kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему: Сложное предложение

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Сложное предложение.

Цель:1)  повторить понятие главных членов предложения; умение выделять грамматическую основу предложения; различать сложные и простые предложения,  ставить знаки препинания в сложном предложении, составлять схемы;

2) способствовать развитию способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, развивать навыки грамотного письма;

3) формировать интерес к русскому языку и литературе.

 

Оборудование: слайдовая  презентация

Ход урока: 1. Орг. момент.

Вежливый, старательный,

Скромный  и внимательный,

Добрый, умный, справедливый,

И весёлый, и счастливый.

- Про кого так  можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)

Мне приятно, что у вас есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но сегодня так  я хотела бы назвать вас, моих учеников, которые могут прийти на помощь товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку.

2.  Актуализация изученного. (СЛАЙД 1)

Роберт Стивенсон – известный английский писатель, автор знаменитой книги «Остров Сокровищ».

Мальчиком Стивенсон болел и целые дни и недели проводил в стране Кровати. Так он сам ее называл. Здесь мальчик жил в воображаемом мире, прекрасном и сказочном. Диван– это горы, ковер – глубокое море. Одеяло – снежные вершины.

Мы тоже сегодня отправимся в волшебное путешествие.

 Посмотрите на карту. Куда лежит сегодня наш путь? (СЛАЙД 2).

·         Что такое предложение?

·         Что мы знаем о предложениях? Расскажите, рассмотрев карту.

Хотите познакомиться с жителями страны поближе? 

·         Кто главные члены этой семьи?

·         Назовите второстепенные члены.

·         Прочитайте предложение и дайте его характеристику по наличию грамматических основ.

·         По наличию второстепенных членов?

·         По цели высказывания?

·         По интонации?

3. Словарная работа.( Слайд 3)

 А сейчас вы разгадаете ребус и узнаете, кто будут вашими помощниками, друзьями в нашем путешествии.

(Сказки). (Слайд 4)

Подберите однокоренные слова (сказочный, сказочник, сказитель). Запишите их. Прокомментируйте. Разберите по составу.

- Придумайте простое предложение. Выполните синтаксический разбор предложения.

3.  Повторение.

А) - Ребята, а сейчас давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (волшебные, бытовые, о животных).

-Правильно. Но есть еще и лингвистические сказки. Это сказки, в которых главными героями становятся части речи, члены предложения и т.д. Рассказывая их, мы объясняем правописание слова или постановку знаков препинания.

Давайте попробуем сочинить лингвистическую сказку о Сложном предложении.

В некотором царстве в тридевятом государстве жили-были в своих дворцах Простые предложения.  Жили они по соседству, но никогда не ходили друг к другу в гости. Со временем им стало очень скучно и тоскливо. И решили они подружиться между собой. Сказано – сделано. Построили они большой  дом.  Объединились и стали жить вместе.  Было две семьи, а стала одна. Теперь  стали они называться не Простым, а Сложным предложением. Все были рады этому объединению. Но вот беда: слова в предложениях стали путаться между собой, и было не понятно, из какого предложения то или иное слово. Что делать? Главные члены предложений посовещались и решили, что между частями сложного предложения нужно поставить преграду, стену,  чтобы слова не смешивались. И в качестве этой преграды решили поставить Запятую. Вот с тех самых пор Сложное предложение состоит из нескольких простых, но между ними всегда стоит запятая.

- Но нельзя путать простое предложение и сложное. Как же нам их различить?

Б) На доске предложения. (Слайд 5)

1 ряд – выписывает простое предложение. Подчеркнуть грам. основу.

2 ряд – простое с однородными членами. Схемы.

3 ряд – сложное предложение. Схемы.

Одеяло убежало,

Улетела простыня. (3)

     И подушка, как лягушка,

     Ускакала от меня. (1)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться. (2)

 

В) Схематический диктант.

 

1) В открытом море вода синяя и прозрачная, как чистое стекло.

2) На дне моря растут невиданные деревья с гибкими стеблями и листьями. 

3) Между ветвями шныряют маленькие,  большие рыбки.

4) Морской царь давным-давно овдовел, хозяйством у него заправляла его мать.

5) Она носила на хвосте целую дюжину устриц, а вельможи имели право носить всего  шесть.

 

Вывод: из последних двух схем мы можем сделать вывод, что простые предложения в составе сложного могут соединяться при помощи союзов и интонации.

4. Разминка 

 Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.

 

5. Тема урока.

А сейчас вернемся к нашей лингвистической сказке.

Недалеко от одного из дворцов Простого предложения протекала река Союзов. Предложения решили подружиться и с союзами. И стали ходить к ним в гости. Если Сложное предложение ходило куда-нибудь без союзов – оно так и называлась Бессоюзное. А если с союзами – Союзное.(слайд 6)

В синем небе  звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.

Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится…

Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.

 

6. Закрепление.( Слайд 7)

А) Укажи номер схемы, которая соответствует предложению.

1) Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

[- = ], а [- = ]

2) Бедняжка целыми днями пряла, а ленивица на улицу глядела.

 [- = ], (чтобы)

3) Девочка не знала, как достать веретено. [ = -], [=  - ]

4) У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха.

 [ - =], (что)

5) Ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел. 

[ - =], (как)

6) Подошла Ленивица к дому, пригласила ее бабушка Метелица войти.

 [= - ], и [- = ]

Б) Игра «Собери предложение» (слайд 8)

              Давно-давно жил в городе Багдаде купец

              которого звали Синдбад

У него было много товаров и денег

и его корабли плавали по всем морям

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах

где они побывали

 Там росли чудесные цветы

на ветвях деревьев пели  птицы.

 

7. Игра «Лови ошибку» (слайд 9)

Найти ошибки в предложениях.

Дорогой Винни - Пух!. Сегодня ярко светит солнце и у высокого дуба соберутся все наши друзья. Дорога к дубу  лежит через лес а в нём живут пчёлы. За тобой зайдёт Пятачок и вы вместе пройдёте к дубу безопасной дорогой. Там вас встретит мудрая Сова и Иа.

 

Итог урока

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!

 

8. Домашнее задание:

Параграф 25, упр.177

 

9.  Выставление оценок.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«урок на тему: Сложное предложение »

Тема: Сложное предложение.

Цель:1)  повторить понятие главных членов предложения; умение выделять грамматическую основу предложения; различать сложные и простые предложения, ставить знаки препинания в сложном предложении, составлять схемы;

2) способствовать развитию способности анализировать и обобщать имеющиеся знания, развивать навыки грамотного письма;

3) формировать интерес к русскому языку и литературе.



Оборудование: слайдовая презентация

Ход урока: 1. Орг. момент.

Вежливый, старательный,

Скромный и внимательный,

Добрый, умный, справедливый,

И весёлый, и счастливый.

- Про кого так можно сказать? Почему? (дети называют своих родителей, друзей, учителей)

Мне приятно, что у вас есть такие замечательные родные, друзья, знакомые, учителя. Но сегодня так я хотела бы назвать вас, моих учеников, которые могут прийти на помощь товарищу, учителю и, конечно же, русскому языку.

2.  Актуализация изученного. (СЛАЙД 1)

Роберт Стивенсон – известный английский писатель, автор знаменитой книги «Остров Сокровищ».

Мальчиком Стивенсон болел и целые дни и недели проводил в стране Кровати. Так он сам ее называл. Здесь мальчик жил в воображаемом мире, прекрасном и сказочном. Диван– это горы, ковер – глубокое море. Одеяло – снежные вершины.

Мы тоже сегодня отправимся в волшебное путешествие.

 Посмотрите на карту. Куда лежит сегодня наш путь? (СЛАЙД 2).

  • Что такое предложение?

  • Что мы знаем о предложениях? Расскажите, рассмотрев карту.

Хотите познакомиться с жителями страны поближе? 

  • Кто главные члены этой семьи?

  • Назовите второстепенные члены.

  • Прочитайте предложение и дайте его характеристику по наличию грамматических основ.

  • По наличию второстепенных членов?

  • По цели высказывания?

  • По интонации?

3. Словарная работа.( Слайд 3)

А сейчас вы разгадаете ребус и узнаете, кто будут вашими помощниками, друзьями в нашем путешествии.

(Сказки). (Слайд 4)

Подберите однокоренные слова (сказочный, сказочник, сказитель). Запишите их. Прокомментируйте. Разберите по составу.

- Придумайте простое предложение. Выполните синтаксический разбор предложения.

3. Повторение.

А) - Ребята, а сейчас давайте вспомним, какие виды сказок мы знаем? (волшебные, бытовые, о животных).

-Правильно. Но есть еще и лингвистические сказки. Это сказки, в которых главными героями становятся части речи, члены предложения и т.д. Рассказывая их, мы объясняем правописание слова или постановку знаков препинания.

Давайте попробуем сочинить лингвистическую сказку о Сложном предложении.

В некотором царстве в тридевятом государстве жили-были в своих дворцах Простые предложения. Жили они по соседству, но никогда не ходили друг к другу в гости. Со временем им стало очень скучно и тоскливо. И решили они подружиться между собой. Сказано – сделано. Построили они большой дом. Объединились и стали жить вместе. Было две семьи, а стала одна. Теперь стали они называться не Простым, а Сложным предложением. Все были рады этому объединению. Но вот беда: слова в предложениях стали путаться между собой, и было не понятно, из какого предложения то или иное слово. Что делать??? Главные члены предложений посовещались и решили, что между частями сложного предложения нужно поставить преграду, стену, чтобы слова не смешивались. И в качестве этой преграды решили поставить Запятую. Вот с тех самых пор Сложное предложение состоит из нескольких простых, но между ними всегда стоит запятая.

- Но нельзя путать простое предложение и сложное. Как же нам их различить?

Б) На доске предложения. (Слайд 5)

1 ряд – выписывает простое предложение. Подчеркнуть грам. основу.

2 ряд – простое с однородными членами. Схемы.

3 ряд – сложное предложение. Схемы.

Одеяло убежало,

Улетела простыня. (3)

И подушка, как лягушка,

Ускакала от меня. (1)

Давайте же мыться, плескаться,

Купаться, нырять, кувыркаться. (2)



В) Схематический диктант.



1) В открытом море вода синяя и прозрачная, как чистое стекло.

2) На дне моря растут невиданные деревья с гибкими стеблями и листьями. 

3) Между ветвями шныряют маленькие, большие рыбки.

4) Морской царь давным-давно овдовел, хозяйством у него заправляла его мать.

5) Она носила на хвосте целую дюжину устриц, а вельможи имели право носить всего шесть.



Вывод: из последних двух схем мы можем сделать вывод, что простые предложения в составе сложного могут соединяться при помощи союзов и интонации.

4. Разминка

Глазки крепко закрываем

Дружно до пяти считаем

Открываем, поморгаем,

И работать продолжаем.



5. Тема урока.

А сейчас вернемся к нашей лингвистической сказке.

Недалеко от одного из дворцов Простого предложения протекала река Союзов. Предложения решили подружиться и с союзами. И стали ходить к ним в гости. Если Сложное предложение ходило куда-нибудь без союзов – оно так и называлась Бессоюзное. А если с союзами – Союзное.(слайд 6)

В синем небе звёзды блещут,
В синем море волны хлещут.

Чуду царь Салтан дивится,
А комар-то злится, злится…

Шлёт с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца.



6. Закрепление.( Слайд 7)

А) Укажи номер схемы, которая соответствует предложению.

1) Она так много пряла, что все пальцы у неё были исколоты до крови.

[- = ], а [- = ]

2) Бедняжка целыми днями пряла, а ленивица на улицу глядела.

[- = ], (чтобы)

3) Девочка не знала, как достать веретено. [ = -], [= - ]

4) У неё сильно закружилась голова, и она даже зажмурилась от страха.

[ - =], (что)

5) Ты должна так взбивать мою перину, чтобы из неё пух летел.

[ - =], (как)

6) Подошла Ленивица к дому, пригласила ее бабушка Метелица войти.

[= - ], и [- = ]

Б) Игра «Собери предложение» (слайд 8)



Давно-давно жил в городе Багдаде купец

которого звали Синдбад

У него было много товаров и денег


и его корабли плавали по всем морям

Капитаны кораблей рассказывали Синдбаду о далеких странах


где они побывали

 Там росли чудесные цветы


на ветвях деревьев пели птицы.



7. Игра «Лови ошибку» (слайд 9)

Найти ошибки в предложениях.

Дорогой Винни - Пух!. Сегодня ярко светит солнце и у высокого дуба соберутся все наши друзья. Дорога к дубу лежит через лес а в нём живут пчёлы. За тобой зайдёт Пятачок и вы вместе пройдёте к дубу безопасной дорогой. Там вас встретит мудрая Сова и Иа.



Итог урока

Урок полезен, все понятно.

Лишь кое-что чуть-чуть не ясно.

Еще придется потрудиться.

Да, трудно все-таки учиться!



8. Домашнее задание:

Параграф 25, упр.177



9. Выставление оценок.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
урок на тему: Сложное предложение

Автор: Домалевская Наталья Владимировна

Дата: 13.04.2015

Номер свидетельства: 200886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Конспект урока "Виды сложных предложений" "
    ["seo_title"] => string(45) "konspiekt-uroka-vidy-slozhnykh-priedlozhienii"
    ["file_id"] => string(6) "103415"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402584008"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(130) "конспект урока на тему: Сложные предложения с различными видами связи"."
    ["seo_title"] => string(69) "konspiekturokanatiemuslozhnyiepriedlozhieniiasrazlichnymividamisviazi"
    ["file_id"] => string(6) "323245"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1461783054"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(135) "План - конспект урока на тему "Сложные предложения с разными видами связи" "
    ["seo_title"] => string(79) "plan-konspiekt-uroka-na-tiemu-slozhnyie-priedlozhieniia-s-raznymi-vidami-sviazi"
    ["file_id"] => string(6) "151954"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1420791964"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Урок русского языка по теме Сложное предложение. 9 класс "
    ["seo_title"] => string(65) "urok-russkogho-iazyka-po-tiemie-slozhnoie-priedlozhieniie-9-klass"
    ["file_id"] => string(6) "170850"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1423589488"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(119) "Презентация урока на тему "Сложные предложения с союзами и, а, но" "
    ["seo_title"] => string(74) "priezientatsiia-uroka-na-tiemu-slozhnyie-priedlozhieniia-s-soiuzami-i-a-no"
    ["file_id"] => string(6) "235170"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1443623060"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства