1. Мотивационный 8 мин. | Формирование у учащихся потребность в овладении учебным материалом: показать значимость материала для дальнейшего изучения данного и других учебных предметов | Начинаем урок. Точечная гимнастика Умываются котята, и утята, и мышата И мои ребята тоже умываются с утра… Тренируем ротик, губки, язычок – проговорим скороговорки. Бобр добр до бобрят – 3 раза. Около пенька опять пять опят. Шла Саша по шоссе и сосала сушку. Сидел воробей на сосне, заснул и свалился во сне. Работаем по группам. - Вспомним правила поведения в группе. - Выберите капитана команды и свою скороговорку для проговаривания. - Молодцы, продолжаем работу. Есть у ребят зелёный друг, весёлый друг. Он им протянет сотни рук И тысячи ладошек. (Лес) - Как вы думаете, где будет проходить наш урок? Да, сегодня будем работать в лесной школе. - Какие правила поведения в лесу мы должны соблюдать? У нас в гостях Белочка с буквами. (На доске прикреплены буквы: а, и, ы, о, у, н) - Как вы думаете, какое задание для вас приготовила Белочка? - Почему буква Н лишняя? - Какие буквы у нас остались на доске? - Почему они так называются? Рассказываем стихотворение о гласных: Гласные тянутся в песенке звонкой, Могут заплакать и закричать, В тихом лесу звать и аукать, И в колыбельке Алёнку баюкать, Но не желают шипеть и пищать. - А чем этот звук [Н] отличается от гласных звуков? Стихотворение о согласных: А согласные согласны Шелестеть, шуршать, шипеть, Но не хочется им петь. - Какой сделаем вывод о гласных и согласных? - На парте у вас лежат листочки. Возьмите красный листик те, у кого хорошее настроение, жёлтый – если не очень, и зелёный – совсем нет настроения. Физкультминутка Мы листики осенние, На ветках мы сидим. Дунул ветер – полетели. Мы летели, мы летели И на землю тихо сели. Ветер снова набежал И листочки все поднял. Закружились, полетели И на землю тихо сели. | Осмысливают значимость предлагаемого к изучению материала, соотнося имеющиеся знания. Хором выполняют речевую гимнастику.
Выбирают в группах капитанов и определяются в выборе скороговорки.
Отгадывают загадку о лесе.
Определяют форму проведения урока Вспоминают правила поведения в лесу
Дети придумывают разные задания
Называют признаки гласных звуков
Называют признаки согласных звуков
Делают вывод о гласных и согласных Выбирают листики по настроению Выполняют двигательные упражнения | Личностные – здоровье-сбережение Регулятивные (волевая саморегуляция): способность к мобилизации сил и энергии
Коммуникативные управление поведением партнера с точностью выражать свои мысли Познавательные (логические): анализ с целью выделения признаков. Личностные (нравственно-этические) Познавательные (логические): Установление причинно-следственных связей Познавательные (логические): Анализ с целью выделения признаков Регулятивные (волевая саморегуляция): способность к мобилизации сил и энергии Познавательные (общеучебные): поиск и выделение информации Познавательные (логические): Анализ с целью выделения признаков Личностные: здоровье-сбережение смыслообразование: Какое значение имеет для меня учение |
2. Актуализация 2 мин. | Формулирование цели урока, составление плана по достижению цели. | - Работаем дальше. Отгадайте загадки: Над бабушкиной избушкой Висит хлеба краюшка. (Месяц) Всю ночь летает- Мышей добывает. А станет светло – Спать летит в дупло. (Сова) Верещунья, белобока, И зовут её … (Сорока) - Какой одинаковый звук слышится в этих словах? - Какие действия мы можем выполнить с этим звуком? | Учащиеся отгадывают загадки и формулируют цель, выдвигают гипотезу по ее достижению, составляют план действий. | Регулятивные (целеполагание): Постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно, и того , что ещё неизвестно
Познавательные: (общеучебные) Формулирование познавательной цели |
Этап 3. Открытие нового знания 12 мин. | Реализация плана действий | 1)Выделение звуков [с], [с’] Фронтальная работа Белочка хочет убедиться, что вы научились выделять звуки в словах. Стих Лес – это сказка из чудес, Это зайца быстрота И берёзок красота. Земляника красная И полянка ясная. Это множество грибов, Пестрота лесных цветов. Это пенье соловья… Берегите лес друзья! - Каким одним словом можно озаглавить этот стих? - Произносим слово лес, какой звук слышим на конце? Еще один лесной житель пожаловал к нам на урок. Загадка о лосе. Трав копытами касаясь, Ходит по лесу красавец, Ходит смело и легко, Рога раскинув широко. (Лось) -Что вызнаете о лосе? -Откуда вы это узнали? - Произносим слово лось. -Какой звук слышим на конце? 2)Составление схем к словам Работа в группах (1 и 3 – схема к слову лось, 2 и 4 - лес). Проверяем: 1 ученик от 1 группы составляет на доске схему слова лось, а 3 группа проверяет работу; От второй группы – схему к слову лес, а 4 группа проверяет. - Почему в конце схем стоят разные знаки? 3) Артикуляция Работа в паре Игра «Угадай звук» - Я произношу слова со звуками [с], [с‘], а вы в паре распределитесь, кто будет поднимать синюю карточку, а кто - зелёную. (сова, сила, сосна, соль, сел, сом, лес, сирень) Гимнастика для глаз Глаза вправо, влево, вверх, вниз – и наоборот. Движение глазами по часовой стрелке, и против часов. Глазки «домиком». Близко, далеко. 4). Знакомство с буквами С, с - Какая буква служит для обозначения звуков [с], [с’]? - Вывешивает карточку с буквами С, с. - На что похожа буква С? Полумесяц в небе темном Буквой С повис над домом. - Где живёт наша новая буква? - Какая она по порядку? | Выполняют действия направленные на решения поставленной учебной задачи
Рассказывает ученик
Отвечают на вопросы;
- моделируют звуковой состав слов, используя карточки;
- устанавливают отличия в произношении согласных звуков; - соотносят слово с моделью;
Распределяют роли: - объясняют, доказывая выбор карточки при объяснении согласного звука; Выполняют упражнения
Называют букву, говорят на что похожа буква С, находят её место в алфавите и группе парных согласных | Познавательные: (Логические) Анализ слов с целью выделения звуков. Личностные: Бережное отношение к природе
Познавательные (логические): Синтез как составление целого из частей
Познавательные (общеучебные): Звуко - символическое моделирование Коммуникативные: (разрешение конфликтов): Принятие решения и его реализация Познавательные (логические): Подведение под понятие Личностные - здоровье-сбережение Познавательные (логические): Установление причинно- следственных связей |
Этап 4. Первичное закрепление 10 мин. | Усвоение детьми нового звука и буквы с их проговариванием во внешней речи. | 1) Чтение слогов и слов Фронтальная работа На доске слоги и слова с буквой С (Слова напечатаны на доске) 2) Составление рассказа по картинке в Азбуке; Работа в группах - Какое время года изображено на картинке? - Что произошло с детьми? Составьте рассказ по картинке. 3) Чтение текста в учебнике Фронтальная работа - А теперь прочитаем текст к картинке. 4) Чтение стиха об осени Осень прекрасное время года. - Какие стихи вы знаете про осень? - Кто написал эти стихи? (Читаю стих И. Бунина «Лес точно терем расписной… » под муз. сопровождение композитора Чайковского «Времена года») | Чтение слогов и слов с буквой С.
Составляют рассказ, 1ученик из группы рассказывает.
Один ученик читает, все – следят
Вспоминают стихи, поэтов. | Регулятивные: (Прогнозирование) Предвосхищение результатом уровня усвоения Коммуникативные: управление поведением партнера с точностью выражать свои мысли Личностные (самоопределение): Мотивация учения Познавательные; Синтез как составление целого и частей |
Этап 5. Рефлексивный (Итог) 2-3 мин. | Проанализировать пути решения учебной задачи. Планирование дальнейшей работы | - Понравился ли тебе урок? - Прикрепи красный листик к доске, если тебе на уроке было интересно, жёлтый – если не очень, и зелёный – если совсем неинтересно. -Что нового для себя открыли вы на уроке? -О чем вы расскажите своим родителям? -Достаточно ли вам этих знаний для дальнейшей работы? | Формулируют выводы по теме урока, определяют значимость полученных знаний.
Отвечают на поставленные вопросы учителя. | Личностные смыслообразование: Какое значение имеет для меня учение
Регулятивные – оценка: выведение и осознание учащимися того, что усвоено и что ещё подлежит усвоению |