Конспект открытого урока по предмету ОРКСЭ в 4 классе. В разработке урока весь матнриал нацелен на воспитание нравственных качеств у обучающихся, на развитие товарищества, взаимопомощи, на воспитание внимательного уважения к людям.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Конспект урока по предмету «Основы православной культуры»
4 класс
Учитель Светлова Татьяна Валентиновна
МБОУ «Средняя школа №7»
г.Кольчугино Владимирской области
Цель: формирование нравственных качеств у обучающихся.
Задачи:
1. Развивать у детей чувство товарищества, взаимопомощи,.
2. Воспитывать вежливость, внимательность, уважение к людям.
Ход урока
Учитель. Сегодня мы с вами поговорим о качестве, без которого человек не может называться человеком.
Ученик.
Слово это серьезное,
Главное, важное,
То, что значит оно,
Очень нужно для каждого.
В нем забота и ласка,
Тепло и любовь.
В нем стремленье
На помощь прийти вновь и вновь.
Это качество
В сердце у многих живет
И о боли других
Позабыть не дает.
И оно поважней,
Чем лица красота.
Догадались, что это?
Сердец доброта!
Учитель. О каком качестве пойдет речь? (Доброта). Да, сегодня мы будем говорить о доброте. Почему-то в наше время доброта не очень ценится, люди стесняются быть добрыми.Неужели современному человеку не нужны сочувствие, сопереживание, внимание, доброжелательность? Доброта… Добро… Что же это такое?
Прочитаем два высказывания.
Ученики. (Читают высказывания).
1. «Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение к людям; всё положительное, хорошее, полезное». (Л. Толстой).
2. «Доброта – вещь удивительная. Она сближает, как ничто другое. Доброта избавляет нас от одиночества, душевных ран и непрошеных обид». (В. Розов).
Учитель. Это человеческое качество высоко ценилось во все времена. Вспомним пословицы и поговорки о доброте.
(Ученики называют пословицы и поговорки, которые они подобрали заранее. Некоторые пословицы представлены на слайде презентации. По ходу урока обучающиеся находят нужные пословицы, объясняют их смысл.)
Спеши делать добро.
Без добрых дел нет доброго имени.
Жизнь дана на добрые дела
Доброе слово дом построит, злое слово дом разрушит.
От добра добра не ищут.
Доброе слово – половина счастья.
Худо тому, кто добра не делает никому.
Доброе дело дороже богатства.
Красоту уносят годы, доброту не унесут.
Учитель. А как много слов образовано от слова добро!
(На слайде изображен «цветок доброты». Ученики рассматривают цветок, знакомятся с высказыванием А. Грина, которое оформлено в виде эпиграфа: «Доброта – солнечный свет, под которым распускается цветок добродетели»).
Учитель. Беседа по вопросам. Вспомним о волшебном цветке из сказки В. Катаева «Цветик-семицветик».
– Кому и как помогла девочка?
– Куда бы вы потратили лепестки волшебного цветка? (Ответы детей.)
– Как вы думаете, легко ли быть по-настоящему добрым?
Действительно, научиться по-настоящему быть добрым трудно. Путь к доброте нелегкий, на нем человека ожидают взлеты и падения, зло и добро. У каждого человека, большого и маленького, свой путь к доброте.
Ученица. Девочка поет песню «Доброта» (сл. Тулуповой, муз. И. Лученка):
Ученики. ( Называют пословицу и объясняют ее смысл).
«Красоту уносят годы, доброту не унесут».
Учитель.
– Как вы думаете, можно ли заставить человека быть добрым?
– Можно ли стать добрым на время?
Достается недешево
Счастье трудных дорог.
Что ты сделал хорошего,
Чем ты людям помог?
Этой мерой измеряются
Все земные труды,
Может, вырастил деревце
Иль очистил пруды?
Может, строишь ракету?
Гидростанцию? Дом?
Согреваешь планету
Своим мирным трудом?
Иль под снежной пороше
Жизнь спасаешь кому?
Делать людям хорошее –
Хорошеть самому. (Л. Татьяничева)
Учитель.
– Какие пословицы можно отнести к этому стихотворению?
(Добрые дела красят человек», жизнь дана на добрые дела и др.)
– Как вы понимаете смысл этих слов? (Ответы детей.)
Ученики. Надо стремиться всегда и во всем быть полезным людям.
Не стой в стороне равнодушно,
Когда у кого-то беда.
Рвануться на выручку нужно
В любую минуту, всегда.
И если когда-то кому-то
Поможет улыбка твоя,
Ты счастлив, что день
Не напрасно был прожит,
Что годы живешь ты не зря!
Работа по группам.
Учитель. Сейчас вам необходимо прочитать отрывки из рассказов. – Проанализируйте эти ситуации и дайте ответы на вопросы:
_ Почему совершались добрые дела?
– Как бы вы поступили на месте мальчиков?
– Какие пословицы можно отнести к этим рассказам?
– Где и как вы проявляете доброту?
1. Ученик, возвращаясь из школы, увидел, как старушка, поставив на скамейку тяжёлый пакет, не могла отдышаться. Он подошел к ней и предложил свои услуги. Помог донести груз, хотя это и было ему не по пути.
В следующий раз, торопясь в школу, он увидел на перекрестке старика, который никак не решался перейти улицу. Мальчик подошел к нему, взял за руку и перевел на другую сторону улицы. Только старик собрался поблагодарить его, как мальчика возле него не оказалось.
2. Когда старушка-соседка попросила мальчика купить ей в магазине молоко, он согласился, но заявил, что за это она должна его отблагодарить.
Ответы детей.
Добрый человек – это тот, кто любит людей, помогает им.
Будьте добры ко всем окружающим людям!
Учитель. А. П. Чехов, обращаясь к молодым ,писал:
«Пока молоды , сильны и бодры, не уставайте делать добро!»
Ученик.
Добрые сердца – это сады,
Добрые слова – это корни,
Добрые мысли – цветы,
Добрые дела – плоды.
Учитель. Давайте вернемся к нашему «цветку доброты».
– Какими же качествами, по вашему мнению, должен обладать человек, про которого можно сказать, что он добрый?
(Школьники выходят на сцену с цветами , которые они приготовили заранее. В центре цветка написаны слова, обозначающие качества доброго человека. Это задание они готовили дома. Звучит «Вальс цветов» П. И Чайковского. Дети танцуют. Затем прикрепляют свои цветы рядом с «цветком доброты».) Танец.
Ученица. Какая чудесная получилась цветочная поляна! Цветы на ней обозначают необходимые человеку качества: это милосердие, сострадание, бескорыстие, благодарность, уважение, нежность и скромность.
Учитель. Мы с вами коллективно в командах выполнили древо желаний и солнце с лучами- пожеланиями другу. Какое чудесное дерево получилось! Листья у него волшебные. Ласковое солнце всем дарит радость, тепло.
Учитель. Заботьтесь о своем саде, не позволяйте ему зарастать сорняками, наполняйте его солнечным светом, добрыми словами и делами! Спешите делать добро! Наш необычный урок мы закончим песней.
Песня «Дорогою добра» (сл. Ю. Энтина , муз. Минкова ).