Просмотр содержимого документа
«"Буква М, м. Звуки [м], [м`]"»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
« Средняя школа № 8 города Макеевки»
Урок обучения грамоте (чтение) в 1 – А классе
Тема: Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
Учитель: Кмитевич Т.Н.
2018-2019 учебный год
Тема: Согласные звуки [м], [м’], буквы М, м.
Цель: Продолжить знакомство учащихся с буквой М и звуками [м], [м’]; способствовать формированию знаний о звуках [м], [м ’] и букве М, закреплять умения читать слоги, слова с данной буквой .Развивать внимание, воображение, устную связную речь; воспитывать чувства доброты,дружбы, взаимопомощи.
Тип урока: урок -закрепление
Оборудование: предметные картинки, карточки со слогами,
звуковые фишки, иллюстрации к теме «Море», звуковая запись.
Ход урока.
І. Самоопределение к деятельности Долгожданный дан звонок Начинается урок. Слушаем, запоминаем, Ни минуты не теряем. Работаем старательно, Слушаем внимательно. - Сначала на свое место сядет тот, чье имя начинается с гласного звука. Почему ты сел? - Теперь сядут те, чье имя начинается с мягкого согласного звука, с твердого согласного звука. -Молодцы, никто не остался без места.
Я смотрю, многие из вас улыбаются. Похлопайте в ладоши те, у кого сегодня хорошее настроение. Именно хорошее настроение нам поможет на уроке.
Сегодня у нас непростой урок,а урок –путешествия.А на чем можно вообще в жизни путешествовать?Вам интересно,каким видом транспорта мы будем путешествовать? Отгадайте загадку:
Словно крылья, паруса,
Это, что за чудеса,
Не коптит и не шумит,
По волнам легко скользит!( Кораблик)
II. Актуализация знаний.
Путешествие далёкое, интересное, но опасное, а для того, чтобы путешествие было удачным, следует соблюдать следующие правила:
• быть очень внимательным, находчивым и сообразительным;
• правильно выполнять задания;
• не допускать ошибок, иначе можно потерпеть кораблекрушение;
- Все ли согласны выполнять эти правила?
- Ребята, во время путешествия могут произойти различные ситуации, поэтому нам нужно в путешествии держать друг дружке.Вспомним основные правила работы в группах на уроке:
– работать дружно и активно;
– уметь слушать друг друга;
– уважать друг друга;
– внимательно относиться друг к другу;
– выслушивать ответы ребят
– работать успешно
-Чтобы отправиться в путешествие проверим наши знания, ведь они нам пригодятся в пути.
(Шум моря, крики чаек). Легли на парту, закрыли глаза и слушаем. Морской ветер гладит вам щёки, волосы. Ласковоесолнышко улыбается и посылает свои теплые лучи. Галдят летящие за кораблём чайки. Тихонько подул ветерок. Морская прохлада помогает нам восстановить силы.
III Постановка учебной задачи
-А чтобы вам в пути не было скучно я приготовила вам загадки:
1)Гладко и душисто
Моет очень чисто,
Нужно, чтоб у каждого было.
Что это? (мыло)
2) Звонкий, громкий и прыгучий,
Улетает аж за тучи,
И на радость детворе
Звонко скачет во дворе.(мяч)
3)Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками...(малина)
4)Тащит он соломинку
К маленькому домику.
Всех букашек он сильней
Наш трудяга(муравей.)
- Что общего в словах, которые вы назвали? (начинаются на букву М).
- Как вы думаете, какая сегодня тема нашего урока?
- Правильно тема нашего урока: «Буква М,м.Звуки [м], [м’].
- Ребята,а давайте, примем букву «М» к нам на корабль.Ведь у неесегодня День рождения.Аей так хочетсяпопутешествовать с вами. Пусть она нам тоже будет помогать в пути.
ІУ. Работа по темеурока
1)Чтение слогов
Наш парус ветер подгоняет.
Корабль скользит по ласковой волне.
Вон за бортом дельфин играет,
Резвясь в прозрачной глубине.
Ребята,на пути нам встретились дельфины.А что вы знаете об этих животных?(Это морское млекопитающее.Длина до 20 метров, а весит до 70 тонн.)
Дельфины очень хотят попрыгать вместе с вами по волнам и спеть песенку слогов. А теперь прыгаем по волнам и поем слоги меняя ударение.
