Конспект непосредственно образовательной деятельности по формированию финансовой культуры в старшей группе
на тему «Что такое деньги» (познавательное развитие)
Цель: раскрыть сущность понятия «деньги», «монета», «банкнота»,
«пластиковая карта».
Задачи:
1Познакомить с понятием «деньги», «монета», «банкнота», «пластиковая карта».
2Развивать умение различать монеты, купюры, банкноты, пластиковые карты.
3Воспитывать умение правильного обращения с деньгами, монетами, картами.
Материал и оборудование: деньги (монеты, банкнот), пластиковая карта,
ноутбук, интерактивная доска.
Ход:
Организационный момент
Воспитатель: Ребята, давайте встанем в круг.
Нам здороваться не лень
Всем привет и добрый день!
Если каждый улыбнется,
Утро доброе начнется!
Так давайте, улыбнемся и скажем дружно доброе утро!
Воспитатель: Ребята, вы знаете, есть интересная страна, которую вы не найдете на карте. Это страна «Финансов». Она очень большая, включает в себя финансовые отношения, связанные с денежными расчетами. Я предлагаю вам отправиться в эту страну! Давайте закроем глаза и скажем:
«1,2,3, покружись в стране Финансов окажись»!
Мотивация
Воспитатель: (дети открывают глаза) Ребята посмотрите, что это?
Дети: Кошелек.
Воспитатель: А зачем людям необходим кошелек?
Дети: в нем хранят деньги, в него складывают деньги, …
Воспитатель: Правильно, кошелек используют для денег.
Воспитатель: Давайте посмотрим, что же в нем лежит?
(воспитатель открывает кошелек, в котором находятся «Финансовые загадки», отгадки в картинках появляются на интерактивной доске)
За сметану, хлеб и сыр
В кассе чек пробьёт. (кассир)
Из какого аппарата
Выдаётся нам зарплата? (банкомат)
И врачу, и акробату
Выдают за труд. (зарплату)
В кошелек мы их кладем,
С ними в магазин идем (деньги).
Воспитатель: Молодцы! Вы правильно отгадали загадки. Кто из вас догадался, о чем мы сегодня с вами будем говорить?
Дети: О деньгах, про деньги, …
Воспитатель: правильно, сегодня мы поговорим о деньгах.
Основная часть
Воспитатель: (Открывает кошелек, показывает монетку). Что это такое?
Дети: Монетка, монеты, …
Воспитатель: Правильно, это монеты. Какие они?
Дети: Они металлические, сделаны из метала, …
Воспитатель: Круглая, металлическая, звенит (можно взять в руки несколько монет и позвенеть ими, после этого дети смогут назвать данный признак). Ребята, а что ещё осталось в кошелке (шелест банкноты)
Дети: Бумажные деньги, …
Воспитатель: Молодцы! Это бумажные деньги, их называют купюры или банкноты. У металлических денег все же оказался важный недостаток – они тяжелые и занимают много места. Поэтому появились на свете бумажные деньги. Посмотрите на экран, вы видите деньги разных государств?
(Доллар, евро, лит, лат, гривна, фунт стерлингов, лира и т.д.).
Денежные единицы разных стран называются валюта (дети повторяют слово)
А какая валюта используется у нас в России?
Дети: Рубли.
Воспитатель: Правильно, в нашей стране мы используем рубли.
Динамическая пауза «Будем денежки считать»
Раз, два, три, четыре, пять (шагаем на месте)
Будем денежки считать (сжимаем и разжимаем пальцы рук)
Один и два оплатим дом, (пальцы в кулак, отгибаем мизинец и безымянный)
Дом, в котором мы живём.
Третья монетка – одежду купить, (отгибаем средний палец)
На четвёртую монетку купим есть и пить (отгибаем указательный палец)
Ну а пятую пока (шевелим большим пальцем)
Спрячем на донышке кошелька! (спрятать большой палец в кулак согнув все пальцы).
Воспитатель: Ребята, предлагаю вам подойти к столу и рассмотреть, какие денежные знаки на банкнотах
(дети рассматривают знаки, на экране интерактивной доски воспитатель показывает элементы знаков на банкнотах)
-Историческое место в России
-Водяные знаки
-Защитная нить
- Номер банкноты
- Номинал стоимость банкноты
- Герб эмблема банка
Воспитатель: Давайте на экране покажем элементы знаков банкнота (показ знаков)
Воспитатель: Где мы носим деньги монеты и банкноты?
Дети: В кошельке, …
Воспитатель: Они у нас в наличии и называются они «наличные деньги».
Воспитатель: Что кроме денег можно использовать при оплате?
Дети: Банковская карта.
Воспитатель: Денег у нас нет в кошельке, а хранятся они на пластиковой карте. Мы можем назвать безналичные деньги.
Воспитатель: Ребята предлагаю поиграть в игру, которая называется
«Что можно купить?» Перед вами картинки, отберите то, что можно купить за деньги.
(Дети рассматривают картинки, рассуждают, что можно купит).
Воспитатель: Ещё остались три картинки, почему?
Дети: Потому что дружбу, любовь, солнце нельзя купить за деньги.
Воспитатель: Правильно, молодцы, ребята, есть такие вещи, которые не продаются и не покупаются. А нам пора отправляться в детский сад. Закрываем глаза и повторяем за мной: «1,2, 3 Вокруг себя повернись и в детском саду очутись».
Рефлексия
Воспитатель: Вот мы и в детском саду. Вам понравилось путешествие?
Дети: Понравилось, очень понравилось, …
Воспитатель: О чем мы сегодня говорили?
Дети: Сегодня мы говорили о деньгах, …
Воспитатель: Как можно назвать монеты и банкноты одним словом?
Дети: Наличные деньги.
Воспитатель: Где у нас хранятся безналичные деньги?
Дети: На пластиковых картах.
Воспитатель: Для чего деньги нужны людям?
Дети: Деньги нужны для покупок, мы покупаем на деньги одежду, продукты, игрушки, ….
Воспитатель: Все верно, в современном мире без них прожить невозможно.
Молодцы ребята, за вашу дружную работу королева страны Финансов приготовила для вас небольшие подарки, вот такие медальки. Большое спасибо вам ребята за работу.