kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Урок на тему Число имен существительных

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок русского языка в 5-м классе "Число имен существительных"

18.01.2016ж.

Цели:

  • научить определять число имён существительных;
  • овладеть способом действия « как определить число имён существительных»;
  • развивать творческие способности, расширять познавательные интересы;
  • развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;
  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Результат: составить алгоритм определения числа имён существительных.

Оборудование:

  • учебник « Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, 3 класс,ч.1;
  • карта « Страна Речь»;
  • графическое изображение настроения человека;
  • эмблемы:  С        П          Г

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация и мотивация.

У. Сегодня мы продолжим наше путешествие по карте « Речь».
А вот в какую часть мы отправимся – узнаете, когда выделите четвёртое лишнее.
(Дети в парах зачеркивают на  карточке лишнее слово -  остаются имена существительные)
У. Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?
- А что мы уже знаем про имя существительное?
Учитель составляет модель на доске.

Существительное.

У. Мы уже столько знаем  про существительное, хотите узнать что-то новое?
А  зачем?
У. Давайте сделаем вывод:  мы узнаем новое про существительное, для того чтобы….
(обобщает ответы детей)
- Откройте тетради и нарисуйте три шкалы. Как мы их подпишем?
(предмет, вопрос, род)
- Отметьте на своих  шкалах («Род существительного», «Вопросы существительного», «Что обозначает существительное») на сколько хорошо вы знаете существительное.
- Запишите дату и классная работа.

ІІІ. Изучение  нового материала.

Подцель: открытие нового знания.

У.  Прочитайте написанные на доске слова: флаг,  страна,  поля,  флаги,  поле,  страны.
- Что общего у этих слов?
- Разделите данные имена существительные на две группы. Подумайте, на какие группы.  
(Работа в группах, в тетради). 
У.  Какие имена существительные вы отнесли к первой группе? Почему именно эти существительные вы объединили в одну группу?

Оформляется запись на доске:

флаг
страна
поле

У. Какие имена существительные вошли во вторую группу?
Дополните запись.
У. По какому признаку вы объединили эти существительные в одну группу?

флаг

флаги

страна

страны

поле

поля

У.  Как вы думаете, имена существительные из первого столбика находятся в форме единственного числа или множественного?
Значит,  имена существительные второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме  …….(дети договаривают).

Запись на доске: 

Единственное число

Множественное число

флаг

флаги

страна

страны

поле

поля

У. Прочитайте  написанные слова парами.
У. Как в данном случае изменяются имена существительные? (изменяются по числам)
У. Изменение по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

Обобщение.

  1. Как изменяются существительные?
  2. В каком  числе они употребляются?
  3. Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе?
  4. Как узнать существительное единственного числа?
  5. Сколько предметов обозначает существительное во множественном числе?
  6. Как узнать существительное множественного  числа?

У.   Попробуйте в группах  составить модель способа определения числа имени существительного.
Представление результатов работы групп, выбор наиболее полной модели и ее корректировка.

Физминутка.

У. Я буду называть существительное единственного и множественного числа.
Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.
Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

ІV. Первичная проверка понимания нового материала.

Подцель: применение знаний, следить за действиями ученика.

1. Классификация имён существительных в форме единственного и множественного числа
(Учебник  с.136, упр.1)
Коллективная работа с комментированием.
2. Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа по группам:
1группа  ( для учащихся с высокими учебными возможностями) т. «Пишем грамотно», с.42, упр.4
2группа: т. «Пишем грамотно», с.41, упр.2
3группа (учащиеся с низкими учебными возможностями)  задание на доске: поставить существительные в форму  множественного числа:

пирог- …

альбом- ……

яблоко- …

конверт- ……

дорога- …

огород - ….

( У доски работают по одному ученику с группы)
Проверка выполнения  в тетради и на доске.
У. Кому было трудно выполнять задание?
Кто  не испытывал трудностей?
Нарисуйте рядом соответствующий кружок.(красный - трудно, синий- не совсем всё понятно, зелёный- легко).

