~~ Тема. Буква Ь – показатель мягкости согласных
Цели:
1. Формировать навыки чтения слов с мягким знаком – показателем мягкости согласных, добиваться осознания детьми того, что Ь знак не обозначает звука.
2. Развивать фонематический слух, память, внимание, мышление, умение работать с текстом.
3. Формировать познавательный интерес, положительную мотивацию к учению.
Оборудование:
Учебник «Логопедический букварь», карточки с буквами, карточки со схемами, карточки для обозначения гласных и согласных звуков.
Сценарий урока
1. Орг.момент
Снова прозвенел звонок,
Он позвал нас на урок.
Вы друг другу улыбнитесь
И тихонечко садитесь.
2. Самомассаж
Цель: расслабление мышц речевого аппарата, улучшение притока крови.
Подушечками указательных пальцев круговыми движениями массируем:
• височные впадины,
• точку между бровями,
• «рисуем» дуги над бровями,
• точки на смыкании челюстей,
• кончики и мочки ушей.
3. Логопедическая зарядка
Цель: укреплять круговую мышцу рта, отрабатывать движение мышц вперед, вырабатывать умение плотно сжимать губы, вырабатывать подвижность языка, удерживать напряженным язык в распластанном положении.
Упражнение 1. «Хоботок – улыбка»
Чтоб понравиться лягушкам
Мы потянем губы к ушкам.
Чтоб понравиться слону,
Губы хоботом тяну.
Упражнение 2. «Ниточка»
Губы плотно я сожму
Словно ниточку возьму.
Упражнение 3. «Щетка»
Чистим зубы, чистим зубы
И снаружи, и внутри
Не болели, чтоб они.
Упражнение 4. «Лопатка»
Язык лопаткой положи
И под счет его держи:
Раз, два, три, четыре, пять
Язык надо расслаблять.
4. Актуализация знаний
-Какие гласные буквы указывают на мягкость согласных звуков? (и, е, я)
а) Чтение слов, выделение слогов с мягкими согласными
витамин мимика пикник
север перемена ветерок
пламя коляска рябина
б) Чтение текста
«Логопедический букварь» с. 86 «На прогулке» (повторение)
5. Постановка темы и целей урока
-Познакомимся с новой буквой, обозначающей мягкость согласных звуков и с её особенностью.
6. Работа по теме урока
а) Слого-звуковой анализ слов «мел – мель», «угол – уголь».
м е л м е л ь
-Чем отличаются эти схемы?
-Давайте поставим буквы под схемы.
-Что нужно сделать, чтобы во втором случае произносить мягко звук? (поставить знак, букву, которая указывает на мягкость согласного звука.)
-Вот для этого и служит буква – помощница, которая сама разговаривать не умеет, не читается никак, звука не обозначает, но помогает всем согласным буквам, которые в ней нуждаются. Вместе с ней согласные звуки произносятся мягко.
б) Знакомство с новой буквой.
Буква Р перевернулась –
Мягким знаком обернулась.
В. Степанов
Нарисуем мягкий знак
Нежно, капелькой, вот так.
Букву капелька смягчит,
Слово мягко зазвучит.
А. Шибаев
Письмо печатной буквы Ь знак в тетрадях для печатания.
в) Чтение с доски.
ль пь вь ть мь рь гь нь сь зь бь фь дь кь
день конь пять рыть зорька деньги
тень рысь семь ныть полька больно
пень лось есть шить коньки хорьки
-Уточним количество букв и звуков в словах.
-Какую работу выполняет Ь знак в словах? В чем особенность этой буквы?
7.Физминутка
а) упражнения на профилактику зрения
б) упражнения на расслабление мышц туловища
8. Работа по теме урока (продолжение).
а) Игра «Много – один»
гуси – гусь голуби – голубь звери – зверь
роли – роль кони – конь двери – дверь
б) Игра «Доскажи словечко»
Чтение предложений с доски.
Окунь и карась – (рыбы). Морковь и фасоль – (овощи).
Рысь и медведь – (звери). Ноль и восемь – (цифры).
Снегирь и гусь – (птицы). Тюльпан и колокольчик – (цветы).
Тополь и ель – (деревья). Пальто и шаль – (одежда).
Ольга и Игорь – (имена). Метель и дождь – (явления природы).
в) Работа с текстом «Где живут лоси?»
«Логопедический букварь» с.92
• Чтение хором
- Сколько в тексте предложений?
• Чтение цепью
- Сколько в тексте слов с Ь знаком?
• Выборочное чтение
- Где живут лоси?
- Чем питаются лоси?
- Как ребята помогали лосям?
- Чему учит нас рассказ?
9. Итог урока
- С какой новой буквой познакомились?
- Чему учились на уроке?