Открытый урок по русскому языку
на тему
«Число имён существительных»
3 класс
Конспект урока по русскому языку
Класс 3
Программа УМК Школа России
Тема урока: «Число имен существительных»
Цель: научить определять число имён существительных.
Задачи:
- обучать умению соотносить новую информацию с имеющимися знаниями;
- обобщить полученные знания об имени существительном;
- развивать «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
- воспитывать в учениках уверенность в своих силах.
Оборудование:
Компьютер,
проектор,
презентация к уроку,
карточки со словами и заданиями.
ХОД УРОКА
I .Организационный момент.
- С добрым утром, начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и писать.
Начинаем урок!
II . Актуализация опорных знаний.
Минутка чистописания.
Бб, бб, бо, бя
-О каких особенностях начертания букв нужно помнить? (Высота буквы, наклон, закругление элементов, соединение)
- Запишите пары букв, самую красивую пару подчеркните.
Запишите поговорку, выдели орфограммы.
Б о л ь шой г о в о рун – пл о хой р а ботн и к.
2. Повторение пройденного материала.
- Прочитайте слова, напечатанные на карточках (на крыле доски):
Птицы, холодная, корм, дерево, голодные, ветер, вьюга.
- Найдите лишние слова. (Холодная, голодные)
- Почему? (Все имена существительные, а холодная и голодные – имена прилагательные.)
- Запишите имена существительные к себе в тетрадь.
- Какое можно выделить в этой группе? Подчеркните его. (Птицы-одушевленное)
Орфографическая минутка. Слайд №2
Спишите слова, выбрав нужную букву.
(З,з)емля, (Р,р)акета, (Ж,ж)учка, (В,в)нучка, (Б,б)айкал, (М,м)ороз, (К,к)рылов, (А,а)встралия, (Б,б)ереза, (С,с)ириус. (Фронтальная проверка).
Какие имена существительные вы записали?
III . Самоопределение к деятельности.
Формулировка задачи.
Слайд №3
- Прочитайте слова: Альбом, орех, альбомы, обеды, орехи, обед.
- Что общего у этих слов? (Имена существительные)
- Разделите данные имена существительные на две группы. Запишите в тетрадь.
- Какие имена сущ. вы отнесли к первой группе?
- Почему именно эти существительные? (объясняют)
- Какие имена сущ. вошли во вторую группу? (Дети отвечают)
- Сформулируйте тему урока.
-Число имен существительных.
IV . Работа по теме урока.
Наблюдение над изменением имён сущ. по числам
Игра «Один-много»
- Я называю один предмет, а вы называете много предметов, и наоборот, когда я называю много предметов, вы называете один предмет.
Школа - …, клумба - …, праздник - …, друг - …, луга - …, арбуз - …, карандаши - …, мандарин - … . (Дети отвечают по цепочке).
- Какое встретилось одушевлённое им. сущ.?
- Вы правильно изменили слова по числам, и мы работаем дальше.
Работа по учебнику (с. 20 у.28)
- Прочитайте задание. В чём сходство и различие слов в каждой паре?
Пчела – пчёлы девочка – девочки
учитель – учителя книга - книги
озеро – озёра страна - страны
деревня – деревни кресло – кресла
- Как определить в каком числе употребляется каждое им. сущ.?
- Какая значимая часть в слове указывает на изменение его по числам?
А верно ли вы рассуждали? Внимание на экран. Слайд №4
- Спишите. Над именами сущ. укажите их число. Выделите окончания.
Физминутка.
- Я буду называть сущ. ед. числа и мн. Ч. Если я назову сущ. ед. ч., то приседают девочки.
- Если я назову сущ. мн. ч., то приседают мальчики.
( Слова : ромашка, ромашки, снегирь, снегири, город, города, сказка, сказки, поэты, поэт, герой, герои, воробей, воробьи, самолеты, самолет, гости, гость. .)
Проблемная ситуация.
Работа по вариантам.
1в.
- Вспомните из окружающего мира, чего не хватает организму человека зимой? (Витаминов)
В следующем задании вы найдете продукты питания, богатые витаминами и минералами.
- Поставьте слова в форму мн. ч.
Яблоко, мёд, молоко, апельсин, груша, сок, лимон.
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму мн. числа.
-Проверяем:
- Какие слова удалось легко поставить в форму мн. ч.?
- Какое затруднение возникло? (молоко и мёд)
2в.
-На улице зима. Для многих ребят это любимая пора года.
На экране набор слов, без которых невозможен зимний отдых.
Сапоги, брюки, варежки, каникулы, санки, носки, лыжи
-Внимательно прочитайте слова. Спишите их в строчку через запятую, поставив слова в форму ед. числа.
- Какое затруднение возникло? ( брюки, каникулы, санки )
В русском языке есть слова, которые употребляются в ед. числе, и их нельзя поставить в форму мн. ч.
- Употребляются только в форме ед. числа: Слайд №5
- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.
В русском языке есть слова, которые употребляются во мн.числе, и их нельзя поставить в форму ед. ч.
- Употребляются только в форме мн. числа: Слайд №6
- Постарайтесь запомнить эти слова, чтобы правильно употребить в речи.
4. Работа в паре.
-Сейчас нам предстоит работать в парах.
- Возьмите карточку.
- Напишите прямо в карточке вместо пропусков подходящие по смыслу имена существительные, используя «словарный мешок» внизу карточки.
(сюрприз, мука, молоко, пирог, яйца, соль, сахар, фрукты)
Мы захотели поздравить маму с праздником и сделать ей _______. В качестве сюрприза решили испечь ей ______. Для этого взяли два стакана _____, налили полстакана ______, разбили в тесто три ______, добавили для сладости ______ и чуть-чуть _______. Сверху всё украсили _______. Наш сюрприз понравится маме!
- Прочитайте, какой текст у вас получился.
- Ребята в этом тексте есть особенные существительные. Назовите их. (Соль, сахар, молоко, мука, сахар.)
- А что вы можете сказать о других именах существительных, которыми вы дополнили текст? (Имеют форму ед. ч. и мн. числа).
V . Итог урока.
Вот и закончился урок!
Подведём скорей итог!
- Какие тайны скрывает число имён существительных? Слайд №7
(Есть имена существительные, которые употребляются только в форме единственного числа и имена существительные, которые употребляются только в форме множественного числа)
- Чем отличаются имена существительные в единственном числе от имен существительных во множественном числе?
(Существительные в единственном числе обозначают один предмет, имена существительные во множественном числе обозначают несколько предметов)
- Где нам пригодятся полученные знания? (При выполнении к/р, на уроках, в жизни, при написании писем)
VI . Рефлексия
- Оцените собственные результаты по изученной теме. (Ребята показывают светофор)
Я готов работать дальше по теме …………
Я не уверен, надо доработать материал…….
Мне ещё трудно ………………………………
VII . Домашнее задание.
с.21 у.32