kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Буква ь - показатель мягкости согласных

Нажмите, чтобы узнать подробности

~~              Тема.      Буква Ь – показатель мягкости согласных

              Цели:
 1. Формировать навыки чтения слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных, добиваться осознания детьми того, что Ь знак не обозначает звука.

 2. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, умение работать с текстом.

 3. Формировать познавательный интерес, положительную мотивацию к учению.

              Оборудование:
  Учебник «Логопедический букварь», карточки с буквами, карточки со схемами, карточки для обозначения гласных и согласных звуков.

Сценарий урока

1. Орг.момент
     Снова прозвенел звонок,
     Он позвал нас на урок.
     Вы друг другу улыбнитесь
     И тихонечко садитесь.
    
2. Самомассаж
     Цель: расслабление мышц речевого аппарата, улучшение притока крови.
     Подушечками указательных пальцев круговыми движениями массируем:
• височные  впадины,
• точку между бровями,
• «рисуем» дуги над бровями,
• точки на смыкании челюстей,
• кончики и мочки ушей.

3. Логопедическая зарядка
      Цель: укреплять круговую мышцу рта, отрабатывать движение мышц вперед, вырабатывать умение плотно сжимать губы, вырабатывать подвижность языка, удерживать напряженным язык в распластанном положении.

      Упражнение 1. «Хоботок – улыбка»
                                 Чтоб понравиться лягушкам
                                 Мы потянем губы к ушкам.
                                 Чтоб понравиться слону,
                                 Губы хоботом тяну.

      Упражнение 2. «Ниточка»
                                  Губы плотно я сожму
                                  Словно ниточку возьму.

       Упражнение 3. «Щетка»
                                   Чистим зубы, чистим зубы
                                   И снаружи, и внутри
                                   Не болели, чтоб они.

      Упражнение 4. «Лопатка»
                                  Язык лопаткой положи
                                  И под счет его держи:
                                  Раз, два, три, четыре, пять
                                  Язык надо расслаблять.

4. Актуализация знаний
-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных звуков?  (и, е, я)
а) Чтение слов, выделение слогов с мягкими согласными

                витамин                     мимика                пикник
                север                          перемена             ветерок
                пламя                         коляска                рябина     

б) Чтение текста
«Логопедический букварь» с. 86 «На прогулке» (повторение)

5. Постановка темы и целей урока
-Познакомимся с новой буквой, обозначающей мягкость согласных звуков и с её особенностью.

6.  Работа по теме урока
а) Слого-звуковой анализ слов «мел – мель», «угол – уголь».


           м   е    л                                        м    е    л    ь      
-Чем отличаются эти схемы?
-Давайте поставим буквы под схемы.
-Что нужно сделать, чтобы во втором случае произносить мягко звук? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука.)
-Вот для этого и служит буква – помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, звука не обозначает, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные звуки произносятся мягко.

б) Знакомство с новой буквой.

                            Буква Р перевернулась –
                            Мягким знаком обернулась.
                                                        В. Степанов

                            Нарисуем мягкий знак
                            Нежно, капелькой, вот так.
                            Букву капелька смягчит,
                            Слово мягко зазвучит.
                                                         А. Шибаев

Письмо печатной буквы Ь знак в тетрадях для печатания.

в) Чтение с доски.

    ль    пь     вь    ть     мь     рь     гь     нь    сь   зь    бь   фь   дь   кь
   
          день      конь      пять        рыть             зорька          деньги
          тень      рысь      семь       ныть             полька          больно
          пень     лось       есть        шить             коньки         хорьки

-Уточним количество букв и звуков в словах.
-Какую работу выполняет Ь знак в словах? В чем особенность этой буквы?


7.Физминутка
а) упражнения на профилактику зрения
б) упражнения на расслабление мышц туловища


8. Работа по теме урока (продолжение).
а) Игра «Много – один»

    гуси – гусь       голуби – голубь       звери – зверь
    роли – роль      кони – конь              двери – дверь

б) Игра «Доскажи словечко»
    Чтение предложений с доски.

    Окунь и карась – (рыбы).                       Морковь и фасоль – (овощи).
    Рысь и медведь – (звери).                       Ноль и восемь – (цифры).
    Снегирь и гусь – (птицы).                      Тюльпан и колокольчик – (цветы).
    Тополь и ель – (деревья).                        Пальто и шаль – (одежда).
    Ольга и Игорь – (имена).                        Метель и дождь – (явления природы).

в) Работа с текстом «Где живут лоси?»
  «Логопедический букварь» с.92
• Чтение хором
       - Сколько в тексте предложений?
• Чтение цепью
       - Сколько в тексте слов с Ь знаком?
• Выборочное чтение
       - Где живут лоси?
       - Чем питаются лоси?
       - Как ребята помогали лосям?
       - Чему учит нас рассказ?
9. Итог урока
- С какой новой буквой познакомились?
- Чему учились на уроке?

 

 

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Буква ь - показатель мягкости согласных »

Тема. Буква Ь – показатель мягкости согласных


Цели:

1. Формировать навыки чтения слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных, добиваться осознания детьми того, что Ь знак не обозначает звука.


2. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, умение работать с текстом.


3. Формировать познавательный интерес, положительную мотивацию к учению.


Оборудование:

Учебник «Логопедический букварь», карточки с буквами, карточки со схемами, карточки для обозначения гласных и согласных звуков.


Сценарий урока


  1. Орг.момент

Снова прозвенел звонок,

Он позвал нас на урок.

Вы друг другу улыбнитесь

И тихонечко садитесь.

