kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Анализ слов по составу (морфемный разбор)

Нажмите, чтобы узнать подробности

              Обучающие:

Повторить признаки родственных слов;

проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

              Развивающие:

развивать память и орфографическую зоркость;

развивать умение разбирать слова по составу;

развивать умение образовывать новые слова;

               Воспитывающие:

воспитывать любовь к природе;

воспитывать активность и аккуратность у учащихся.  

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Анализ слов по составу (морфемный разбор)»

Технологическая карта урока.
Анализ слов по составу (морфемный разбор)

ФИО (полностью)

Малова А.Р.

Место работы

МБОУ СОШ №111

Должность

Учитель начальных классов

Предмет

Русский язык


Класс

2

Тема урока в теме

Анализ слов по составу (морфемный разбор)


Базовый учебник

Русский язык 2 класс ( 1 часть)


Цели урока:

  • повторение, обобщение и закрепление полученных знаний по теме «Состав слова», а именно:

  • умение отличать однокоренные слова по двум признакам (смыслу и общей его частью – корню);

  • совершенствование словаря учащихся;

  • обучение подбору родственных слов, образованию новых слов с помощью приставки и суффикса;

  • воспитание зрительного и слухового внимания к слову, различение и понимание лексических оттенков слова;

  • умение работать в коллективе;

  • расширение кругозора детей и развитие умения устанавливать причинно-следственные связи;

  • формирование бережного отношения к природе.


Задачи:

Обучающие:

Повторить признаки родственных слов;

проверить сформированность понятий: состав слова, приставка, суффикс, корень, окончание, основа;

совершенствовать знания об однокоренных словах и значимых частях слова;

Развивающие:

развивать память и орфографическую зоркость;

развивать умение разбирать слова по составу;

развивать умение образовывать новые слова;

Воспитывающие:

воспитывать любовь к природе;

воспитывать активность и аккуратность у учащихся.


Оборудование: компьютер, карточки, презентация.

Тип урока: повторение, систематизация и обобщение материала.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, групповая (в парах)

Методы обучения: объяснительно-иллюстративный метод обучения; репродуктивный метод; словесно-наглядный; проблемно-поисковый (эвристический); самостоятельная работа.

Методические приемы: рассказ учителя, беседа; проблемные вопросы; прием слушания, рассматривания; прием словесного описания; творческие задания; практические упражнения.

Педагогические технологии:

1. Информационно-коммуникационная.

2. Элементы технологии проблемного обучения.

3. Элементы игровой технологии.

4. Технология деятельностного подхода.

5. Элементы дифференцированной технологии.

6. Здоровьесберегающая технология (переход от одного вида деятельности к другому).

СТРУКТУРА И ХОД УРОКА

Этап урока

УУД

Деятельность учителя

Деятельность учеников

I.Самоопределение к деятельности. Психологический настрой.


Регулятивные:

-нацеливание на успешную деятельность.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания, проявлять желание проявлять новое.

Коммуникативные:

- формирование умения слушать и слышать.

- Прозвенел опять звонок.

Начинается урок.

Должно на парте всё лежать:

Дневник, учебник и тетрадь,

Карандаш, линейка, ручка.

Вижу класс готов.

Поприветствуем наших гостей (девочки реверанс, мальчики наклон головы)

Займите свои места за партами.

Ребята, я вам хочу прочитать притчу. Послушайте пожалуйста.

«Жил мудрец, который знал всё. Один человек захотел доказать, что мудрец знает не всё. Зажав в ладонях бабочку, он спросил: «Скажи, мудрец, какая бабочка у меня в руках: мёртвая или живая?» А сам думает: «Скажет живая - я ее задавлю, скажет мёртвая - выпущу». Мудрец, подумав, ответил: «Всё в твоих руках». 

- Дорогие ребята! Всё в ваших руках! Мне бы очень хотелось, чтобы вы показали свою активность. 

Слушают, настраиваются на рабочий лад.


II.Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.


Регулятивные:

- постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися и того, что еще не известно.

Познавательные:

- постановка и решение проблемы.

Личностные:

- развитие познавательных интересов учебных мотивов.

Коммуникативные:

- умение ясно и четко излагать свое мнение, выстраивать речевые конструкции.

  • Ребята, как вы понимаете смысл слова «конструктор»? Что оно обозначает?

  • Вам приходилось собирать что-нибудь из деталей конструктора?

  • Как вы понимаете выражение «словесный конструктор»? Что это такое?

  • Посмотрите на доску: школь пред ый н

  • Составьте из этих частей слово. Какие части слова вы знаете?

IV. Сообщение темы урока.

  • Итак, какая же тема нашего урока?

  • Сегодня на уроке мы будем конструировать слова и наоборот, разбирать его по частям. Наше конструкторское бюро начинает работу.

