Тема: Чтение слов и предложений с буквами З.з
Цель: закрепить знания учащихся о согласных звуках [з], [з′], букве З з; сопоставить слоги с буквами с и з.
Формирование навыка плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.
Чтение слов с новой буквой, чтение предложений и коротких текстов.
Чтение предложений с интонацией и паузами в соответствии со знаками препинания.
Ход урока.
1.Организационный момент.
1.1.Встаньте, ребята.У нас на уроке сегодня много гостей. Поприветствуйте их.
1.2.Тихо сели.Улыбнитесь друг другу. Я надеюсь что мы сможем создать ситуацию успеха на уроке.Чтобы наша совместная работа была успешной вспомним законы урока.(на доске)
2.Мотивация учебной деятельности
-Сегодня к нам на урок придет гость.Кто он? Отгадайте загадку.
Длинное ухо
Комочек пуха
Прыгает ловко
Любит морковку (Заяц).
- Заяц: «Здравствуйте, ребята! Я пришел к Вам в гости. Хочу подружиться с Вами и узнать, что интересного вы изучили на уроке.»
- Учитель: «Ребята, Заяц пришел к Нам в гости. А, как полагается, гостей надо угощать. Как Вы думаете, чем можно его угостить? (Морковкой). Угостить Зайца сможет только тот, кто выполнит задание. (Собираем морковки и читаем слова «зима», «земляника», «знак», «зонтик»)
- Молодцы, Ребята. Посмотрите внимательно на эти слова и скажите, что в них общего.
- Какой звук обозначает буква «з»?
- Чем отличается буква от звука?
- Звук «з» гласный или согласный? Почему?
- Составьте слоги с буквой «з». («за», «зо», «зу», «зы», «зи», «зе»)
Учитель: - Ребята, я разделила эти слоги на 2 группы. Как Вы думаете почему?
Вывод: отчего зависят твёрдость и мягкость согласного звука (от гласного звука, который стоит после согласного звука).
3. Физминутка (проводит Заяц).
1,2 – выше голова
3,4 – руки,ноги шире
5,6 – тихо сесть
4. Включается музыка леса и выходят животные. Лиса, Волк, Белка, Медведь, Ёж, Олень. В руках карточки с буквами «Р», «О», «З», «А».
Учитель: - «Ой,Ребята, кто-то к нам ещё пришел в гости? Кто это?»
- Кто такие животные? (Ответы детей)
- Какие это животные? (дикие)
- Мне кажется кого-то Зайчику всё-таки надо опасаться среди гостей. Кого? Почему?
Придётся Волку и Лисе вернуться в лес
Лиса: -« Мы просто так не уйдем!»
Волк : «Ответьте на наш вопрос. Какое сейчас время года?»
Лиса : «А я знаю стихотворение про осень. «Унылая пора» А.С. Пушкин»-
Белка: « А у нас есть задание для Зайки»
Медведь: «Мы хотим проверить умеет ли он читать»
Ёж : « У каждого из нас по одной букве»
Олень: «Сложи их так, чтобы получилось слово»
Заяц складывает слово «роза».
Учитель: - Правильно, Ребята? Молодец, Зайка, справился.
5. Работа над словом «роза».
- Что означает слово «роза» (ответы детей, описание цветка)
- Сколько в этом слове слогов? Почему?
- Сконструируйте звуковую модель слова «роза» ( Все на местах, один у доски).
Охарактеризуйте 1-й слог, 2-й слог. Поставьте ударение. В каком слоге находится звук «з»?
Заяц: - «Ой, Ребята, а я знаю звук очень похожий на звук «з». Если его подставить в наше слово, можно получить новое слово».
- Какой?
- Звук «с»
Учитель : -« Какое же слово получится заменив «з» на «с»?» (ответы детей).
6. Работа над словом «роса».
- Сконструируйте звуковую модель слова «роса» ( Все на местах, один у доски).
Охарактеризуйте 1-й слог, 2-й слог. Поставьте ударение. В каком слоге находится звук «с»?
Учитель : «Ребята, есть такие интересные слова, в которых заменив глухой согласный на звонкий, можно получить новое слово.»
7. Работа с учебником ( стр.93)
- Прочитайте пары слов.
- Прочитайте слова, в которых звонкий согласный звук находится в середине слова.
- Прочитайте слова, в которых глухой согласный звук находится в середине слова.
8 Физминутка.
На доске вывешены рисунки (Роза, астра, тюльпан, дерево, ирисы, хризантемы). Игра «Найди лишний предмет».
Учитель: «Сейчас мы прочитаем текст о садовых растениях (стр.94)»
9. Работа с текстом.
- Прочитайте текст, озаглавьте его, сколько предложений в этом тексте? Что такое предложение? Прочитайте слова со звуком «З». Какой он? (ответы детей).
10. Итог:
– Что повторяли на уроке?
– Какие задания вас заинтересовали?
– Были ли затруднения? В чем?
11.Рефлексия.