  1. Самомассаж

Цель: расслабление мышц речевого аппарата, улучшение притока крови.

Подушечками указательных пальцев круговыми движениями массируем:

  • височные впадины,

  • точку между бровями,

  • «рисуем» дуги над бровями,

  • точки на смыкании челюстей,

  • кончики и мочки ушей.


  1. Логопедическая зарядка

Цель: укреплять круговую мышцу рта, отрабатывать движение мышц вперед, вырабатывать умение плотно сжимать губы, вырабатывать подвижность языка, удерживать напряженным язык в распластанном положении.


Упражнение 1. «Хоботок – улыбка»

Чтоб понравиться лягушкам

Мы потянем губы к ушкам.

Чтоб понравиться слону,

Губы хоботом тяну.


Упражнение 2. «Ниточка»

Губы плотно я сожму

Словно ниточку возьму.


Упражнение 3. «Щетка»

Чистим зубы, чистим зубы

И снаружи, и внутри

Не болели, чтоб они.


Упражнение 4. «Лопатка»

Язык лопаткой положи

И под счет его держи:

Раз, два, три, четыре, пять

Язык надо расслаблять.


  1. Актуализация знаний

-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных звуков? (и, е, я)

а) Чтение слов, выделение слогов с мягкими согласными


витамин мимика пикник

север перемена ветерок

пламя коляска рябина


б) Чтение текста

«Логопедический букварь» с. 86 «На прогулке» (повторение)


  1. Постановка темы и целей урока

-Познакомимся с новой буквой, обозначающей мягкость согласных звуков и с её особенностью.


6. Работа по теме урока

а) Слого-звуковой анализ слов «мел – мель», «угол – уголь».



м е л м е л ь

-Чем отличаются эти схемы?

-Давайте поставим буквы под схемы.

-Что нужно сделать, чтобы во втором случае произносить мягко звук? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука.)

-Вот для этого и служит буква – помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, звука не обозначает, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные звуки произносятся мягко.


б) Знакомство с новой буквой.


Буква Р перевернулась –

Мягким знаком обернулась.

В. Степанов


Нарисуем мягкий знак

Нежно, капелькой, вот так.

Букву капелька смягчит,

Слово мягко зазвучит.

А. Шибаев


Письмо печатной буквы Ь знак в тетрадях для печатания.


в) Чтение с доски.


ль пь вь ть мь рь гь нь сь зь бь фь дь кь

день конь пять рыть зорька деньги

тень рысь семь ныть полька больно

пень лось есть шить коньки хорьки


-Уточним количество букв и звуков в словах.

-Какую работу выполняет Ь знак в словах? В чем особенность этой буквы?



7.Физминутка

а) упражнения на профилактику зрения

б) упражнения на расслабление мышц туловища



8. Работа по теме урока (продолжение).

а) Игра «Много – один»


гуси – гусь голуби – голубь звери – зверь

роли – роль кони – конь двери – дверь


б) Игра «Доскажи словечко»

Чтение предложений с доски.


Окунь и карась – (рыбы). Морковь и фасоль – (овощи).

Рысь и медведь – (звери). Ноль и восемь – (цифры).

Снегирь и гусь – (птицы). Тюльпан и колокольчик – (цветы).

Тополь и ель – (деревья). Пальто и шаль – (одежда).

Ольга и Игорь – (имена). Метель и дождь – (явления природы).


в) Работа с текстом «Где живут лоси?»

«Логопедический букварь» с.92

  • Чтение хором

- Сколько в тексте предложений?

  • Чтение цепью

- Сколько в тексте слов с Ь знаком?

  • Выборочное чтение

- Где живут лоси?

- Чем питаются лоси?

- Как ребята помогали лосям?

- Чему учит нас рассказ?



9. Итог урока

- С какой новой буквой познакомились?

- Чему учились на уроке?










Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 1 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Буква ь - показатель мягкости согласных

Автор: Марова Ольга Борисовна

Дата: 11.10.2014

Номер свидетельства: 118058

Похожие файлы

object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "Конспект урока по теме Мягкий знак как показатель мягкости согласного на письме"
    ["seo_title"] => string(79) "konspekt_uroka_po_teme_miagkii_znak_kak_pokazatel_miagkosti_soglasnogo_na_pisme"
    ["file_id"] => string(6) "589933"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1635443759"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(97) "Тема: " Буква ь-показатель мягкости согласных звуков" "
    ["seo_title"] => string(52) "tiema-bukva-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnykh-zvukov"
    ["file_id"] => string(6) "190626"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1427200431"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(172) "Урок по русскому языку «Мягкий знак на конце слова как показатель мягкости согласного звука» "
    ["seo_title"] => string(99) "urok-po-russkomu-iazyku-miaghkii-znak-na-kontsie-slova-kak-pokazatiel-miaghkosti-soghlasnogho-zvuka"
    ["file_id"] => string(6) "130166"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415826878"
  }
}
object(ArrayObject)#884 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(171) "План-конспект урока русского языка  во 2 классе.  Мягкий знак – показатель мягкости согласных."
    ["seo_title"] => string(86) "plankonspiekturokarusskoghoiazykavo2klassiemiaghkiiznakpokazatielmiaghkostisoghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "284438"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1453982586"
  }
}
object(ArrayObject)#862 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(156) "Конспект урока "Обобщение знаний о мягком знаке - как показателе мягкости согласных". "
    ["seo_title"] => string(95) "konspiekt-uroka-obobshchieniie-znanii-o-miaghkom-znakie-kak-pokazatielie-miaghkosti-soghlasnykh"
    ["file_id"] => string(6) "141758"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418156164"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства