Тема: «Звуки [с], [с]; буквы С, с»
Задачи:
Обучающие - знакомство учащихся с буквами С, с и звуками [с], [с]; Развивающие - обретение навыков беглого, осознанного чтения;
Воспитательные - эстетическое воспитание средствами художественной литературы (сказок)
Оборудование: снежинка, сани, стихи, схемы, сказки, картинки.
Ход урока
- Организационный момент.
- Новая тема:
Вводная беседа. - Ребята смотрите что-то опустилось мне на ладонь.
С неба падают зимою
И кружатся над землею
Мягкие пушинки,
Милые снежинки.
(Учитель разжимает ладонь и показывает «снежинку»)
- Посмотрите в окно. Все покрыто вокруг белым пушистым снегом. Давайте покажем, как кружатся снежинки.
(Дети медленно поднимая и опуская руки кружатся)
- Сегодня у нас праздник новой буквы. На чем же мы поедем в сказочную
страну Азбуковедения? (на санках). Но волшебные сани могут появиться только тогда, когда вы правильно составите схему слова «сани».
Дети составляют схему.
- Какой одинаковый звук в словах «снег», «снежинки», «санки»? (звук [с].)
- Какие еще «снежные» слова вы знаете? (Снежная баба, снеговик и т.д.)
Прежде чем сесть в волшебные сани, нужно три раза повторить скороговорку:
«По семеро в сани уселись сами». (Дети проговаривают).
А теперь отправляемся в зимний … лес
Ах, ребята, вам нужно самим догадаться, куда мы поедем, так как у нашего слова заблудился звук. Помогите, иначе санки не поедут!
На пожелтевшую траву
Бросает лев (лес) свою листву.
Правильно, лес. О каком лесе здесь идет речь? А мы с вами поедем в зимний лес. Держитесь крепче!
3 Физминутка
Мы на саночки садимся
И под горку быстро мчимся.
Снег, снег, белый снег!
Мчимся мы быстрее всех!
Потом в лес все побежали,
И в снежки играть мы стали.
(Во время физминутки дети приседают, быстро шагают на месте,
Держа руки сзади, потом имитируют игру в снежки.)
4. Работа со звуком
-А теперь, ребята, вы будете «не просто играть в снежки», а при каждом броске по моей просьбе называть любое слово со звуком [с] и определять место этого звука в слове.
(Проводится игра)
-Ну вот, поиграли и снова садимся в сани. Едем по зимнему лесу. Как
вы думаете, все птицы улетают в теплые края. Прислушаемся.
(На фоне тишины учитель начинает читать стихи.)
Там, где пели зяблики,
Сегодня, посмотри,
Как розовые яблоки,
На ветках снегири.
И в лесу, заметьте, дети,
Есть ночные сторожа.
Сторожей бояться этих-
Мыши прячутся, дрожа.
Очень уж суровы филины и совы.
- Вспомните других птиц, в названии которых есть этот звук.
(Отгадывание загадок про синицу, скворца, сороку.)
- Кто знает сказочных персонажей на букву С?
Сказки просят: – А сейчас
Вы, друзья, узнайте нас.
Нет ни речки, ни пруда
Где воды напиться?
Очень вкусная вода
В ямке от копытца! …
(«Сестрица Аленушка и братец Иванушка»)
Красна девица грустна,
Ей не нравится весна,
Ей на солнце тяжко
Слезы льет бедняжка
(«Снегурочка»)
Помните сказку про Снегурочку? (Дети рассказывают)
Ребята, а почему в сказке Снегурочка превратилась в облачко?
(Ответы детей)
-Посмотрите, у нас тоже «пылает костер».
(На рисунке пламя костра, на языках которого слоги слияния са, со, су, сы, син. Дети читают.
5. Домашнее задание
6. Итог урока
Учитель открывает красивый сверток, перевязанный синей ленточкой, и достает оттуда эмблемы с изображением Снегурочки. Дети должны обвести ручкой буквы Сс, написанные пунктиром. Это подарок от Снегурочки.
- Ребята, чем вам понравился сегодняшний урок?
- Как сделать его лучше?