kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Исследовательская работа: «Каравон»: прошлое, настоящее, будущее» (авторская работа, посвященная Году культуры в России)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Содержание

Введение.

Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследуемой проблемой.

           1.1.Культурное наследие

           1.2. Фольклор – народное творчество

           1.3. Народный праздник

           1.4. Музыкальный фольклор

Выводы по главе 1.

Глава 2. Народный праздник «Каравон» как неповторимый и самобытный праздник  русского народа.

           2.1. Родина «Каравона»

           2.2. Возрождение Каравона

           2.3. Праздник «Каравон» - песен звон    

           2.4. Будущее «Каравона»

           Выводы по главе 2.

Заключение

Введение

В современном российском обществе поднимается проблема формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурного наследия народов России. Я предполагаю, что разрешению данной проблемы могут способствовать народные праздники, так как в народном празднестве люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Долгая история существования народных праздников доказывает его жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования. Праздники имеют столь же продолжительную историю, как и сама культура.

Актуальность исследования объясняется тем, что большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена. Мы считаем, что народные праздники помогут восстановить «вырубленные корни», уходящие в глубину веков.

Предмет исследования – русский народный праздник «Каравон», проводимый в селе Никольское Лаишевского района РТ.

Цель исследовательской работы – изучение истории возрождения народного праздника русского фольклора «Каравон».

Задачи:

-  изучить литературу по теме исследования;

- изучить и проанализировать историю возрождения народного праздника русской песни «Каравон»;

-  выявить отношение участников фольклорных ансамблей  и гостей села Никольское к народному  празднику русской песни «Каравон».

Гипотеза исследования – русский фольклорный праздник «Каравон» способствует развитию традиционной культуры на основе духовного возрождения, приобщения к истокам русских фольклорных, праздничных традиций и обычаев.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

-  изучение и анализ литературы по теме исследования;

- анализ и обобщение материала по истории возрождения народного праздника русского фольклора «Каравон»;

- беседы с руководителями  и  участниками фольклорных ансамблей, гостями праздника;

-  обработка результатов исследования.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в популяризации фольклорного движения, а также пополнят творческие лаборатории молодежных фольклорных ансамблей.

В работе использованы литературные источники. Книга Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси» знакомит с народными обычаями, традициями христианской Руси»; И.Шангина в книге «Русские праздники. От святок до святок» в увлекательной и доступной форме повествует о праздниках православного и народного календаря; Ф.С.Капицав монографии «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы»  рассуждает о  сохранившихся до наших дней ритуалах  и таинствах  с учетом последних достижений фольклористики и этнографии; книга Н.Г.Михайловой «Народная культура в современных условиях» рассказывает о том, как элементы традиционной культуры разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство российского общества.

 

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Исследовательская работа: «Каравон»: прошлое, настоящее, будущее» (авторская работа, посвященная Году культуры в России) »

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Никольская средняя общеобразовательная школа»

Лаишевского муниципального района Республики Татарстан













Исследовательская работа:

«Каравон»: прошлое, настоящее, будущее»

(авторская работа, посвященная Году культуры в России)















Выполнила:

Волкова Алиса Сергеевна,

ученица 11 класса

МБОУ «Никольская СОШ»

Руководитель:

Макарова Светлана Семеновна,

учитель русского языка и литературы







2014

Содержание

Введение.

Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследуемой проблемой.

1.1.Культурное наследие

1.2. Фольклор – народное творчество

1.3. Народный праздник

1.4. Музыкальный фольклор

Выводы по главе 1.

Глава 2. Народный праздник «Каравон» как неповторимый и самобытный праздник русского народа.

2.1. Родина «Каравона»

2.2. Возрождение Каравона

2.3. Праздник «Каравон» - песен звон

2.4. Будущее «Каравона»

Выводы по главе 2.

Заключение































Введение

В современном российском обществе поднимается проблема формирования духовного мира человека третьего тысячелетия, возрождения и расцвета культурного наследия народов России. Я предполагаю, что разрешению данной проблемы могут способствовать народные праздники, так как в народном празднестве люди полнее ощущают себя как единое целое, как нацию, как народ. Долгая история существования народных праздников доказывает его жизнестойкость и требует дальнейшего многогранного осмысления и исследования. Праздники имеют столь же продолжительную историю, как и сама культура.

Актуальность исследования объясняется тем, что большая часть духовного наследия и предметов народной праздничной культуры оказалась утрачена. Мы считаем, что народные праздники помогут восстановить «вырубленные корни», уходящие в глубину веков.

Предмет исследования – русский народный праздник «Каравон», проводимый в селе Никольское Лаишевского района РТ.

Цель исследовательской работы – изучение истории возрождения народного праздника русского фольклора «Каравон».

Задачи:

- изучить литературу по теме исследования;

- изучить и проанализировать историю возрождения народного праздника русской песни «Каравон»;

- выявить отношение участников фольклорных ансамблей и гостей села Никольское к народному празднику русской песни «Каравон».

Гипотеза исследования – русский фольклорный праздник «Каравон» способствует развитию традиционной культуры на основе духовного возрождения, приобщения к истокам русских фольклорных, праздничных традиций и обычаев.

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы применялись следующие методы исследования:

- изучение и анализ литературы по теме исследования;

- анализ и обобщение материала по истории возрождения народного праздника русского фольклора «Каравон»;

- беседы с руководителями и участниками фольклорных ансамблей, гостями праздника;

- обработка результатов исследования.

Практическая значимость проведенного исследования состоит в том, что полученные результаты помогут в популяризации фольклорного движения, а также пополнят творческие лаборатории молодежных фольклорных ансамблей.

В работе использованы литературные источники. Книга Э.О.Бондаренко «Праздники христианской Руси» знакомит с народными обычаями, традициями христианской Руси»; И.Шангина в книге «Русские праздники. От святок до святок» в увлекательной и доступной форме повествует о праздниках православного и народного календаря; Ф.С.Капицав монографии «Славянские традиционные верования, праздники и ритуалы» рассуждает о сохранившихся до наших дней ритуалах и таинствах с учетом последних достижений фольклористики и этнографии; книга Н.Г.Михайловой «Народная культура в современных условиях» рассказывает о том, как элементы традиционной культуры разных исторических эпох и народов вписываются в современное культурное пространство российского общества.

Глава 1. Характеристика основных понятий, связанных с исследуемой проблемой.

1.1.Культурное наследие

Культурное наследие есть часть материальной и духовной культуры, созданная прошлыми поколениями, выдержавшая испытание временем и передающаяся следующим поколениям как нечто ценное и почитаемое. Культурное наследие – это, прежде всего, духовное богатство, это процессы, виды деятельности в материальной и духовной сферах общества, это общественные отношения людей, созданные ими и передаваемые в виде норм, традиций, ритуалов следующим поколениям. Далеко не все из того, что создано руками и умом человека, удостаивается этого имени. Культурное наследие становится фактором сплочения людей, нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности. Общее культурное достояние современной цивилизации покоится на богатстве, многообразии многочисленных культур, характеризующих отдельные народы.

1.2. Фольклор – народное творчество

Фольклор - художественное народное искусство, художественная творческая деятельность трудового народа, созданные народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно-прикладное искусство. В коллективном художественном творчестве народ отражает свою трудовую деятельность, общественный и бытовой уклад, знание жизни и природы, культы и верования. Характерно для всех видов фольклора, что создатели произведения являются одновременно его исполнителями.

Термин «фольклор» пришел к нам из староанглийского языка и переводится как «народная мудрость». Именно так, уважительно и даже возвышенно, принято сейчас во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество. Название это справедливо. Народная поэзия, тесно связанная с музыкой своей ритмичностью, музыкальностью и характером, является основой музыкального фольклора.

1.3. Народный праздник

Интерес к народному творчеству, в том числе и к праздникам наших предков, возник в связи с изменениями социального строя в нашей стране, т.к. многое было утрачено.

Праздники в русской деревне прошлого составляли важную сторону общественной и семейной жизни. Крестьяне даже говорили: «Мы целый год трудимся для праздника».

Праздник – время отдыха, веселья, радости, ощущения полноты жизни, время, когда люди осознавали себя частью единого сообщества. Праздник религиозным сознанием людей воспринимался как нечто священное, противоположное будням - повседневной жизни. Если будни осмыслялись как время, в которое человек должен заниматься мирскими делами, добывая хлеб насущный, то праздник понимался как время слияния с божественным и приобщения к сакральным ценностям общины, ее священной истории. В праздник люди должны достичь особого психофизиологического состояния полноты жизни, мироощущения, богоощущения, а также ощущения внутреннего единения друг с другом. Такое философское осознание праздника на бытовом уровне закреплялось в целом ряде правил, которые должен был усвоить человек русского традиционного общества. Праздник предполагал также полную свободу от всякой работы. В этот день запрещалось выполнять всю повседневную крестьянскую работу. Праздник обязывал людей нарядно одеваться, для разговора выбирать темы приятные, радостные, иначе вести себя: быть веселым, приветливым, гостеприимным. Характерной чертой праздника было многолюдье. Тихое в будни село заполнялось зваными и незваными гостями.Праздник воспринимался как день преображения деревни, дома, человека.

В русской деревне все праздники включались в единую многоступенчатую последовательность. Они справлялись из года в год, из века в век в определенном порядке, установленном традицией.

1.4. Музыкальный фольклор

Народная музыка – музыкальный фольклор, вокальное (преимущественно песенное), инструментальное и вокально-инструментальное коллективное творчество народа, бытует в неписьменной форме и передается благодаря исполнительским традициям. Истоки народной музыки уходят в доисторическое прошлое. Основные виды музыкального фольклора – песни, эпические сказания (например, русские частушки), инструментальные пьесы и наигрыши (сигналы, танцы).

Музыкальный фольклор – это не только народная мудрость. Это еще и проявление души народа. Нельзя спутать русскую песню с грузинской, украинской, потому что каждая из них – порождение всей жизни народа, его истории, его быта. Песни бывают разные: колыбельные, детские прибаутки, считалки, дразнилки, свадебные песни, песни протяжные, лирические, рассказывающие о женской доле, былины, повествующие о подвигах древних богатырей. В песнях, как в своеобразной народной энциклопедии, рассказана вся жизнь человеческая, то есть жанровое содержание русской народной песни многообразно. Народные песни поются «белым» звуком, народ не обучался специально звукоизвлечению, пели, как могли, чем громче, тем лучше. В фольклоре больше крика.

Народная песня существует во множестве вариантов, постепенно видоизменяясь. Сегодня традиция народных песен обрела новую среду обитания. Из рамок семейных будней или праздников она переместилась на сцену и стала частью народного искусства.

Выводы по главе 1.

1. Культурное наследие становится фактором сплочения людей, нации, средством объединения в периоды кризисов и нестабильности.

2. Народная мудрость - именно так, уважительно и даже возвышенно, принято сейчас во всем мире называть устное музыкальное и литературное народное творчество.

3. Музыкальный фольклор – это проявление души народа, порождение всей жизни народа, его истории, его быта.

4. Музыка сопровождала всю трудовую деятельность и семейную жизнь крестьянина. Жанровое богатство народной музыки результат разнообразия её жизненных функций.

Глава 2. Народный праздник «Каравон» как неповторимый и самобытный праздник русского народа.

2.1. Родина «Каравона»

Каравон – это традиционный фестиваль русской культуры, который ежегодно проходит в 20-ых числах мая. Местом проведения стало село Никольское Лаишевского района Татарстана (около 30 километров от Казани по Оренбургскому тракту).

До 30-х годов XVI в. на месте села Никольское была татарская деревня. Появившаяся тогда моровая язва, из-за которой поголовно погибал скот, вынудила местных жителей сжечь деревню и уйти с насиженных мест. Сохранилось предание, что в озеро, находящееся в центре села, кинула на прощание молодая татарка расческу и гребень, и оно заросло травой. В 1879 г. это озеро, называвшееся Попово, расчистили и там нашли татарскую посуду: медный кумган, поднос, чашку. А у местных жителей закрепилось другое название озера – Рытое.

Со второй половины XVI в. эту местность заселяют русские переселенцы из центральной России. Земли были пожертвованы местными помещиками в пользу построенной приходской Никольской церкви. Это было единственное на территории Татарстана селение, приписанное к сельскому храму. Первоначально поселение сохранило старинное название – Караево, что, по мнению исследователя И. Износкова, означает «черносошные пахотные крестьяне». Это название упоминается в летописи и писцовой книге Казанского уезда 1566 г.

В 1734 г. в Караево после постройки в очередной раз деревянной церкви был образован свой приход, и название села поменялось. Никольское разрасталось и к 1848 г. на средства прихожан был построен один из лучших в округе храмов. Главный престол во имя Николая Чудотворца.

В 1889 г. был рассмотрен и одобрен Строительным отделом Казанской губернии проект каменной часовни, которая вскоре была построена «в память события возлюбленного нашего Монарха Государя Императора, супруги Его и Всего Августейшего семейства от грозящей им опасности на Курско-Харьковской-Азовской железной дороге в 17-й день октября 1888 г. от верноподданнческих чувств крестьян села Никольское». А спустя 100 лет исторический памятник, образец архитектуры классицизма, был использован под склад химических удобрений, а кресты и колокола с церкви сбросили, разбили на части и увезли в Казань.

Начавшаяся колхозная жизнь была непростой, как и везде. Работали практически «за бесплатно». По воспоминаниям многих старожилов жизнь в колхозе становилась хуже: у всех бригадиров была любимая угроза: «В тюрьму посажу». И, действительно, сажали. Поэтому работали через «не могу».

Как и всей стране, тяжело было в селе в годы Великой Отечественной войны. 289 человек не вернулись с фронта. Их могилы – почти на всех фронтах: под Москвой и на Смоленщине, на Украине и в Прибалтике, Восточной Пруссии, Венгрии, Польше, Германии и т.д.

2.2. Возрождение Каравона

Филологи, историки и лингвисты не дают однозначной оценки, что же означает загадочное слово «Каравон». По звучанию оно наиболее близко таким двум понятиям, как каравай и хоровод. По другим версиям само название фестиваля – это фраза, сложившаяся в единое слово: кара - вон. По древним поверьям, земля не любила, когда люди вмешивались в ее жизнь пахотой и севом. И для того, чтобы задобрить ее гнев, а также отвести кару земли вон, и проводились эти обрядовые гуляния, которые непременно заканчивались хороводами, символизирующими у многих народов Европы единение с духамиземли.

И действительно, приурочен Каравон был к празднованию памяти святого Николая Чудотворца – престольному празднику села. А Николин день, 22 мая, - одна из важнейших вех в крестьянском календаре. Именно к этому времени заканчивалась посевная, и в селе Никольское пели и гуляли «артелями», «беседками», а вечером собирались на зеленой лужайке в центре села и играли «каравон». Вставали в круг, брали друг друга за мизинцы и особым «каравонным» («утиным») шагом ходили по кругу (движение в каравоне необычно: по старинной традиции, соединившись мизинцами, все участники одновременное делали маленький шаг правой ногой вперед, приставляя к ней левую, затем правая нога плавно заводилась за левую, а та, в свою очередь, вновь приставлялась к правой, и так до бесконечности), распевая традиционные три песни в строгой последовательности: «Как по морю, морю синему», «При долу-долочке», «Как по речке», которые исполнялись по три раза три дня подряд.

Известный московский фольклорист А.С.Кабанов, дважды побывавший в селе Никольское в 1990 г., утверждал, что эта традиция идет из глубины веков, а в наших краях – с XVI в. Но многовековая традиция была прервана в 1955 г. распоряжением всесильного тогда райкома партии, когда в целях очередной кампании по борьбе с религией, каравон был запрещён. А чуть раньше вновь пострадала церковь. Недалеко на реке Мёша строили местную ГЭС, кирпича не хватало, и разрушили самую высокую колокольню в округе вместе с пристроем.

Шли годы. «Неперспективные» деревни умирали, да и само Никольское постарело. С 1989 г. начались разговоры о восстановлении храма. Этому предшествовало возрождение Каравона: на посиделках в апреле 1988 г. бабушки, бывшие в 1955 г. молодыми девчатами, вспомнили много старинных песен. Постепенно они образовали дружный коллектив из 22 человек, руководителем которого был директор сельского Дома культуры Трусов С.А.. Сначала коллектив назывался «Волжанка», но по совету московского фольклориста А.С.Кабанова сменил название на «Каравон». С 1990 г. он носит это название. А в 1991 году ансамбль «Каравон» получил звание «народный».

Новый импульс в своем развитии ансамбль «Каравон» получил после знакомства с казанскими любителями крестьянского пения – М.Ю.Щегловым и Н.П.Кузьминой. С их помощью ансамбль стал известным и даже популярным у определенного круга зрителей. Но была проблема у ансамбля «Каравон» - научить молодежь своим песням, чтобы многовековая традиция не прервалась.

2.3. Праздник «Каравон» - песен звон

В начале 90-х об ансамбле «Каравон» уже знала вся республика. Приехавшие на встречу с его участниками истинные профессионалы фольклора по достоинству оценили своеобразие самобытного коллектива. Именно в ходе этого общения родилась мысль о проведении в никольский престольный праздник 22-23 мая республиканского праздника русского фольклора под названием «Каравон».Впервые «Каравон» как праздник русской фольклорной песни провели на Троицу в 1988 г. Сначала проводили своими силами, а с 1993 г. праздник приобрел статус Республиканского фольклорного фестиваля, организаторами которого являлись Министерство культуры РТ, Республиканский научно-методический центр народного творчества и культурно-просветительной работы Министерства культуры РТ, Администрация Лаишевского района, Центр русского фольклора, Общество русской культуры г.Казани.

Из воспоминаний участников первого фестиваля: «Народу на первый фестиваль, состоявшийся 23 мая 1993 г., съехалось достаточно. Сначала прямо в ДК отслужили Божественную Литургию, посвященную Николе Чудотворцу. Службу вел главный настоятель Никольского собора Казани отец Иоанн. После службы прямо в фойе из-за холодной погоды начались выступления фольклорных коллективов. Это было удивительное зрелище – нескончаемый поток русских народных песен в исполнении различных по стилю коллективов». Теперь же традиционно праздник русской песни открывается красочным прологом, после которого начинается большая концертная программа, а завершается «Каравон» на Зеленой поляне большим хороводом всех коллективов, свободным общением участников, импровизированными пятачками – частушечными, песенными, игровыми.

Перед началом песенного марафона каждый посетитель фестиваля может побывать в «Городе мастеров» и на «Деревенском подворье» - так называются одни из самых популярных площадок фестиваля, где умельцы представляют продукцию, сделанную своими руками. Это и затейливые, неповторимые вышивки, резьба по дереву. Рядом показывают свое искусство кузнецы, причем настоящие, а не ряженые артисты с кувалдами.

Если в первом Республиканском празднике «Каравон» приняли участие 7 фольклорных коллективов из городов и районов Республики Татарстан, то сейчас он ежегодно собирает до 150 и более этнографических и вокальных ансамблей из районов РТ, республик Поволжья, Пермского края, Омской, Ульяновской областей., а также гостей из ближнего и дальнего зарубежья (Украины, Англии, Америки, Австралии, Германии и т.д.). Частыми гостями фольклорного праздника «Каравон» стали группа «Играй, гармонь!» (2003, 2007, 2009, 2010, 2013 г.г.), а в 2012 г. ансамбль из Санкт-Петербурга «Иван Купала».

С 2003 года Указом Президента Республики Татарстан в целях реализации государственной политики РТ по поддержке центров возрождения и развития традиционной русской культуры «Каравон» стал государственным праздником. С 2007 года праздник получил статус Поволжского фольклорного фестиваля.

В народных гуляньях приняли участие в 2003 г., 2010 г. Президент Республики Татарстан – М.Ш.Шаймиев, в 2004 г., 2006 г. - Председатель Госсовета РТ, председатель Совета Ассамблеи народов Татарстана Ф.Х. Мухаметшин, в 2005 г. – заместитель Премьер-министра, Министр культуры РТ – З.Р.Валеева, 2011г., 2013 г. - Президент Республики Татарстан – Р.М.Минниханов, 2013 г. - депутат Государственной Думы РФ Фатих Сибгатуллин, прокурор РТ Кафиль Амиров. Встречал высоких гостей глава Лаишевского района Михаил Афанасьев. 


2.4. Будущее «Каравона»

Фольклорный праздник «Каравон» вот уже более 20 лет находится в центре пристального внимания всех, кто любит, ценит и понимает русское народное искусство, кто осознает его самобытность и вникает в проблемы сохранности этого ярчайшего пласта культуры. Из интервью с руководителем ансамбля «Каравон» Трусовой С.А. мы узнали о перспективах праздника: в ближайшем будущем, при увеличении потока участников и зрителей, возникает необходимость выхода праздника за пределы села. Председателю Госсовета Ф.М. Мухаметшину был представлен проект «Этнодеревня». Согласно проекту деревню для туристов и гостей возведут рядом с Никольским. По замыслу авторов, в ней будут широко представлены не только элементы русской культуры, но и уклад, традиции других национальностей, проживающих в Татарстане. В 2014 году в центре с.Никольское запланировано строительство парка «Сити- «Каравон».

Выводы по главе 2.

1. Праздник «Каравон» в с.Никольское имеет более чем трехсотлетние исторические корни.

2. Праздник «Каравон» исстари объединял всех жителей села на основе традиций предков.

3. Красочное зрелище «Каравон» собирает гостей из разных сел и городов нашей необъятной Родины, а также ближнего и дальнего зарубежья.

4. «Каравону» быть, процветать, возрождая и сохраняя духовные ценности народов, проживающих на территории Республики Татарстан.

Заключение

Никто не предполагал, что праздник русской песни «Каравон», начавшийся с посиделок в клубе, станет самым известным и популярным мероприятием русской традиционной крестьянской культуры в Республике Татарстан.

М.Ш.Шаймиев так отозвался о празднике «Каравон»: «Это неповторимый, неизвестный более нигде, самобытный праздник, которому суждено было пережить века и лихолетья и возродиться во всей своей первозданной красоте».

Гость из Англии сказал, что «день, проведенный с вами, дал мне больше в плане понимания России, чем месяцы, прожитые в Казани и Москве».

А.Заволокина с грустью говорила: «Песни утихли, но в сердце — то остались! Понимаем — льются они из глубины веков. Крепко, надежно, уверенно, пробуждая бескрайнюю любовь к своей родине, к своей земле!»

В. Клюшина, с.Рождествено Лаишевского р-на РТ отметила: «Такие праздники очень нужны, и не только людям старшего поколения, но и молодежи. Где она еще может постичь всю красоту и глубину старинной русской песни?»

Л.Фуженкова, г. Елабуга восхищалась: «Это не просто праздник русского фольклора, это связь поколений, окно в старину, это наши корни!».

Связь времен особенно чувствуешь, когда сам встаешь в этот неспешный и величавый хоровод и его течение несет тебя по реке нашей Истории. И в ближайшем будущем нам бы хотелось увидеть фестиваль Государственного значения Всероссийского уровня, с участием славянских народов из ближнего зарубежья, что в дальнейшем позволило бы выйти «Каравону» на международную арену.

До встречи на «Каравоне»!!!














Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Литература

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее.
Урок соответствует ФГОС

Автор: Макарова Светлана Семеновна

Дата: 19.06.2014

Номер свидетельства: 107165


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства