- Ребята, на уроке обучения грамоте я желаю вам успеха и удачи! Те, кто готов работать и узнавать новое, кто не боится новых испытаний – тихо садитесь.
- Сегодня на уроке нам предстоит встреча с новой буквой. Как вы думаете, какой?
- Предлагаю позвать на помощь сказочного героя. Прочитайте стихотворение, подумайте, какие слова закрыты и о каком герое идет речь.
- Сегодня встретиться с новой буквой нам поможет КОЛОБОК. Вместе с ним я предлагаю отправиться к ней в гости в ГОРОД БУКВ.
- Кто согласен, поднимите руки.
- Тогда сядьте удобнее и в путь!
Могут быть разные предположения учащихся.
Читают стихотворение с экрана про себя, затем вслух хором:
Из муки он был печён,
На сметане он мешён.
На окошке он студился,
По дорожке …
Был он весел,
Был он смел,
И в пути он песню …
- Это колобок.
II. Повторение пройденного материала.
Слайд 4.
1. Подсчет количества букв и звуков в словах.
Слайд 5.
Слайд 6.
Слайд 7.
- Вот и ГОРОД БУКВ. Но что это, у входа в город стоят стражники. Что нам делать?
- А ведь нам, ребята может помочь КОЛОБОК. Прочитайте, что он говорит.
- Найдите слова, в которых букв больше, чем звуков:
ХОДИЛ ЕХАЛ РЫСЬ ПИСЬМО
- Почему в этих словах букв больше, чем звуков?
- Найдите слово, в котором букв меньше, чем звуков.
- Почему в слове букв меньше?
- А теперь посмотрите, по какому признаку слова распределены в два столбика:
рысь, ехал,
письмо, ходил.
- Задайте вопрос к каждому слову.
- Молодцы! Путь в город свободен! Мы в ГОРОДЕ!
Предположения учащихся.
Читают с экрана:
Нужно выполнить задание!
- Это слова: рысь, письмо.
- Потому что в словах есть мягкий знак, который не обозначает звука.
- Это слово: ехал.
- Потому что буква Е в начале слова обозначает два звука [й,э].
- В первом столбике - слова, обозначающие предметы, а во втором столбике - слова, обозначающие действия предметов.
- Кто? Рысь.
…
2. Повторение знаний о буквах.
Слайд 8.
Приложение 1
(Схема 1.)
Слайд 9.
- Посмотрите, домики некоторых букв закрыли тучки. Давайте вспомним, какие буквы живут в этих домиках.
- Что вы знаете о буквах, живущих на улице ТВЁРДЫХ КОМАНД?
- Что вы знаете о буквах, живущих на улице МЯГКИХ КОМАНД?
- Как называются буквы, живущие на улице САМЫХ ЗВУЧНЫХ?
- Как называются буквы, живущие на улице ЗВОНКИХ и ГЛУХИХ?
- Назовите буквы согласных звуков, которые обозначают только твердые звуки.
- А только мягкие звуки?
- Я вас поздравляю, вы много знаете о буквах.
- Продолжаем путешествие по ГОРОДУ БУКВ.
Называют буквы, живущие в закрытых тучками домах.
- Буквы а, о, у, э, ы показывают на твердость предыдущего согласного.
- Буквы я, ё, ю, е, и показывают на мягкость предыдущего согласного.
- Эти буквы называются сонорными.
- Это парные согласные.
- Буквы: ж, ш, ц.
- Буквы: ч, щ, й.
Слушают звуки гитары.
III. Фиксация нового материала.
Слайд 10.
1. Лексическое значение слова ГИТАРА.
Приложение 2
(Лист 1).
- Звуки какого инструмента вы услышали?
- Что такое гитара?
- Прочитаем на карточке статью о значении этого слова.
- Постараемся запомнить, как правильно пишется слово гитара. Для этого на карточке разделите слово на слоги и найдите ударный слог.
- Мы слышали звуки гитары.
Работают с индивидуальными карточками: читают про себя и вслух значение слова ГИТАРА.
Работают на индивидуальных карточках.
Проверка работы фронтально.
Хоровое чтение слова по слогам.
2. Выделение звуков [г], [г,].
Приложение1
(Схема 2).
- Кто играл на гитаре в ГОРОДЕ БУКВ?
- Чтобы узнать, к какой букве мы сегодня зайдем в гости, мальчики составят звуковую схему слова ГУСИ, а девочки составят звуковую схему слова ГИТАРА.
- Произнесите первый звук в слове гуси.
- Произнесите первый звук в слове гитара.
- Дайте характеристику звукам.
- Какой буквой обозначаются эти звуки?
- Произнесите звуки [г], [г,] громко, тише, шепотом. В какие звуки они превратились?
-Что вы знаете о букве Г?
- Гусь и гусыня.
Два ученика составляют схемы у доски, а остальные учащиеся работают индивидуально, используя карточки звуков:
- Звуки согласные, звонкие.
- Буквой Г.
- Они превратились в звуки [к] и [к,].
- Буква Г обозначает звуки [г], [г,]. Они согласные, звонкие.
У буквы Г есть парная согласная буква К.
3. Умение слышать звуки устной речи. - Послушайте стихотворение и постарайтесь запомнить встретившиеся слова со звуками [г], [г,].