kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Авторская работа "Пушкиноведение"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Авторская программа  "Пушкиноведение " составлена для учащихся 9 класса казахской школы. В казахской школе на изучение русской литературы отводится 1 учебный час. Этого недостаточно для изучения творчества русских классиков. Поэтому я составила программу для более глубокого изучения творчества великого поэта. 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Авторская работа "Пушкиноведение" »

Авторская программа.

Тема: «Пушкиноведение».

Составлена для 9класса казахской школы.

Составитель: Махамбетова Р.Ш. Учитель русского языка и литературы Амангельдинской средней школы Коргалжынского района Акмолинской области.

Гигант Пушкин – величайшая

гордость наша и самое полное выражение

духовных сил России…

М. Горький.



Пушкиноведение.

Пояснительная записка.


Уже более двухсот лет мы изучаем и не перестаём удивляться созвучию стихов А. С. Пушкина. Мы приникаем к родникам его творчества, которое остаётся неисчерпаемым, открываем для себя своего Пушкина. И сегодня он так же современен, нужен нам. Сама жизнь великого поэта, благородство, мужество – ценный нравственный урок


Программа учебно-образовательного курса « Пушкиноведение» рассчитана на учеников девятого класса казахской школы. По учебной программе, утверждённой Министерством Образования РК, на изучение русской литературы отводится 1 час в неделю. Программа разработана для более широкого и системно – организованного знакомства девятиклассников с жизнью и творчеством поэта.

Интегрированный курс основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, традиций и новаторства, преемственности, учёта возрастных особенностей, интеграции основного и дополнительного образования.


Через весь курс «Пушкиноведения» проходят темы:

«Детство А.С. Пушкина»;

«Родные и близкие поэта»;

«Творчество А. С. Пушкина»;

«А. С. Пушкин в искусстве»

Программа каждой части курса включает в себя изучение творчества и знакомство с фактами биографии А. С. Пушкина.

Цель программы «Пушкиноведение»

1. Развитие личности гражданина, способного к культурному самоопределению, к духовно – нравственной самореализации через ценности пушкинского творческого наследия.

2. Способствовать духовно – нравственному и эстетическому обогащению посредством изучения творчества А. С. Пушкина.

Задачи:

воспитание уважения к русской литературе;

· воспитание интереса к творчеству А. С. Пушкина;

· воспитание художественного и литературного вкуса;

· воспитание литературно – творческой активности.


Ожидаемые конечные результаты реализации программы:

-Создание организационно-управленческой модели реализации программы «Наш Пушкин»;

- Наличие регионального компонента содержания обучения и воспитания;

- Реализация мероприятий по пушкинской тематике;

-Помощь в организации, подготовке и проведении пушкинских мероприятий;


Актуальность программы «Пушкиноведение»:

Так же как Абай является создателем казахского литературного языка, мы говорим о Пушкине, который на основе синтеза создал русский литературный язык, на котором мы говорим и сейчас.

Культурное наследие А.С.Пушкина так же как и Абая Кунанбаева - благодатный источник патриотического, духовно-нравственного воспитания юных граждан Казахстана.

9 класс.

Личностными результатами изучения предмета «Русская литература» являются следующие умения и качества:

· эмоциональность; умение осознавать и определять свои эмоции;

·  умение осознавать и определять эмоции других людей; сочувствовать другим людям, сопереживать;

· чувство прекрасного – умение воспринимать красоту природы, бережно относиться ко всему живому; чувствовать красоту художественного слова, стремиться к совершенствованию собственной речи;

· любовь и уважение к Родине, его языку, культуре, истории;

· понимание ценности семьи, чувства уважения, благодарности, ответственности по отношению к своим близким;

· интерес к чтению, к ведению диалога с автором текста; потребность в чтении;

· наличие собственных читательских приоритетов и уважительное отношение к предпочтениям других людей;

· ориентация в нравственном содержании и смысле поступков – своих и окружающих людей;

· этические чувства – совести, вины, стыда – как регуляторы морального поведения.

Средством достижения этих результатов служат тексты литературных произведений, вопросы и задания к ним, авторские тексты – диалоги постоянно действующих героев; технология продуктивного чтения.

Метапредметными результатами изучения курса «Русская литература» являются умения:

· самостоятельно формулировать тему и цели урока;

· работать по плану, сверяя свои действия с целью, корректировать свою деятельность;

· в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы и работы других в соответствии с этими критериями.

Средством формирования умений служит технология продуктивного чтения и технология оценивания образовательных достижений (учебных успехов).

Познавательные умения:

· пользоваться разными видами чтения: изучающим, просмотровым, ознакомительным;

· извлекать информацию, представленную в разных формах (сплошной текст; несплошной текст – иллюстрация, таблица, схема);

· пользоваться словарями, справочниками;

· осуществлять анализ и синтез;

· устанавливать причинно-следственные связи;

· строить рассуждения;

Средством развития познавательных умений служат тексты учебника и его методический аппарат; технология продуктивного чтения.

Коммуникативные умения:

· оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации;

· адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть монологической и диалогической формами речи.

