Тема урока: Звук [э]. Буквы Э э Цели: Познакомить с новым гласным звуком [э] и буквами Э э; научить читать слова с этими буквами. Задачи урока: Образовательные. Дать понятие о новом гласном звуке, научить выделять его в словах. Научить распознавать буквы Ээ среди других букв. Формировать умение читать слоги-слияния и слова с буквами Э э. Совершенствовать навык правильного, выразительного чтения, умение работать с текстом. Развивающие. Развивать фонематический слух, мышление, речь. Расширять кругозор учащихся. Обогащать словарный запас учащихся. Воспитательные. Воспитывать интерес к учёбе, аккуратность, усидчивость, доброжелательное отношение друг к другу. Формы: коллективная, индивидуальная, самостоятельная. Методы: наглядный, словесный, частично-поисковый. Тип урока: объяснение нового материала. Оборудование: рисунки с изображением предметов на букву Э, карточки со словами, букварь(авт. В.К.Павленко, Т.К.Абенова),
Ход урока:
I. Организационный момент. Прозвенел звонок. Начинается урок. Повернулись, гостям улыбнулись Друг на друга поглядели И тихонько дружно сели. - Ребята, сегодня по дороге в школу почтальон отдал мне бандероль от феи по имени «Грамота». Откроем бандероль и посмотрим, что там лежит. Смотрите, ребята, здесь письмо и конверты. -Денис, прочитай, пожалуйста, письмо. «Здравствуйте, ребята! Я, фея «Грамота», прислала вам конверты с заданиями. Сегодня к вам на урок пришли гости, и я хочу, чтобы вы справились со всеми моими заданиями и показали свои знания». II. Актуализация знаний 1. Ну, что, ребята, откроем первый конверт? Задание: « Знаете ли вы буквы?» Мальчики показывают согласные, а девочки гласные буквы. Я называю звук, а вы показываете букву. С, А, М, О, Ы, Ш, Й, Л, И,Т ( Коллективная работа.) Учитель: - Молодцы, все справились с заданием. 2. Откроем второй конверт. Какое здесь задание? - Ребята, посмотрите на доску и назовите буквы. О У И Й Е Ё Ы А Работает 1 группа -Молодцы, правильно назвали. Учитель: -Какая буква здесь лишняя? (Й) Работает 2 группа. -Почему? (все гласные, а Й –согласная буква) Чем отличаются гласные звуки от согласных звуков? - Что мы можем сказать про Й? Характеристика звука Й - это согласный, звонкий, мягкий звук. Молодцы! -Какие бывают гласные звуки? (ударные и безударные) Работает 3 группа. Они могут обозначать твёрдость и ? (мягкость) согласного звука. -Назовите гласные буквы, которые обозначают мягкость впереди стоящего согласного. (и, е, ё, ю,я) - Назовите гласные буквы , которые обозначают твёрдость впереди стоящего согласного (а, у, о,ы,э) 3.Теперь можно открыть 3 конверт. Загадка «Никто его не видывал, а всякий слыхивал.»
- Что записано? (загадка)
- Кто знает отгадку? (эхо)
- Мы можем увидеть эхо? - Кому из вас приходилось слышать эхо, когда и где? - Что это такое? (отражение звуковой волны)
- Выделите первый звук в слове ЭХО. [э]
Артикуляция: рот открыт, язык находится внизу, слегка приподнят. - Дайте характеристику этому звуку. (гласный) Почему? (тянется, поётся, воздух не встречает препятствий). Физминутка Буратино потянулся. Раз нагнулся, два нагнулся. Руки в стороны развёл Ключик видно не нашел. Чтобы ключик нам достать, На носочки нужно встать! III. Сообщение темы и целей урока. - Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомимся?
- Определите тему урока. ( Звук [э] и буквы Ээ)
- Чему мы научимся на уроке? Как вы думаете? (научимся правильно произносить звук, узнавать его среди других звуков) На доске буквы Ээ. Буква Э на эс дивится. Словно в зеркало глядится. Сходство есть наверняка. Только нету языка. - На какую букву похожа Э? называют похожие буквы. - Покажите «дом» буквы Э в алфавите.. Назовите и покажите соседей буквы Э. Показывает ученик из 1 группы. - Ребята, фея «Грамота» предлагает поиграть в игру: «ЭХО» -Вы были в лесу? Кто повторяет за нами? Правильно – это ЭХО. Эхо, ребята, это акустическая волна, отраженная от какого-либо препятствия. Оно повторяет последний слог. Давайте поиграем. Вы - Эхо. Я называю слово, а вы отвечайте вместо него Лук –ук, мак – ак, дом – ом, гном –ном, это – то, май –ай, лей –ей. . Молодцы!
IV. Изучение нового материала. Откроем 4 конверт. - Здесь для вас слоги. Прочитайте только с буквой э мэ ма, лэ лу ры эр но ки эс эд эм бу гэ Словарная работа. Конверт №5 - Ребята, а вы знаете, что в русском языке совсем мало слов с буквой э: эй, эх, это, эти, эта, этот. Эта буква встречается в основном в словах иноязычного происхождения, они пришли к нам из другого языка. Экскаватор – строительная машина с большой лопатой. Экология – наука о защите окружающей среды. А как нужно относиться ко всему, что окружает нас с вами? Алоэ – лекарственное растение, с толстыми колючими листьями. 400 видов. В переводе с арабского языка означает «горький» Поэт – человек, который сочиняет стихи. Эму – большая птица, но не летает, а быстро бегает. Страус. - Ребята, в какой части слова спрятался звук э? (вначале, середине или в конце слова) 3.А сейчас мы откроем 6 конверт. Выполните звукобуквенный анализ слов. 1 группа 2 группа 3 группа эхо Эдик эскимо Эмма экран экипаж 4. Физминутка. Дует ветер нам в лицо Закачалось деревцо. Ветер тише-тише-тише Деревцо всё выше-выше!
5 Конверт № 7. Работа по учебнику. 1 группа. Чтение слогов. С.52 (4уч-ка) 2 группа. Чтение текста «Это наш дом» с.52 (3 уч-ка) 3 группа. Чтение текста в Букваре (доп) с92 (4уч-ка) V. Закрепление -Ребята, мы выполнили задания. Но я хочу дать вам последнее задание. Напиши в квадратиках букву, которую мы сегодня выучили. - А какую букву вы узнали? Букву Э. - Следующее задание – это игра «Найди меня». -Вы должны найти все буквы э и обвести их. Каким цветом? Почему? VI. Рефлексия. -Вот и подошёл к концу наш урок. - С какой буквой мы познакомились? -Какое задание вам понравилось? - Кому на уроке было интересно, кто узнал что-то новое, похлопайте в ладоши. -Молодцы, ребята, вы хорошо потрудились, можно отдохнуть.
|