~~ Тема. Буква Ь – показатель мягкости согласных
              Цели:
 1. Формировать навыки чтения слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных, добиваться осознания детьми того, что Ь знак не обозначает звука.
2. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, умение работать с текстом.
3. Формировать познавательный интерес, положительную мотивацию к учению.
              Оборудование:
  Учебник «Логопедический букварь», карточки с буквами, карточки со схемами, карточки для обозначения гласных и согласных звуков.
Сценарий урока
1. Орг.момент
     Снова прозвенел звонок,
     Он позвал нас на урок.
     Вы друг другу улыбнитесь
     И тихонечко садитесь.
    
2. Самомассаж
     Цель: расслабление мышц речевого аппарата, улучшение притока крови.
     Подушечками указательных пальцев круговыми движениями массируем:
• височные  впадины,
• точку между бровями,
• «рисуем» дуги над бровями,
• точки на смыкании челюстей,
• кончики и мочки ушей.
3. Логопедическая зарядка
      Цель: укреплять круговую мышцу рта, отрабатывать движение мышц вперед, вырабатывать умение плотно сжимать губы, вырабатывать подвижность языка, удерживать напряженным язык в распластанном положении.
      Упражнение 1. «Хоботок – улыбка»
                                 Чтоб понравиться лягушкам
                                 Мы потянем губы к ушкам.
                                 Чтоб понравиться слону,
                                 Губы хоботом тяну.
      Упражнение 2. «Ниточка»
                                  Губы плотно я сожму
                                  Словно ниточку возьму.
       Упражнение 3. «Щетка»
                                   Чистим зубы, чистим зубы
                                   И снаружи, и внутри
                                   Не болели, чтоб они.
      Упражнение 4. «Лопатка»
                                  Язык лопаткой положи
                                  И под счет его держи:
                                  Раз, два, три, четыре, пять
                                  Язык надо расслаблять.
4. Актуализация знаний
-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных звуков?  (и, е, я)
а) Чтение слов, выделение слогов с мягкими согласными
                витамин                     мимика                пикник
                север                          перемена             ветерок
                пламя                         коляска                рябина     
б) Чтение текста
«Логопедический букварь» с. 86 «На прогулке» (повторение)
5. Постановка темы и целей урока
-Познакомимся с новой буквой, обозначающей мягкость согласных звуков и с её особенностью.
6.  Работа по теме урока
а) Слого-звуковой анализ слов «мел – мель», «угол – уголь».
           м   е    л                                        м    е    л    ь      
-Чем отличаются эти схемы?
-Давайте поставим буквы под схемы.
-Что нужно сделать, чтобы во втором случае произносить мягко звук? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука.)
-Вот для этого и служит буква – помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, звука не обозначает, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные звуки произносятся мягко.
б) Знакомство с новой буквой.
                            Буква Р перевернулась –
                            Мягким знаком обернулась.
                                                        В. Степанов
                            Нарисуем мягкий знак
                            Нежно, капелькой, вот так.
                            Букву капелька смягчит,
                            Слово мягко зазвучит.
                                                         А. Шибаев
Письмо печатной буквы Ь знак в тетрадях для печатания.
в) Чтение с доски.
    ль    пь     вь    ть     мь     рь     гь     нь    сь   зь    бь   фь   дь   кь
   
          день      конь      пять        рыть             зорька          деньги
          тень      рысь      семь       ныть             полька          больно
          пень     лось       есть        шить             коньки         хорьки
-Уточним количество букв и звуков в словах.
-Какую работу выполняет Ь знак в словах? В чем особенность этой буквы?
7.Физминутка
а) упражнения на профилактику зрения
б) упражнения на расслабление мышц туловища
8. Работа по теме урока (продолжение).
а) Игра «Много – один»
    гуси – гусь       голуби – голубь       звери – зверь
    роли – роль      кони – конь              двери – дверь
б) Игра «Доскажи словечко»
    Чтение предложений с доски.
    Окунь и карась – (рыбы).                       Морковь и фасоль – (овощи).
    Рысь и медведь – (звери).                       Ноль и восемь – (цифры).
    Снегирь и гусь – (птицы).                      Тюльпан и колокольчик – (цветы).
    Тополь и ель – (деревья).                        Пальто и шаль – (одежда).
    Ольга и Игорь – (имена).                        Метель и дождь – (явления природы).
в) Работа с текстом «Где живут лоси?»
  «Логопедический букварь» с.92
• Чтение хором
       - Сколько в тексте предложений?
• Чтение цепью
       - Сколько в тексте слов с Ь знаком?
• Выборочное чтение
       - Где живут лоси?
       - Чем питаются лоси?
       - Как ребята помогали лосям?
       - Чему учит нас рассказ?
9. Итог урока
- С какой новой буквой познакомились?
- Чему учились на уроке?
 
 
 
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
                        
        
	
    
                                    
                                    
                                    
                                    