Тема: Сложное предложение.
Цель:1) повторить понятие главных членов предложения; умение выделять грамматическую основу предложения; различать сложные и простые предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, составлять схемы;
2) способствовать развитию способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, развивать навыки грамотного письма;
3) формировать интерес к русскому языку и литературе.
Оборудование: слайдовая презентация
Ход урока: 1. Орг. момент.
Вежливый, старательный,
Скромный и внимательный,
Добрый, умный, справедливый,
И весёлый, и счастливый.
- Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)
Мне приятно, что у вас есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но сегодня так я хотела бы назвать вас, моих учеников, которые могут прийти на помощь товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку.
2. Актуализация изученного. (СЛАЙД 1)
Роберт Стивенсон – известный английский писатель, автор знаменитой книги «Остров Сокровищ».
Мальчиком Стивенсон болел и целые дни и недели проводил в стране Кровати. Так он сам ее называл. Здесь мальчик жил в воображаемом мире, прекрасном и сказочном. Диван– это горы, ковер – глубокое море. Одеяло – снежные вершины.
Мы тоже сегодня отправимся в волшебное путешествие.
Посмотрите на карту. Куда лежит сегодня наш путь? (СЛАЙД 2).
· Что такое предложение?
· Что мы знаем о предложениях? Расскажите, рассмотрев карту.
Хотите познакомиться с жителями страны поближе?
· Кто главные члены этой семьи?
· Назовите второстепенные члены.
· Прочитайте предложение и дайте его характеристику по наличию грамматических основ.
· По наличию второстепенных членов?
· По цели высказывания?
· По интонации?
3. Словарная работа.( Слайд 3)
А сейчас вы разгадаете ребус и узнаете, кто будут вашими помощниками, друзьями в нашем путешествии.
(Сказки). (Слайд 4)
Подберите однокоренные слова (сказочный, сказочник, сказитель). Запишите их. Прокомментируйте. Разберите по составу.
- Придумайте простое предложение. Выполните синтаксический разбор предложения.
3. Повторение.
А) - Ребята, а сейчас давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (волшебные, бытовые, о животных).
-Правильно. Но есть еще и лингвистические сказки. Это сказки, в которых главными героями становятся части речи, члены предложения и т.д. Рассказывая их, мы объясняем правописание слова или постановку знаков препинания.
Давайте попробуем сочинить лингвистическую сказку о Сложном предложении.
В некотором царстве в тридевятом государстве жили-были в своих дворцах Простые предложения. Жили они по соседству, но никогда не ходили друг к другу в гости. Со временем им стало очень скучно и тоскливо. И решили они подружиться между собой. Сказано – сделано. Построили они большой дом. Объединились и стали жить вместе. Было две семьи, а стала одна. Теперь стали они называться не Простым, а Сложным предложением. Все были рады этому объединению. Но вот беда: слова в предложениях стали путаться между собой, и было не понятно, из какого предложения то или иное слово. Что делать? Главные члены предложений посовещались и решили, что между частями сложного предложения нужно поставить преграду, стену, чтобы слова не смешивались. И в качестве этой преграды решили поставить Запятую. Вот с тех самых пор Сложное предложение состоит из нескольких простых, но между ними всегда стоит запятая.
- Но нельзя путать простое предложение и сложное. Как же нам их различить?
Б) На доске предложения. (Слайд 5)
1 ряд – выписывает простое предложение. Подчеркнуть грам. основу.
2 ряд – простое с однородными членами. Схемы.
3 ряд – сложное предложение. Схемы.
Одеяло убежало,
Улетела простыня. (3)
И подушка, как лягушка,
Ускакала от меня. (1)
Давайте же мыться, плескаться,
Купаться, нырять, кувыркаться. (2)
В) Схематический диктант.
1) В открытом море вода синяя и прозрачная, как чистое стекло.
2) На дне моря растут невиданные деревья с гибкими стеблями и листьями.
3) Между ветвями шныряют маленькие, большие рыбки.
4) Морской царь давным-давно овдовел, хозяйством у него заправляла его мать.
5) Она носила на хвосте целую дюжину устриц, а вельможи имели право носить всего шесть.
Вывод: из последних двух схем мы можем сделать вывод, что простые предложения в составе сложного могут соединяться при помощи союзов и интонации.
4. Разминка
Глазки крепко закрываем
Дружно до пяти считаем
Открываем, поморгаем,
И работать продолжаем.
5. Тема урока.
А сейчас вернемся к нашей лингвистической сказке.
Недалеко от одного из дворцов Простого предложения протекала река Союзов. Предложения решили подружиться и с союзами. И стали ходить к ним в гости. Если Сложное предложение ходило куда-нибудь без союзов – оно так и называлась Бессоюзное. А если с союзами – Союзное.(слайд 6)
В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.
Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится…
Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.
6. Закрепление.( Слайд 7)
А) Укажи номер схемы, которая соответствует предложению.
1) Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.
[- = ], а [- = ]
2) Бедняжка целыми днями пряла, а ленивица на улицу глядела.
[- = ], (чтобы)
3) Девочка не знала, как достать веретено. [ = -], [= - ]
4) У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха.
[ - =], (что)
5) Ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел.
[ - =], (как)
6) Подошла Ленивица к дому, пригласила ее бабушка Метелица войти.
[= - ], и [- = ]
Б) Игра «Собери предложение» (слайд 8)
Давно-давно жил в городе Багдаде купец
которого звали Синдбад
У него было много товаров и денег
и его корабли плавали по всем морям
Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах
где они побывали
Там росли чудесные цветы
на ветвях деревьев пели птицы.
7. Игра «Лови ошибку» (слайд 9)
Найти ошибки в предложениях.
Дорогой Винни - Пух!. Сегодня ярко светит солнце и у высокого дуба соберутся все наши друзья. Дорога к дубу лежит через лес а в нём живут пчёлы. За тобой зайдёт Пятачок и вы вместе пройдёте к дубу безопасной дорогой. Там вас встретит мудрая Сова и Иа.
Итог урока
Урок полезен, все понятно.
Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.
Еще придется потрудиться.
Да, трудно все-таки учиться!
8. Домашнее задание:
Параграф 25, упр.177
9. Выставление оценок.