Что вы знаете об этих частях слова?

Что такое корень? Суффикс? Приставка? Окончание?

V. Чистописание.

Сегодня на минутке чистописания повторим написание заглавной и строчной буквы Бб. Составим слоги –слияния так, чтобы буква обозначала твёрдый звук. Расскажите всё про звук.

VI. Словарная работа.

  • С какой целью мы ежедневно проводим словарную работу?

  • Посмотрите на доску: записать __дрес надкусить __блоко уехать на тр __ ллейбусе положить в к__рзину

  • Прочитайте словосочетания. Назовите в них словарные слова.

  • Проведѐм буквенный самодиктант. Вы сами себе продиктуете и запишите только буквы, которые нужно вставить в словарные слова.

  • Проверим ваши записи: а, я, о, о.

  • Если у вас такая запись букв, значит эти словарные слова вы запомнили хорошо. Вы проверили? Пусть вам улыбнѐтся солнышко на полях. Нарисуйте его, если у вас такие же буквы.

  • (Конструктор – это тот, кто конструирует что-либо: набор частей, деталей, из которых дети строят разные сооружения.)

  • (Набор из частей слова)



III. Постановка учебной задачи.




Регулятивные:

- оценивать (сравнивать с эталоном) результаты своей деятельности.

Познавательные:

- классифицировать объекты (объединять в группы по существенному признаку)

Коммуникативные:

- умение строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

(У детей карточки со стихотворением Е. Измайлова Как растут слова)

Как-то много лет назад посадили странный сад.
Не был сад фруктовым – был он только словом.
Это слово – слово-корень, разрастаться стало вскоре

И плоды нам принесло – стало много новых слов.

Вот из сада

Вам рассада.

Вот ещё посадки рядом.

А вот садовод.

С ним садовник идёт.

Очень интересно

Гулять в саду словесном.

- О каком саде идёт речь? (сад – это слова)

- Почему слова сравнивают с деревьями?

- Какие плоды принесло это дерево? (родственные слова)

- Какие слова называются РОДСТВЕННЫМИ? (родственные слова – это не просто слова, имеющие общую часть: важно то, что эта общая часть хранит общий смысл этих слов.)

- Сейчас вы будете работать в паре. Давайте обсудим правила работы в паре.

- Найдите родственные слова в стихотворении и выпишите их в тетрадь (сад, рассада, посадка, садовод, садовник

– Какие слова выписали? Почему? Разберем слова по составу. (Учитель оценивает)

- Молодцы! Обратите внимание на доску, с помощью ваших однокоренных слов я составила словесное дерево с корнем сад.

VII. Групповая работа

  • Сейчас объединяемся в группы. Нарисуйте свое словесное дерево с корнем ............

  • Сначало записывете слова внутри группы, по моему сигналу чертим черту. Встаем ходим по классу и спрашиваем друг у друга однокоренные слова и записываем.




IV. Построение проекта выхода из затруднения.




Регулятивные:

- предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;

- составление плана и последовательности действий.

Познавательные:

- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

- выдвижение гипотез, их обсуждение, доказательства.

Коммуникативные:

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Личностные:

- выражать положительное отношение к процессу познания; проявлять внимание, желание узнать больше.

- знание основных моральных норм работы в паре (справедливого распределения, взаимопомощи, ответственности).


-Докажите, что приставка образует новые слова. Для этого выполните упражнение 8 на стр. 89.

-Теперь посмотрим, какие значения могут придавать словам суффиксы.

-Образуйте новые слова при помощи суффиксов. (На интерактивной доске написано задание)

-еньк-

Дуб, береза


-к-

рука, морковь


-тель-

Учить, водить


-н-

Мороз, холод


-як-,-ак-

Море, рыба


-ист-

Машина.




Ученики работают в парах. Выясняют, какие значения приобретают слова в зависимости от выбранной приставки.



Ученики « цепочкой» подходят к доске и образуют слова.

Делают вывод о значении суффиксов.

V. Первичное закрепление нового материала.
 

Регулятивные:

- умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

- умение контролировать процесс и результаты своей деятельности, включая осуществление предвосхищающего контроля в сотрудничестве с учителем и сверстниками.

Познавательные:

- поиск и выделение необходимой информации, применение методов информационного поиска, в том числе и с помощью компьютерных средств.

Личностные:

- готовность к сотрудничеству, оказанию помощи, распределение ролей;

- оценивание усваиваемого содержания, обеспечивающие личностный моральный выбор.

Коммуникативные:

- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

-Ребята, давайте еще раз проговорим, с чего мы начинаем разбор слова по составу.

-Найдите в упражнении 2 стр. 96 слово, которое соответствует схеме в), выпишите и разберите его.







-Почему у этого слова нулевое окончание?

Ученики ,используя памятку(висит на доске) проговаривают план разбора слова по составу.

Выполняют упражнение самостоятельно и затем проговаривают полученный результат вслух (слово- дошкольник).

-У этого слова нулевое окончание, потому что это слово мужского рода.

VI.Психофизическая тренировка. Физкультминутка.

Гимнастика для глаз.(по выбору учителя может использоваться один из видов разгрузки).

Коммуникативные:

- умение слушать строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками.

Вы много уже сделали на уроке, пора нам и отдохнуть. ( презентация слайд № 1. Под расслабляющую музыку следят глазами за порхающей над цветами бабочкой).

Релаксируют, отдыхают.

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.



Коммуникативные:

- умение работать в статичных и мигрирующих группах, делегировать полномочия, распределять роли, владение монологической и диалогической формами речи.

Познавательные:

- самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Личностные:

- ориентация в социальных ролях и межличностных отношениях;

- умение выделить нравственный аспект поведения;

- готовность к сотрудничеству и дружбе.

Регулятивные:

- умение взаимодействовать со сверстниками в учебной деятельности, формирование установки на поиск способов разрешения трудностей.

Сейчас проведем игру-соревнование между рядами. Задание: написать за 2 минуты, как можно больше слов с данными корнями. Вы передаете листок с заданием друг другу, и каждый пишет свое слово. Слова не должны повторяться. Победит тот ряд, который быстрее и правильнее и больше придумал слов. Чтобы правильно выполнит эту работу, нужно помнить о лексическом значении однокоренных слов. В путь!

- Подводим итоги игры. Победила дружба. Вы все справились с заданием.

































1 ряд получает листок с корнем -воз-

2 ряд-с корнем – ход-

3 ряд- с корнем - лёт-

Выполняют задание и затем один из учеников с каждого ряда зачитывает получившиеся слова.

VIII. Этап разъяснения домашнего задания.

Регулятивные:

- выделение и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознания качества и уровня усвоения.

Познавательные:

- преобразование модели в соответствии с содержанием учебного материала и поставленной учебной целью;

- самостоятельное формулирование познавательной цели;

- построение логической цепи рассуждений;

- самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Коммуникативные:

- умение слушать и вступать в диалог.

Сейчас я поиграю с вами в новую для вас игру, которая поможет вам выполнить домашнее задание.

Прочитайте задание к упражнению № 3 стр. 97.

Домашнее задание у вас будет упр. 4 стр.97.

Выполняют упражнение с помощью учителя.

IX. Рефлексия деятельности (итог урока).



Регулятивные:

-оценка – осознание качества и уровня освоения и владения теми или иными учебными действиями;

- осуществлять итоговый контроль.

Личностные:

- оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, причины неудач.



-Ребята, для чего мы изучаем состав слова?

Какие задания вам больше всего понравились? 
-Оценки за урок получают :…………… .
- Давайте оценим свои успехи магнитиками. Прикрепите магнитики на лесенку успеха возле смайликов.

-все хорошо понял (а)

- есть над чем поработать

- я в начале пути.

-Спасибо вам за урок. До свидания!




-Мы изучаем состав слова, для того, чтобы не делать ошибок в разных частях слова.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 2 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Анализ слов по составу (морфемный разбор)

Автор: Малова Альфина Рифкатовна

Дата: 14.05.2023

Номер свидетельства: 631447

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(184) "Морфемный словарь русского языка. Единообразное оформление русских морфем.  Морфемный анализ слова."
    ["seo_title"] => string(104) "morfiemnyi-slovar-russkogho-iazyka-iedinoobraznoie-oformlieniie-russkikh-morfiem-morfiemnyi-analiz-slova"
    ["file_id"] => string(6) "262598"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449392343"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(42) "Морфемный разбор слова"
    ["seo_title"] => string(23) "morfiemnyi_razbor_slova"
    ["file_id"] => string(6) "367765"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(12) "planirovanie"
    ["date"] => string(10) "1481300832"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(106) "Конспект урока по русскому языку "Морфемный разбор слова" "
    ["seo_title"] => string(58) "konspiekt-uroka-po-russkomu-iazyku-morfiemnyi-razbor-slova"
    ["file_id"] => string(6) "227768"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1440945981"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(163) "Конспект урока на тему "Повторение изученного по теме «Состав слова и словообразование» "
    ["seo_title"] => string(94) "konspiekt-uroka-na-tiemu-povtorieniie-izuchiennogho-po-tiemie-sostav-slova-i-slovoobrazovaniie"
    ["file_id"] => string(6) "108003"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403532989"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(71) "Разбор имён прилагательных по составу "
    ["seo_title"] => string(41) "razbor-imion-prilaghatiel-nykh-po-sostavu"
    ["file_id"] => string(6) "206120"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1430115813"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Проверка свидетельства