Цели: познакомить учащихся с новой учебной книгой «Математика. 2 класс»; повторить изученное в 1 классе о числах 1–20; закреплять знания учеников о задаче; развивать навыки счета, мышление.
Ход урока.
I. Организационный момент.
II. Знакомство с учебной книгой.
– Рассмотрите ваш учебник математики.
– Что привлекло ваше внимание?
– Что особенно заинтересовало?
Далее обращается внимание детей на авторов, создавших учебник, на условные обозначения, данные в книге, на то, что следует беречь учебник и как работать с ним.
Ход урока.
1. Организационный момент.
- Здравствуйте, дети. Присаживайтесь. Не забывает про красивую и правильную осанку.
- Я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.
- Я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.
- Хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.
- Пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.
- Молодцы!
Посмотрите-ка на нас:
Вот какой хороший класс!
Приготовились учиться,
Ни минутки не лениться,
Не скучать, не отвлекаться,
А стараться и стараться.
Дневнички на партах, тут,
Дневнички «пятерок» ждут.
- Ребята, ваша задача на уроке: быть активными и внимательными. На партах у вас монетки - залог успешности. За каждый правильный ответ вы берете одну монетку. В конце урока оценим вашу успешную работу. Ну, а теперь улыбнитесь друг другу, пожмите руки и пожелайте удачи.
- Запишите в тетрадь сегодняшнее число.
2. Устный счет.
- Ребята, для начала проведем с вами небольшую «разминку для ума», т.е. поработаем устно.
- Беритесь, ребята,
Скорей за работу!
Учитесь считать,
Чтоб не сбиться со счету!
А) Разминка. Весёлый счёт.
- Сколько ушей у трёх котов?
- Сколько лап у двух медвежат?
- У семи братьев по одной сестре. Сколько всего сестёр?
- У бабушки Даши внучка Маша, кот Пушок и собака Дружок. Сколько всего внуков у бабушки?
- Над рекой летели птицы: голубь, щука, 2 синицы, 2 стрижа и 5 угрей. Сколько птиц? Ответь скорей!
- Сумма двух чисел равна семи, а их разность равна трём.
Решение задачи.
Брату 3 года, сестре 7 лет. Через сколько лет брату будет столько же лет, сколько сейчас сестре?
Б) Работа на доске. Прочитайте запись на доске:
30 + 14 30 – 14
Как называются компоненты при сложении, вычитании?
Чем похожи выражения? Чем отличаются? Выполните действия и назовите свои ответы.
В) Расшифровка.
У меня зашифровано слово. Правильно выполнив действия и поставив числа в порядке уменьшения, вы сможете отгадать его.
– Первое слагаемое 89, второе слагаемое 5, чему равна сумма?
– Уменьшаемое 89 вычитаемое 80, найти разность.
– Чему равна сумма чисел 89 и 1?
– Уменьшить 89 на 9.
– Найти разность чисел 89 и 31?
– Найти сумму чисел 31 и 50.
– 60 увеличить на 2.
– Уменьшаемое 31 вычитаемое 20, найти разность.
- Сумма равна 25, первое слагаемое 17, чему равно второе слагаемое.
В И К Ч К О С У Й
62 9 81 94 11 80 58 90 8
– А теперь проверим, какое слово получилось? (Чуковский)
- Давайте вспомним, какие произведения написал К. И. Чуковский для детей? (обратить внимание на выставку)
- Итак…. Муха, Муха—Цокотуха,
Позолоченное брюхо!
Муха по полю пошла,
Муха денежку нашла.
3. Подготовка к восприятию новой темы (на доске).
Пошла Муха на базар
И купила самовар.
Но самовар не простой, а математический.
Если мы правильно решим примеры, то самовар станет ярким и праздничным.
- Поставьте знаки «+» или «-»; прочитайте записи.
(4*3)*2=5 (2*8)*4=6 (10*7)*5=8 (9*3)*4=10
- Ребята, на ваш взгляд, как можно назвать такие записи, если в них есть и числа, и скобки, и разные математические знаки? (числовыми примерами)
Физ. минутка.
(Дети выполняют движения).
Много ль надо нам ребята,
Для умелых наших рук?
Нарисуем два квадрата,
А на них огромный круг,
А потом ещё кружочек,
Треугольный колпачок.
Вот и вышел очень-очень
Развеселый чудачок.
4. Работа над новой темой (весь материал показан с помощью интерактивной доски)
Посмотрите, паутина у нашего Паука тоже не простая, а математическая. Если выполним его задание, то поможем Комару освободить Муху.
Что нужно сделать? (Нужно решить эти примеры, соединив их с ответами)
Как по-другому можно назвать эти записи?(суммы)
Оказывается, эти записи можно назвать ещё и третьим способом: это числовые выражения. Кто догадался, почему? (т.к. в их записи использовались разные числа)
(Дети читают с доски тему урока)
- Вот сегодня мы с вами и узнаем, что такое «числовое выражение».
Что можно назвать числовым выражением?(Числовым выражением называют математическую запись, в которой используются числа и знаки) Вы были близки, когда говорили о «числовых примерах»? (да)
Прочитайте все числовые выражения Паука.
38 – 18 25 + 12 44 -40 32 + 20
Если в числовом выражении выполнить все действия, то получится значение выражения.
Прочитайте все значения числовых выражений.
Кто попробует по-новому сформулировать задание Паука? (Мы должны записать числовое выражение и найти его значение).
Выполняем задание.
50+7=57 70+4+1=75 30+(9+1)=40
А сейчас вы можете закрепить свои знания. Перед каждым и вас лежит лист с заданием. Только после выполнения этого задания Муха будет свободна (задания на нахождение значений числовых выражений).
Игра «Верно - неверно»
(Дети выполняют задания учителя в тетрадях. Если утверждение верное – знак «+», неверное – знак «-»).
1. Сложение и вычитание в столбик всегда начинают с единиц.
2. В числе 54 – пять десятков и четыре единицы.
3. Числа при сложении называются: первое слагаемое, второе слагаемое, разность.
4. У квадрата все стороны равны.
5. Сумма чисел 30 и 30 равна 50.
6. Самое большое двузначное число - 99.
7. У любого треугольника – три стороны, три угла и две вершины.
8. Математика – царица всех наук.
(На доске появляется ключ к ответам: + + - + - + - + )
Взаимопроверка заданий. Оценка друг друга.
Физ. минутка.
Ветер тихо клен качает,
Вправо, влево наклоняет.
Раз наклон и два наклон,
Зашумел листвою клен. (Ноги на ширине плеч, руки за голову.