на выполнение задания – 3 минуты.
– Понравилось ли вам на ярмарке?
– Кто не смог произвести обмен?
– Какие сложности возникли при обмене?
– Согласны ли вы с тем утверждением, что обменивать товары действительно было очень сложно?
– Но обменивать товары было очень сложно. Ценность вещей и продуктов разная. Она зависит от того, сколько труда затрачено, чтобы изготовить ту или иную вещь. Например, за одного барана можно было получить два топора, четыре кувшина или телегу.
– Чем еще могли обмениваться люди?
– И чем больше появлялось разных товаров, тем сложнее их было поменять друг на друга. Например, надо рыбу обменять на корову: во-первых, нужно наловить очень много рыбы, чтобы обмен был равным. Во-вторых, найти человека, которому надо много рыбы. В-третьих, сделать так, чтобы рыба не испортилась. С ценами тоже была чехарда. Сегодня мешок муки можно обменять на 2 топора, а завтра голодный купец даст вам за мешок муки 3 топора.
– Как вы думает, что придумали люди, чтобы облегчить себе жизнь?
III. Объяснение нового материала (УУД: регулятивные, познавательные)
– Чтобы упростить обмен, люди стали думать, какой предмет наиболее подходит для этого. Попробовали многое: скот, меха, куски ткани, птичьи перья, зерно, табак, даже сушеную рыбу.
– Удобны ли были такие деньги? (Овец и быков нужно было где-то держать и кормить, а продукты от хранения портятся.)
– Постепенно люди поняли, что деньги должны быть не временными, а постоянными. Они не должны портиться при хранении и при переходе из рук в руки. Нужно, чтобы деньги легко было носить с собой. Необходимо, чтобы они легко делились на мелкие части, но при этом не теряли своей ценности.
– Одними из первых денег были раковины каури-моллюсков, добывавшихся в южных морях. В раковинах просверливали отверстие и нанизывали на веревочку как бусы по 40 раковин.
– Чем же были они удобны? (Не портились, не теряли вида, легко носить с собой).
– За одного быка нужно было отсчитать тысячу таких раковин.
– Удобно?
– Прошли многие десятилетия, прежде чем появились металлические деньги. Но и они отличались от современных. Они имели форму брусков, колец, прутиков,)
– Каковы преимущества металлических денег? (Не портятся, ими можно расплачиваться за любой товар)
– На Руси существовала обменная монета – серебряная гривна (брусок). Если вещь стоила меньше, то от гривны отрубали кружок.
– Что же получалось? (РУБЛЬ)
– При Иване IV были выпущены деньги, на которых изображался всадник с копьем в руках. Что же появилось? (КОПЕЙКА)
– У металлических денег все же оказался важный недостаток. Определите какой? (Они тяжелы и занимают немало места. Богатым купцам, которые торговали с далекими странами, было опасно и неудобно возить с собой груз: как ни прячь, разбойники и грабители сразу его найдут). Люди придумали выход: золото передавали на хранение в банк, а вместо него брали в дорогу бумажные расписки на золото. Так впервые появились бумажные деньги, на которых написано, какому количеству золота они равны.
– Итак, ребята, что же такое деньги? (Особый товар, который можно обменять на любые другие товары и услуги).
– Обмен товара на деньги называется КУПЛЯ-ПРОДАЖА.
– А как мы узнаем, какое количество денег нужно отдать за тот или иной товар? (У каждого товара и каждой услуги есть своя цена).
– Откуда люди берут деньги?
IV. Практическая деятельность учеников (УУД: регулятивные, познавательные)
– Ребята, вы хорошо поработали над новой темой. А теперь, я предлагаю проверить себя.
1. Практическая работа в парах
– У вас на столе российские монеты: 1 рубль и 1 копейка. Вам необходимо определить, что на них изображено и написано, как называются части монеты.
Текст: сторона, на которой изображён герб (портрет или другой рисунок), – лицевая. Она называется «аверс» или «орёл». Другая сторона – оборотная. На ней указан её номинал, то есть достоинство (например, 1 рубль, 5 рублей). Эта сторона называется «реверс» или «решка». Надпись на монетах называется легенда, а ребро монеты – «гурт»
2. Игра» Магазин»
Ребятам предлагается купить
Молоко
Хлеб
Здоровье
Мороженое
Дружба
Забота
Фрукты
Совесть
– Почему вы не все смогли купить из перечисленного?
3. Работа в группах
- Восстановите пословицы и объясните их значение.
Дружба
а имей сто друзей.
Здоровья
дороже денег.
Уговор дороже
дороже денег.
Не имей сто рублей,
денег.
Совет
на деньги не купишь
- Деньги – это добро или зло?
V. Итог урока. Рефлексия. (УУД: коммуникативные)
Рефлексия деятельности на уроке
– Ребята, какой вопрос был сегодня главным на уроке?
– И что же такое деньги?
– Как вы можете объяснить пословицу: Не с деньгами жить, а с добрыми людьми.
Итоговая рефлексия работы на уроке проводится с помощью активного метода “Дерево желаний”. Учащимся предлагается представить на миг, что можно купить все. Напишите на листиках свои желания и прикрепите их к дереву.