Математика
Тип урока: ОНЗ. Урок 20.
Тема: «Число 10».
Основные цели:
Метапредметные:
1) Сформировать умение выявлять причину затруднения в учебной деятельности.
2) Сформировать умение оценивать свое умение выявлять причину затруднения (на основе применения эталона).
Предметные:
1) Сформировать представление о числе 10 как количественном свойстве групп из 10 предметов, записи числа 10 в знаковой форме, сложении и вычитании в пределах 10.
2) Актуализировать умение решать уравнения на сложение и вычитание.
1) Демонстрационные материалы:
Эталоны из курса «Мир деятельности».
Эталон числа 10, состава числа 10;
2) Раздаточные материалы:
10 двусторонних точек и «домик» для состава числа 10;
3) Презентация слайды.
- Ход урока:
1. Мотивация к учебной деятельности.
- На доске открыта пословица (слайд 2):
Чтобы научиться трудолюбию, нужно три года, чтобы научиться лени – только три дня.
- Прочитайте пословицу. Как вы понимаете эти слова?
- Согласны ли вы с ними?
- Чему бы вы хотели научиться – трудолюбию или лени? Почему?
- Чему учитесь вы на уроках математики? (Учимся самим открывать новые знания.)
- Трудно ли это? (Да, не всегда удается.)
- Сегодня вы будете продолжать этому учиться. Прочитайте пословицу еще раз и найдите в ней слова, которые связаны с математикой. (В пословице встречается число три.)
- Сегодня вы продолжите изучать числа.
2. Актуализация знаний фиксация индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
- Откройте рабочие тетради на стр. 26, найдите № 1. (слайд 3)
- На какие части можно разбить число 9?
- Учащиеся заполняют пустые кружки. Для одного из разбиений учащиеся самостоятельно составляют все возможные равенства. Проверка проводится выборочно, фронтально.
- Что вы повторили? (Повторили состав числа 9)
- Какое задание я вам предложу? (Задание, с помощью которого мы поймем, что мы еще не знаем.)
- Как называется такое задание?
- Найдите № 2 (а) (РТ), стр. 26, что надо сделать? (Ответы детей.) (слайд 3)
- С какой карточкой у вас возникли затруднения?
- Что показало ваше пробное действие? (Мы не можем соединить последнюю карточку с числом на числовом луче.)
3. Выявление причины затруднения.
- Какой следующий шаг? (Нужно подумать, почему возникло затруднение.)
- Какое задание вы выполняли? (Соединяли выражение 9 + 1 с числом на числовом луче.)
- А что это за число? (Число 10.)
- Почему же возникло затруднение? (Мы не все узнали о числе 10.)
4. Проблемное объяснение нового знания.
- Сформулируйте цель дальнейшей деятельности? (Узнать все о числе 10.)
- Сформулируйте тему урока? (Число 10.)
- По какому плану вы будете узнавать о числе 10? (Найдем место для числа 10 на числовом луче, узнаем, как его писать с помощью точек и цифр, узнаем состав числа 10.)
- Как найти место числа на числовом луче? (Числовой отрезок до 9 продлить еще на один единичный отрезок, и записать число 10.)
- Учитель дополняет его до 10.
- Возможно, ли записать число десять с помощью одной цифры? (Нет, нельзя, число записывается с помощью двух цифр – 1 и 0.)
- Верно.
- Запишите это число в виде графической записи.
- Я предлагаю построить для точек «домик». (слайд 4)
- Будете работать в парах.
- Учитель начинает строить «домик».
– С какого числа вы начали изучать числовой ряд? (С числа 1.)
- На парте выкладывается точка:
·
- Какое следующее число? (Число 2.)
·
· ·
- Следующее число? (Три.)
- Предложить кому-то из учеников предложить дополнить рисунок:
·
· ·
· · ·
- По аналогии продолжите рисунок так, чтобы у вас получилось десять точек.
- Учащиеся самостоятельно выполняют задание.
- Проверьте свои работы.