МА МУ МО МЫ МИ
2)) Проговаривание слогов
- А пока мы плывем, давайте с вами поиграем. Приготовьте «чашечки» из своих ладоней. ( Учитель произносит слово шёпотом один раз, а дети сами произносят его тихим голосом и неестественно растянуто в «чашечку» из своих ладоней. «Чашечка» им нужна для того, чтобы звуки не «рассыпались».( Дети произносят слоги МА, МИ) .Проговорите это слоги себе в «чашечку». Назовите первый звук этого слога
«М» - согласный. (Почему?) Твёрдый или мягкий?(Даётся характеристика звуку «м».)
Придумайте слова с твёрдым звуком М (в начале, середине, в конце слова)
(Аналогичная работа со слогом МИ и звуком «М'»)
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ветер по морю гуляет
И кораблик подгоняет
Мы немножечко устали
А теперь все дружно встали
Ножками потопаем,
Ручками похлопаем.
Пальчики сожмем.
Сядем и дальше поплывем.
Продолжаем наше путешествие.Детипроизносят слова:
3)Звуко-буквенный анализ слов
- Ребята,мы должны с вами вести бортовые журналы.
Капитаны подошли и взяли конверты с маршрутными листами.В своих бортовых журналах сделайте звуковые схемы слов: Маша, Миша,муха,мыло. А когда будете готовы просигнализируйте. (один у доски)
Сравните схемы. - Дети, сверьте с доской свои схемы. Проверьте. - Итак, чем похожи эти схемы? (одинаковое количество букв , звуков и слогов, эти слова начинаются с согласного звука) - Чем отличаются эти схемы?
4) Пальчиковая гимнастика
Ребята,что-то стало прохладно.Чувствуете ветер подул с моря (Звуки дождя)Пальчиками попробуем поиграть с капельками дождя.
5) Чтение слов
На горизонте появились облака, давайте их разгоним прочитав скороговорку Мама мыла Милу мылом.
6) Работа по учебнику.
-Осторожно, впереди пираты, они могут нас забрать в плен.( картинка пиратского корабля) .Пираты не верят,что наши дети умеют читать. Если мы им почитаем,то они нас отпустят.
- Откройте учебники на стр. 86. Там маленький рассказ. ( Дети читают в группе цепочкой) - Давайте поговорим о рассказе. Как можно озаглавить этот текст?? - Как звали девочку?
-— Для чего Клава открыла кран?
— Для чего, вымыв руки, необходимо выключать воду?
— Как часто нужно мыть руки в течение дня? - А, как вы думаете, что сделал кот? - Ребята, на этих страницах есть ещё рассказы. Думаю, вам захочется дома их почитать, не правда ли? А завтра вы их почитаете выразительно в классе. ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Корабли по морю плыли, К чудо - острову спешили,
Ждали там давно гостей – Первоклассных малышей. Прямо по курсу появился остров.Интересно,что это за остров? Кто живет здесь?
(Под музыку «Чуга-Чанга» дети танцуют)
7) Обезьянки хотят поиграть с вами в «Твёрдый - мягкий»? Мальчики – будут «ловить» твёрдый звук [м]. Поймали – встали. Девочки – будут «ловить» только мягкий звук [м,]. Поймали – встали. Одно условие: вставать нужно тихо. Игру (мыло, мел, малина, мельница, муравей, медаль)
8)ЧТОБЫ ВЕРНУТЬСЯ ДОМОЙ НАДО СОСТАВИТЬ СЛОВА ИЗ НАБОРА БУКВ
ОМОЛОК ЛОСМА МАКАС ( молоко,масло, маска)
V Работа в группах. - Сегодня у буквы М – праздник. Смотрите, как она радуется. (На доску вывесить яркий рисунок буквы. Давайте приготовим ей угощение, пригласим гостей и сделаем ей подарки. (На маршрутном листе много разных предметов, выберите и обведите нужные) 1 группа. Пригласит гостей. 2 группа. Приготовит угощение. 3 группа. Сделает подарки. 4 группа. Украсит дом цветами. - Итак, приготовились к защите проектной задачи. - Молодцы! VII Рефлексия - Давайте вспомним цели, которые мы для себя поставили в начале урока. - С чем мы познакомились (с буквой М) - Чему мы научились (характеризовать звук [м'], выделять звук [м] в словах) - В чём мы упражнялись (в чтении слов и слогов с этой буквой, в составлении предложений.) На память о сегодняшнем путешествии каждый выберет себе кораблик в соответствии с чувствами, которые он испытал:
-красный – было трудно, желтый– все запомнил, зеленый – было интересно.