Тема и номер урока в теме: Предложение. Обобщающий урок
Базовый учебник: «Русский язык 2 класс» Р.Н.Бунеев, Е.В.Бунеева, О.В.Пронина.
Цель урока: Формирование ценностного отношения к родному языку через анализ предложений с выделением существенных признаков и их классификации в ходе совместной и групповой деятельности под руководством учителя.
Задачи:
- обучающие: научить различать предложения от слов и классифицировать их по цели высказывания;
-развивающие: развивать навыки составления предложений из слов, умения записывать предложения и навыки саморегуляции;
-воспитательные: формировать умения выслушивать товарища, работать в группе, отстаивать свою точку зрения.
Планируемые результаты:
Л: формирование ориентации на причины успеха в учебной деятельности.
МПП: осуществлять анализ объектов с выделением существенных признаков, строить суждения в форме связи простых суждений об объекте.
МПР: принимать и сохранять учебную задачу, осуществлять пошаговый контроль по результату.
МПК: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
Тип урока: обобщение и систематизация знаний
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, в парах.
Ход урока.
- Самоопределение к деятельности.
Все друг к другу повернулись
И ребятам улыбнулись.
Улыбнулись и гостям –
Дорогим учителям.
А теперь за парты сели,
На меня все посмотрели,
Широко открыли глазки…
Отправляемся мы в сказку!
- Пальчиковая гимнастика.
У: В лесу в домике жила зайчиха с 5-ю зайчатами (указательный и средний пальцы обеих рук подняты вверх – это ушки, остальные пальцы собраны в кулак – туловище).
Как-то утром зайчата взяли свои любимые барабаны и побежали в лес. Там росли высокие дубы (кисти рук соединены, пальцы расставлены в стороны), стройные ели (пальцы обеих рук под углом друг к другу).
Зайчата громко, на весь лес, стали барабанить ( согнутые мизинец и безымянный – палочки барабана – ударяют в подушечку большого пальца – барабана. Прямые ушки прижаты друг к другу).
И надобно же беде случиться, что около тех мест пролетала злая колдунья. Услышала она шум, прилетела на поляну, схватила самого маленького и умного зайчонка и унесла его за тридевять земель.
Ребята, как вы думаете, как звали этого зайчонка? (Он уже знаком вам из книги для чтения «Капельки солнца»)
Д: Это заяц Пус, который потом стал мальчиком и пошел в школу.
У: Заяц Пус оказался в беде. Поможем ему? Для этого мы отправимся в путешествие и постараемся преодолеть все препятствия, которые встанут у нас на пути. А помогут нам – знания, полученные вами на предыдущих уроках и карта, которую второпях потеряла злая колдунья.
- Минутка чистописания.
У: Путешественники часто записывают все, что они увидели или услышали в дальних странствиях. Нужно проверить, красиво ли вы умеете писать? Для этого проведем минутку чистописания.
На доске записаны буквы: м к р я н т
У: Внимательно посмотрите на данный ряд букв и определите, какую букву мы сегодня будем писать? В этом ряду она лишняя. Объясните почему.
Д: Сегодня мы будем писать букву Я. Эта буква лишняя, потому что она гласная, а остальные буквы согласные.
У: Чем отличается гласный звук от согласного? (ответы детей). В чем особенность этой буквы (сколько звуков может обозначать буква я?).
Д: Если буква я стоит в начале слова или после гласной, то она обозначает 2 звука (йа), а если после согласной – один (а).
У: Определите порядок написания букв в цепочках и продолжите строчку до конца.
Яя Яяя Яяяя…
Д: Заглавная Я, строчная я. Количество строчных я в каждом звене данного ряда увеличивается на одну.
У: Молодцы, ребята, вы отлично справились с заданием.
- Словарная работа.
У: А вот и первое испытание. Куда это мы попали?
Д: Мы попали в село Словарное.
У: Я прочитаю вам загадку, а вы догадайтесь, о ком идет речь.
У косого нет берлоги, не нужна ему нора,
От врагов спасают ноги,
А от голода – кора.
(На доске вывешивается рисунок зайца со словарным словом внизу.)
Вспомните, как пишется слово заяц. Там, где опасное место, «вырос грибок». Запишите это слово в тетрадь, объясните орфограмму. (Запись с комментированием).
Назовите любимое лакомство зайца.
Д: морковь, капуста.
У: Дайте название группе, к которой относится морковь и капуста.
Д: Овощи.
У: В чем можно принести овощи из огорода домой? ( Корзина). Запишите это слово. Проверьте написанные вами слова, сравните с образцом. Поднимите руки те, кто не допустил ни одной ошибки.
- Постановка темы и целей урока.
Но вот три дороги у нас на пути.
Какую выбрать? Куда пойти?
Предложения нужно составить,
Знак препинания верный поставить.
Составьте с любым из словарных слов предложение.
1-й ряд составляет предложения с восклицательной интонацией, 2-й ряд – с невосклицательной. 3-й ряд составляет предложения, которые содержат в себе вопрос.
Какие знаки препинания ставятся в конце предложения? Что вы еще знаете о предложении? А теперь сами сформулируйте тему нашего урока.
Д: Сегодня мы будем работать с предложением.
У: Сегодня мы обобщим полученные знания о предложении.
- Повторение и обобщение изученного.
- Игра «Немое письмо».
Заяц Пус очень соскучился по школе и решил написать вам письмо.
Я буду читать вам предложения, а вы записывайте на одной строчке в своих тетрадях знаки препинания, которые должны стоять в конце предложений.
Здравствуйте, дорогие ребята!
Я часто вспоминаю школу, своих друзей. Мне очень нравится учиться. Когда я вновь окажусь за школьной партой? Когда мы увидимся? Помогите мне!
Ваш друг заяц Пус.
Проверьте, такие ли знаки вы поставили в конце предложения.
На доске: !.?!.
Как в устной речи отделяется одно предложение от другого? (паузой).
Если предложение повествовательное, то голос понижается, а если восклицательное? (повышается)
- Физкультминутка.
Мы вышли на полянку здоровья. Давайте немного отдохнем и сделаем любимую физминутку Пети Зайцева.
Зайка серый умывается,
Видно в гости собирается.
Вымыл хвостик, вымыл носик,
Вымыл ухо, вытер сухо.
Скок- скок, скок- поскок.
Прыгнул зайка на пенек.
В барабан он громко бьет
В чехарду играть зовет.
3. Работа по учебнику.
Долго ль, коротко ль, случилось –
В городе Повторения мы очутились!
Откройте учебники на 17-й странице. Кто изображен на иллюстрации?
Вова Колесников частенько допускает ошибки. Прочитайте предложение, которое он составил. Какую ошибку допустил Вова?
Закончите предложение так, чтобы оно имело смысл.
Как правильно оформить предложение при письме?
Д: Начало предложения пишется с большой буквы. В конце предложения ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие.
У: Запишите свое предложение в тетрадь, но не допустите ошибку, как Вова.
Найдите в этом предложении словарное слово и выделите в нем орфограмму.
- Повторение правила.
Куда мы попали? Не видно небес.
Как страшно здесь! Это же сказочный лес.
Все тайны, загадки надо открыть
И злых колдунов их чар лишить.
Я прочитаю вам несколько предложений, если вы с ними согласны, то хлопайте в ладоши.
- Предложение выражает законченную мысль.
- Предложение состоит из звуков и букв. (Вы согласны? Из чего состоит предложение?)
- В конце предложения ставится точка, вопросительный знак, восклицательный знак или многоточие.
- Первое слово в предложении пишется с маленькой буквы. (Почему не согласились?)
5. Гимнастика для глаз.
Все ошибки мы нашли
И к морю Желаний дружно пришли!
Это море необыкновенное. Около него сбываются желания. Но чтобы они исполнились, надо выполнить последнее задание.
Ребята, подул сильный ветер, песок летит в глаза. Это злая колдунья подняла на море шторм. Быстро поморгайте глазками, закройте их, медленно сосчитайте до пяти. Молодцы, ветер стих, и можно работать дальше.
6.Самостоятельная работа учащихся по уровням.
У вас на партах лежат корточки с заданиями.
Тем, у кого лежит лист голубого цвета, надо списать предложения и расставить знаки препинания.
Задания для слабых учащихся.
Хорошо летом в лесу кругом цветы вы любите лес
У кого зеленые – составьте и запишите предложения из слов.
Задания для средних учащихся.
дети, в, часто, рощу, ходили
заяц, им, сегодня, встретился
длинные, у, уши, него
А у кого розовые – составьте и запишите предложения из слов, вставляя пропущенные орфограммы.
Задания для сильных учащихся.
дети, в, ч…сто, рощ…, ходили
за…ц, им, сегодня, встретился
длинные, у, уш…, него
- Что надо знать, чтобы правильно оформить предложения при письме?
Проверка.
- Ребята, у кого задания на голубых листочках, скажите, сколько предложений у вас получилось? Выразительно прочитайте свои предложения. Какие знаки препинания вы поставили? Молодцы, вы свою работу выполнили, давайте теперь слушать других, не допустят ли они ошибку?
- Ребята, у кого задания на зеленых листочках, прочитайте полученные предложения.
- Какие орфограммы были пропущены у тех, кто выполнял задания на розовых листочках?
Молодцы, вы справились со всеми заданиями! Коль мы попали к морю Желаний, давайте закроем глазки и пожелаем, чтобы заяц Пус снова превратился в Петю Зайцева и оказался в школе среди своих одноклассников.
Посмотрите, на столе появился конверт, а в нем письмо!
Мне, друзья, вы помогли,
От беды меня спасли.
Всем «спасибо» говорю
И за все благодарю!
7. Итог урока.
Наше путешествие подошло к концу. Что вам понравилось на уроке? Какое задание показалось интересным? Какое задание показалось трудным?
У вас на партах карточки разного цвета. Оцените свою работу.
Розовая – работал(а) в полную силу.
Голубая – работал(а) хорошо.
Желтая – мог(ла) работать лучше.
Вложите эти листочки в тетради и сдайте тетради на перемене. На дом упр. 25 стр. 17 (списать предложения и поставить в конце предложения нужный знак).