- На доске образец:
·
· ·
· · ·
· · · ·
- Какая геометрическая фигура получится, если вы обведёте точки? (Получится треугольник.)
- На доску вывешивается модель числа 10.
- Как же будет выглядеть графическая запись числа 10? (Это треугольник, в котором 10 точек.)
- Из каких цифр состоит число 10? (Из 1 и 0.)
- Вы умеете писать цифры, из которых состоит число 10? (Да, умеем.)
- Откройте рабочие тетради на стр. 26, найдите № 3 (РТ), что надо сделать в задании? (Пользуясь образцом, записать число 10.) (слайд 5)
- Учащиеся работают с образцами и первой строчкой прописей.
- Что дальше вы должны сделать? (Узнать состав числа 10.)
- Что вам может помочь. Посмотрите на доску, какую графическую модель вы получили? (Треугольник с 10 точками.)
- Точки в треугольнике двуцветные. Как это вам поможет открыть состав числа? (Мы будем поочередно переворачивать точки в треугольнике, и у нас получатся пары чисел.)
- Вам нравиться работать в группах? Надо повторить правила работы в группах?
- При необходимости правила повторяются.
- Постройте эталон состава числа 10.
- Учитель раздает группам необходимый материал.
- Учащиеся самостоятельно заполняют «домик» числа 10. По окончанию работы, представители от каждой группы выставляют «домик» на доску.
- Проверяем, что получилось. (слайд 6)
- Представитель одной из группы озвучивает «домик».
- Другие группы согласны?
- на доске фиксирует эталон:
- Что позволит вам сделанное «открытие»? (Решать примеры в пределах 10, записывать число 10, …)
5.Физминутка (слайды 7-23)
6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
- Откройте учебники на стр. 40, найдите № 1. (слайд 24)
- Выполните задание под буквой б).
- Работа по решению примеров организуется у доски с комментированием.
7. Самостоятельная работа с самопроверкой.
- Вы сейчас поработали вместе, а следующее задание будете выполнять самостоятельно.
- Для самостоятельной работы можно предложить № 6 (РТ), стр. 27.
- Решите задание самостоятельно.
- Время выполнения 2-3 минуты. Проверка по образцу (слайд 24):
- У кого есть ошибки в самостоятельной работе. Исправьте их.
- Сделайте вывод. (Нам нужно тренироваться в решении примеров на состав числа 10.)
- Кто не допустил ошибки, сделайте вывод. (Мы умеем решать примеры на состав числа 10.)
- Что же необходимо сделать с эталоном состава числа 10? (Выучить.)
7. Включение в систему знаний и повторение.
- При решении, каких заданий вы можете использовать знание состава числа 10? (При решении задач, уравнений.)
- В учебнике на стр. 40, найдите № 3 (У), что надо сделать? (Решить уравнения.) (слайд 25)
- Задание выполняется у доски с комментарием.
- А теперь выполните № 5 (У), стр. 41, что надо сделать? (Сравнить.)
- Задание можно выполнить устно, с комментированием.
8. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
- Итак, сегодня на уроке к вашим знаниям добавилась ещё одна маленькая «деталь». Какая? (Мы изучили число 10, научились его записывать в виде графической модели и с помощью цифр, открыли состав числа 10.)
- Получилось ли сегодня самим открыть новое знание? Докажите.
- Что вы использовали при открытии нового знания?
- У кого возникли затруднения? Удалось ли их преодолеть? Как?
- Над чем ещё надо поработать?
- Оцените свою деятельность на уроке.
Учитель предлагает детям достать из конверта изображение восклицательного знака.
- Если у вас все получилось, закрасьте восклицательный знак зеленым цветом, если были затруднения и вы смогли их преодолеть – желтым цветом, а если затруднения остались – красным цветом. (слайд 25)
- Учитель проводит рефлексию оценивания учащихся.
- По желанию можно предложить поработать со второй и третью строкой прописей в рабочей тетради на стр. 26, № 8 (РТ), стр. 27.