V. Обобщение и систематизация знаний.

Подцель: систематизировать знания.
У.  Что нового сегодня на уроке узнали на уроке про имя существительное?
Как определить число имён существительных?
У меня для вас есть подарок: дети из  3 «Б» класса попросили определить число у слов ножницы, радио. Определите число существительных по нашей модели способа действия. Можно ли у этих слов определить число? Есть в русском языке такие слова, которые имеют форму только одного числа. А вот об этих словах мы поговорим в ближайшие уроки русского языка.

VI.  Рефлексивный этап.

Подцель: анализ деятельности и полученных знаний.

1. Деятельностная  рефлексия.

У. Поработайте каждый  со шкалой «Число имен существительных». У кого изменилась отметка на шкале - покажите. Добавились ли у вас знания о существительном? 
2. Эмоциональная рефлексия.
 У. Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение человека. Какое у вас настроение после урока русского языка? Дорисуйте лицо вашему человечку.

VІІ. Домашнее задание.

У.  Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить дома?

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Урок на тему Число имен существительных»

Урок русского языка в 5-м классе "Число имен существительных"

18.01.2016ж.

Цели:

  • научить определять число имён существительных;

  • овладеть способом действия « как определить число имён существительных»;

  • развивать творческие способности, расширять познавательные интересы;

  • развивать  «умение учиться»: использование знаний, умений, навыков в учебной деятельности;

  • воспитывать в учениках уверенность в своих силах;

Результат: составить алгоритм определения числа имён существительных.

Оборудование:

  • учебник « Русский язык» С.В.Иванов, А.О.Евдокимова, 3 класс,ч.1;

  • карта « Страна Речь»;

  • графическое изображение настроения человека;

  • эмблемы:  С        П          Г

Ход урока.

Ι. Организационный момент.

ΙΙ. Актуализация и мотивация.

У. Сегодня мы продолжим наше путешествие по карте « Речь».
А вот в какую часть мы отправимся – узнаете, когда выделите четвёртое лишнее.
(Дети в парах зачеркивают на  карточке лишнее слово -  остаются имена существительные)
У. Кто догадался, о чём сегодня мы будем вести речь?
- А что мы уже знаем про имя существительное?
Учитель составляет модель на доске.

Существительное.

У. Мы уже столько знаем  про существительное, хотите узнать что-то новое?
А  зачем?
У. Давайте сделаем вывод:  мы узнаем новое про существительное, для того чтобы…..
(обобщает ответы детей)
- Откройте тетради и нарисуйте три шкалы. Как мы их подпишем?
(предмет, вопрос, род)
- Отметьте на своих  шкалах («Род существительного», «Вопросы существительного», «Что обозначает существительное») на сколько хорошо вы знаете существительное.
- Запишите дату и классная работа.

ІІІ. Изучение  нового материала.

Подцель: открытие нового знания.

У.  Прочитайте написанные на доске слова: флаг,  страна,  поля,  флаги,  поле,  страны.
- Что общего у этих слов?
- Разделите данные имена существительные на две группы. Подумайте, на какие группы.  
(Работа в группах, в тетради). 
У.  Какие имена существительные вы отнесли к первой группе? Почему именно эти существительные вы объединили в одну группу?

Оформляется запись на доске:

флаг
страна
поле

У. Какие имена существительные вошли во вторую группу?
Дополните запись.
У. По какому признаку вы объединили эти существительные в одну группу?

флаг

 

флаги

страна

 

страны

поле

 

поля

У.  Как вы думаете, имена существительные из первого столбика находятся в форме единственного числа или множественного?
Значит,  имена существительные второго столбика, которые обозначают несколько предметов находятся в форме  …….(дети договаривают).

Запись на доске: 

Единственное число

 

Множественное число

флаг

 

флаги

страна

 

страны

поле

 

поля

У. Прочитайте  написанные слова парами.
У. Как в данном случае изменяются имена существительные? (изменяются по числам)
У. Изменение по числам – один из грамматических признаков имён существительных.

Обобщение.

  1. Как изменяются существительные?

  2. В каком  числе они употребляются?

  3. Сколько предметов обозначает существительное в единственном числе?

  4. Как узнать существительное единственного числа?

  5. Сколько предметов обозначает существительное во множественном числе?

  6. Как узнать существительное множественного  числа?

У.   Попробуйте в группах  составить модель способа определения числа имени существительного.
Представление результатов работы групп, выбор наиболее полной модели и ее корректировка.

Физминутка.

У. Я буду называть существительное единственного и множественного числа.
Если назову существительное единственного числа, то приседают девочки.
Если назову существительное множественного числа, то приседают мальчики.

Слова: дом, дома, город, города, улицы, улица, тюльпаны, тюльпан, загадка, загадки, земля, лебедь, горы.

ІV. Первичная проверка понимания нового материала.

Подцель: применение знаний, следить за действиями ученика.

1. Классификация имён существительных в форме единственного и множественного числа
(Учебник  с.136, упр.1)
Коллективная работа с комментированием.
2. Самостоятельная работа.
Дифференцированная работа по группам:
1группа  ( для учащихся с высокими учебными возможностями) т. «Пишем грамотно», с.42, упр.4
2группа: т. «Пишем грамотно», с.41, упр.2
3группа (учащиеся с низкими учебными возможностями)  задание на доске: поставить существительные в форму  множественного числа:

пирог- …

 

альбом- ……

яблоко- …

 

конверт- ……

дорога- …

 

огород - ….

( У доски работают по одному ученику с группы)
Проверка выполнения  в тетради и на доске.
У. Кому было трудно выполнять задание?
Кто  не испытывал трудностей?
Нарисуйте рядом соответствующий кружок.(красный - трудно, синий- не совсем всё понятно, зелёный- легко).

V. Обобщение и систематизация знаний.

Подцель: систематизировать знания.
У.  Что нового сегодня на уроке узнали на уроке про имя существительное?
Как определить число имён существительных?
У меня для вас есть подарок: дети из  3 «Б» класса попросили определить число у слов ножницы, радио. Определите число существительных по нашей модели способа действия. Можно ли у этих слов определить число? Есть в русском языке такие слова, которые имеют форму только одного числа. А вот об этих словах мы поговорим в ближайшие уроки русского языка.

VI.  Рефлексивный этап.

Подцель: анализ деятельности и полученных знаний.

1. Деятельностная  рефлексия.

У. Поработайте каждый  со шкалой «Число имен существительных». У кого изменилась отметка на шкале - покажите. Добавились ли у вас знания о существительном? 
2. Эмоциональная рефлексия.
 У. Урок подошёл к концу. Каждый из вас по-разному его воспринял. На парте у вас графическое изображение человека. Какое у вас настроение после урока русского языка? Дорисуйте лицо вашему человечку.

VІІ. Домашнее задание.

У. Какое домашнее задание вы хотели бы выполнить дома?




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 5 класс

Скачать
Урок на тему Число имен существительных

Автор: Байсагенова Камшат Бакытджановна

Дата: 06.02.2016

Номер свидетельства: 289164

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(77) "Урок по теме: "Число имен существительных" "
    ["seo_title"] => string(49) "urok-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "233939"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1443284071"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(101) "Разработка урока по теме «Число имен существительных» "
    ["seo_title"] => string(61) "razrabotka-uroka-po-tiemie-chislo-imien-sushchiestvitiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "213042"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1431967373"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(127) "Конспект урока по русскому языку по теме "число имен существительных""
    ["seo_title"] => string(72) "konspekt_uroka_po_russkomu_iazyku_po_teme_chislo_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "514508"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1560341017"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(140) "Тренажер к уроку русского языка, 5 класс по теме: "Число имен существительных""
    ["seo_title"] => string(80) "trenazher_k_uroku_russkogo_iazyka_5_klass_po_teme_chislo_imen_sushchestvitelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "578217"
    ["category_seo"] => string(6) "corect"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "testi"
    ["date"] => string(10) "1618462106"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Краткосрочное планирование урока на тему "Число имени существительного""
    ["seo_title"] => string(81) "kratkosrochnoie-planirovaniie-uroka-na-tiemu-chislo-imieni-sushchiestvitiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "317908"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1460462544"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства