– Сегодня на уроке вы будете читать тексты со словами содержащими буквы Б, б, составлять с этими буквами слова, разгадывать ребусы, играть со словами и буквами и конечно узнаете новое о словах.
– У кого из вас есть родственники? Перечислите ваших родственников.
Оказывается, что и у слов есть родственники. Сегодня будем учиться узнавать родственные слова.
V. Наблюдение над различиями: формы слова - родственные слова.
1. Чтение текста и слов на с. 104 (вверху), наблюдение над словами в столбиках.
– Чем различаются слова второго (третьего) столбика?
(написанием – последними буквами, т. е. окончаниями и обозначают разное количество одного и того же названия, предмета)
– Такие слова называют формами слова.
2. Упражнение в различении форм слова и родственных слов .
Формы слова:Родственные слова:
дуб дуб
два дуба дубок
у дуба дубрава
под дубом дубовый
в дубе дубинка
– В каком столбике написаны формы одного слова?
– Дуб, два дуба, у дуба, под дубом - это формы одного слова. Всё что мы говорим, происходит вокруг одного и того же предмета, вокруг одного и того же названия.
Давайте подберем признак к слову «дуб».
(Могучий, столетний, старый, зеленый.)
Подставьте слово «могучий» к словам первого столбика. Что получилось? Подставьте слово «могучий» к словам второго столбика. Что получилось?
– Мы не говорим «могучая дубрава», да и «могучий дубок» звучит нелепо.
– Что общее в написании слов: «дуб», «дубок», «дубрава», «дубовый»?
– Составьте с этими словами предложения.
–Что ещё общего у этих слов? (Смысл)
Такие слова называют однокоренными.
– На с. 106, 107 прочитайте слова в столбиках.
Какие из них родственные, а какие являются формами слова?
VI. Чтение текстов. Словесные игры.
1. Чтение текстов «Барсик» на с. 106, « Виталик и Бобик» на с. 107.
– Чем похожи эти тексты? (Шуточные)
– Кому Виталик показывал буквы?
– Как повёл себя Бобик?
– Как Барсик получил слово «кот»?
2. Игра «Полсловечка за вами» (Презентация – слайд 6)
а) БАЛ – (-да, -ка, -кон);
б) ☼ + КА : добавьте первый слог, чтобы образовались слова, обозначающие:
– стеклянный сосуд;
– помещение, где парятся по русскому обычаю;
– её пекут из белой муки и подают к чаю;
– пушной зверёк в дупле;
– она задерживает мяч в воротах;
– её увидишь на любом дереве;
– домик для птички в твоей квартире.
3. Составь имя сказочного героя из первых звуков каждого слова.
(Презентация – слайд 6)
4. Ребусы (Презентация – слайды 8, 9,10)
1) Работа над значением слова – изба.
( Деревянный крестьянский дом.)
Не красна изба углами, а красна пирогами (посл.)
Избушка, избёнка, избяной.
2) Работа над многозначностью слов: баранки, бабочка.
VII. Физкультминутка. (Презентация – слайд11)
Бабочка
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
VIII. Чтение и анализ текста «В библиотеке» - с. 105.
– Где были дети?
– Какие книги им показали?
– Знакомы ли вы с писателем Крыловым?
Краткое сообщение учителя о баснописце.(Презентация – слайд 12)
– Какие басни Крылова вы знаете?
Демонстрация сборника басен И.А.Крылова и чтение учителем басни «Ворона и лисица». (Презентация – слайд 13)
– К каким басням нарисованы эти иллюстрации?
(Презентация – слайд14)
IX. Развитие мышления, памяти, внимания.
Угадайте, какой звук обозначает заблудившаяся буква?
(Презентация – слайды 15, 16, 17)
Неизвестно, как случилось, Но едва туда вошла
только буква заблудилась: буква-озорница,
заскочила в чей-то дом очень странные дела
и хозяйничает в нем! начали твориться.
Жучка будку (булку) не доела
– Неохота, надоело.
Ехал дядя без жилета (билета),
Заплатил он штраф за это.
На остров налетел ураган,
На пальме остался последний баран (банан).
2. Рассеянный наборщик. (Презентация – слайд 18 )
– Правильно расставь буквы и получи названия животных.
Составить полученные слова на наборном полотне из разрезных слогов и букв и записать слова в тетрадь.
– Чем похожи слова? Чем интересны эти животные?
– Как надо относиться к животным?
– Какое животное можно назвать лишним? Почему?
– Какое слово можно назвать лишним? Почему? (собака – 3 слога; белка - [б ,] мягкий)
3.Доскажи словечко.(Презентация – слайд19)
– Составить у доски из разрезных карточек схему слова берёзка и нарисовать схему в тетради.
4. Стихотворение «Белая берёза» С.Есенина – с. 104
1)Выразительное чтение и заучивание наизусть.
2) – Что нарисовано на рисунке?
– О каком времени года написано стихотворение? 3) –Найти в стихотворении и назвать трехсложные слова.
X. Подведение итогов урока
1. Работа с лентой букв.
2. – Что такое «форма слова»?
– А какие слова называются родственными?
3. Словесная оценка деятельности учеников на уроке.
Список использованной литературы:
1. Голубь В.Т. Уроки обучения грамоте: Практическое пособие. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2003. – 160 с.
2. Волина В.В. Праздник Букваря. - М.: АСТ-ПРЕСС, 1997, - 384 с.
3. Ожегов С.И. и Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В.В.Виноградова. – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ Технологии», 2008. – 944 стр.
4. Жиренко О.Е., Обухова Л.А. Поурочные разработки по обучению грамоте: чтение и письмо: 1 класс. - 4-е изд. испр. и доп. – М.: ВАКО, 2009. – 368 с. – (В помощь учителю)