· высказывать и обосновывать свою точку зрения;

· слушать и слышать других, пытаться принимать иную точку зрения, быть готовым корректировать свою точку зрения;

· договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности;

· задавать вопросы.

Предметными результатами изучения курса «Литературное чтение» является сформированность следующих умений:

· воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

· осознанно, правильно, выразительно читать вслух;

· самостоятельно читать про себя незнакомый текст, проводить словарную работу;

· делить текст на части, составлять простой план;

· самостоятельно формулировать главную мысль текста;

· находить в тексте материал для характеристики героя;

· подробно и выборочно пересказывать текст;

· составлять рассказ-характеристику героя;

· составлять устные и письменные описания;

· по ходу чтения представлять картины, устно выражать (рисовать) то, что представили;

· высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему);

· относить произведения к жанрам рассказа, повести, пьесы по определённым признакам;

· различать в прозаическом произведении героев, рассказчика и автора;

· видеть в художественном тексте сравнения, эпитеты, олицетворения;

· соотносить автора, название и героев прочитанных произведений.

Конечные результаты, предполагаемые после освоения программы

Девятиклассники должны уметь рассказывать о семье А. С. Пушкина, об особенностях воспитания, о его друзьях – лицеистах, парках Пушкинских гор; должны знать сказки А. С. Пушкина, уметь выразительно их читать, инсценировать, должны уметь находить в библиотеке и выразительно читать стихотворения поэта, должны уметь создавать иллюстрации к сказкам и стихотворениям А. С. Пушкина.

На реализацию программы отводится 1 час в неделю,34 часа за год

Литература:

1.А. С. Пушкин. Избранное. – М., «Просвещение». 1983.

2.А.С.Пушкин. Драматические произведения. Проза.-М. «Художественная литература».1980.

3.Друзья Пушкина :переписка, воспоминания, дневники/составит., биограф. очерки и примеч. В.В.Кунина: в 2 т.-М.,1984.

4.Зуева Т.В.Сказки А.С.Пушкина: книга для учителя.-М., 1989.

5.Приют, сияньем муз одетый. – М., 1988.

6.Пущин И. И. Записки о Пушкине. Письма. – М., 1979.

7.Сказки А. С. Пушкина.


Тематическое планирование

9 класс

п\п

Тема урока



Семья А.С. Пушкина - 8 часов


1.


Семья А.С. Пушкина



2.


Любящие, преданные и духовно близкие Александру люди



3.


Духовное родство в семье



4.


Бабушка М.А. Ганнибал – «очень умная, дельная и рассудительная женщина… Была его первой наставницей в русском языке»



5.


Дядя В.Л. Пушкин – «хорошо образованный», «остроумный», «находчивый», один из первых наставников и литературных занятиях



6.


Арина Родионовна



7.


Слуга Н.Т. Козлов – преданный и верный слуга, «не покидал его до самой могилы»



8.


Мои близкие люди



Друзья А.С. Пушкина, друзья – соседи – 8 часов


9.


Старшие – наставники, учителя



10.


Н.М. Карамзин – писатель, друг семьи Пушкиных, автор «Истории государства Российского»



11.


В.А.Жуковский – великий русский поэт и близкий друг А.С. Пушкина



12.


П.А.Вяземский – поэт, критик и близкий друг А.С.Пушкина



13.


П.А.Осипова – «как мать, любила его», «она была в курсе литературных, хозяйственных и семейных дел»



14.


А. Вульф – Пушкин доверял ему свои сокровенные мысли – побег из России, взгляды на царскую цензуру. А.Н. Вульф – прототип Татьяны из «Евгения Онегина»



15


Е.В. Вревская – «воздушная Евпраксия», душа «тригорского сообщества», «играла арии Россини, мастерски варила жжёнку» и была инициатором праздников



16.


А.И. Беклешева – отличалась «воображением и пылкостью чувств»



Природа в лирике А.С. Пушкина – 8часов


17.


«…Петербург прихожая, Москва девичья, деревня же наш кабинет»



18.


«Пушкин открыл русский простой пейзаж» Д.С. Лихачёв



19-21.


Характер (настроение) русской природы: изменчивость, щедрость, отзывчивость, свобода, вольность



22.


Поэтическое вдохновение



23-24.


Взаимосвязь настроения (судеб) героя и природы в произведениях А.С. Пушкина



Народные традиции в пушкинских сказках – 8 часов


25-26.


«Пушкинская сказка – прямая наследница сказки народной»



27-28.


Нянины сказки



29-30.


Народные сказки (А.Н.Афанасьев): «Репка», «Теремок», «Батрак», «Морозко», «Волшебное зеркальце»



31-32.


Народные традиции: нравственная основа, построение, последовательность, простота изобразительных образов



Путешествие к Пушкину


33.


Экскурсия по памятным местам Пушкина. Классный час с использованием ИКТ.



34.


Урок-семинар по творчеству А. С. Пушкина.












Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Планирование

Целевая аудитория: 9 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Авторская работа "Пушкиноведение"

Автор: Махамбетова Райхан Шакировна

Дата: 23.01.2015

Номер свидетельства: 159985


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства