kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Разбор имён прилагательных по составу

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема : Разбор имён прилагательных по составу.

Цель:

  1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного.

 

      2.      Развивать мышление, память. Развивать умения разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава, определять их роль в построении текста.

       3.      Воспитывать взаимовыручку, старательность, мотивацию достижения успеха.

Технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Разбор имён прилагательных по составу »

Тема: Разбор имён прилагательных по составу

  1. Учить морфемному анализу слова на основе словообразовательного анализа имени прилагательного.


2.      Развивать мышление, память. Развивать умения разбирать имена прилагательные по составу с опорой на словообразовательный анализ, анализировать антонимы и синонимы с точки зрения их состава, определять их роль в построении текста.

3.      Воспитывать взаимовыручку, старательность, мотивацию достижения успеха.

Технологии: проблемно-диалогическая технология, технология оценивания

Оборудование:

  • Учебник «Русский язык 3 класс» Р.Н. и Е.В. Бунеевых,

  • «Тетрадь по чистописанию 3 класс» М. А. Яковлевой,

  • Раздаточный материал

Этапы урока

Ход урока

Формирование УУД

Деятельность учителя
 

Деятельность учащихся

Ι. Организационный момент








ΙI. Актуализация знаний.










Приветствует обучающихся, проверяет их готовность к уроку

Слайд 2

С добрым утром начат день,

Первым делом гоним лень.

На уроке не зевать,

А работать и писать.



– Откройте тетрадь.

– Что надо записать? (Дату.)

Комментированная запись числа.

– Какую запись должны сделать дальше?

– Напишите слова «Классная работа».


1.

а) Работа по карточкам

(проверяет в конце урока)

б) Чистописание.

-Чтобы письмо в тетрадях было красивым и старательным, потренируем руку в письме сочетаний.

-Отгадайте сочетания, которые будем писать.

Одно из них встречается в словах ворона, воробей. Оро

-Другое встретите в словах машинный, хороший, широкий. Ши

-Пропишите старательно и аккуратно сочетания

Оро ши

-На стр.52 тетради по чистописанию найдите предложение, в котором есть слово с такими сочетаниями.

Что это за высказывание?

-Объясните смысл этой пословицы.

-Запишите старательно и аккуратно:

«Хорошие речи приятно и слушать»

- самооценку за эту работу в листе успешности.

2. Блиц-опрос. Проверка д/з Слайд 3

1) Имена прилагательные образуются от основ прилагательных и существительных.

2) Имена прилагательные образуются с помощью окончаний.

3) Прилагательные красный и красноватый – это разные слова.

4) В слове длинный пишется две буквы н, так как корень оканчивается на н и добавляется суффикс -н-.

5) Прилагательное настольный образовалось с помощью суффикса -н-.

6) В прилагательном юный пишется одна буква н.

7) Суффикс прилагательного -оват-, -еват- является ласкательным.

Сверка с ответами на доске: + – + + – + –


3.– Прочитайте прилагательные, в которых есть удвоенная буква согласного на стыке корня и суффикса. Почему?


Проверка разбора слов по составу на доске (3 ученика: слова с суффиксами -н-, -оват-, -еньк-.)

Конная (прогулка), весёленькое (утро), сероватый (цвет)

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку









Открывают тетради, записывают дату (комментирует дежурный по классу), классная работа



4 ученика работают по карточкам (по выбору)











Отгадывают сочетания, открывают тетрадь чистописания с. 52 и прописывают сочетания - оро-, ши пословицу «Хорошие речи приятно и слушать», подчеркивают орфограммы.













самооценку за эту работу в листе успешности






– В листочках рядом с цифрой задания ставят «+» (если высказывание правильно) или «–» (если оно неверно).

Слайд 4

Повторное чтение вопросов с объяснениями учеников.

Самооценка лист успешности (каждый правильный ответ 1 балл)



Длина + н = длинн ый

самооценку за эту работу в листе успешности



Конь + н = конн ая

3 ученика у доски выполняют разбор по составу

Личностные: Самооценка готовности к уроку.


Метапредметные:

Учебно-познавательный интерес, организация рабочего места.





Познавательные:. выявлять сущность, особенности объектов.

Регулятивные: Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.


Коммуникативные: участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения;








Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.




III. Формулирование проблемы, планирование деятельности.





– Мы наблюдали, как образуются имена прилагательные, а сегодня посмотрим, как правильно их разбирать по составу.

– Что это значит – разобрать по составу?

– Что нужно знать, чтобы разобрать слово по составу?

– Вспомните порядок разбора слова по составу (например, имени существительного). В каком направлении мы идём?

– Проверьте себя.


Постановка учебной задачи:


-Со словами какой части речи будем работать?

-По предыдущему заданию определите, чему надо научиться на нашем уроке.


- Сформулируйте тему урока.


– Откройте учебник на с. 95. Прочитайте название темы урока.


- Каковы наши цели на уроке?


План.

Учитель вместе с детьми составляет план.








– Что мы сейчас делали?


Физминутка






(Выделить все части в слове.)

(Часть речи и порядок разбора.)



(От конца слова – окончания, суффикса и/или приставки к корню.)

Памятка ч 1 с. 159



Имя прилагательное






Слайд 5

- Разбор имени прилагательного по составу



Слайд 6

  1. Учиться разбирать имена прилагательные по составу.

  2. Писать слова с изученными орфограммами.

  3. Объяснять удвоенные написания букв.

  4. Находить антонимы и синонимы (опираясь на словообразование).


- Формулировали тему урока, составляли план, планировали свою деятельность.


Познавательные УУД

1.  Наблюдать и делать самостоятельные простые выводы.



Регулятивные УУД

 Прогнозировать предстоящую работу (составлять план).

Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно;



Личностные УУД

Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.


Коммуникативные: Участвовать в диалоге; слушать и понимать других, высказывать свою точку зрения; Читать вслух и про себя текст, понимать прочитанное; Выполняя различные роли в парах, сотрудничать в совместном решении проблемы.


IV. Развитие умений






















































V. Первичное закрепление

Работа в учебнике.

1. Упр. 340 – развивается умение разбирать прилагательные по составу, правильно писать слова с изученными орфограммами, объяснять удвоенные написания букв.

Зелёненький, коричневатый, блинная.




2. Упр. 341 – развивается умение находить антонимы в тексте, анализировать их структуру (разбирать по составу с опорой на образование).


– Что тебе нужно было сделать?

– Удалось тебе выполнить задание?

– Ты сделал всё правильно или были недочёты?

– Ты составил всё сам или с чьей-то помощью?

– Какой был уровень задания?

– Какие умения формировались при выполнении этого задания?

– Какую отметку ты бы себе поставил?

– Сейчас мы вместе с… (имя ученика) учились оценивать свою работу.



Физминутка для глаз























Упр. 342 –– развивается умение разграничивать синонимы и антонимы, объяснять их смысл, опираясь на структуру слов.




Сделаем вывод:










-В каких случаях в прилагательном на стыке корня и суффикса пишется удвоенный согласный?


Алгоритм выполнения: Слайд 7

а) Чтение прилагательного. Объяснение правописания пропущенных букв.

б) Определение числа и рода прилагательного по окончанию.

в) Устный подбор подходящего существительного.

г) Запись прилагательного и разбор его по составу.

самооценку за эту работу в листе успешности


- Работают в парах

Ученики выписывают однокоренные слова, находят среди них антонимы, разбирают по составу. Взаимопроверка.



алгоритм самооценки: (на парте)

самооценку за эту работу в листе успешности








Физминутка. «Ах, как долго мы писали»


Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
(Поморгать глазами)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево - вправо)
Ах, как солнце высоко.
(Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
(Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх - влево)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им)

самооценку за эту работу в листе успешности


Синонимы-близкие по значению

Антонимы – противоположные по значению

Слайд 8

- чтобы разобрать имя прилагательное по составу надо:

  • назвать окончание,

  • назвать словообразующие части (приставку, суффикс),

  • определить, от основы какого слова образовано имя прилагательное и выделить корень.

- если корень слова оканчивается этим согласным длинный -длина

Регулятивные: 

- Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

- Развиваем умение слушать и понимать других

Познавательные:.

 Выявлять сущность, особенности объектов. На основе анализа объектов делать выводы, уметь сравнивать, объясняя выбор.


Коммуникативные:

 Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.  Оформлять свои мысли в устной форме.






































Регулятивные: 

отличать верно выполненное задание от неверного. Осуществлять контроль.


Коммуникативные: 

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий в паре.
















VI. Итог урока.



– Назовите ключевые слова урока.

- Достигли мы, поставленных на уроке целей?


– Что у вас получалось сегодня лучше всего?

– В чём испытали затруднения?


Возьмите сигнальные карточки и покажите оценку своей работы на уроке.


Прилагательное, разбор по составу

Достигли



Слайд 9

Оценивают свою работу «Лист успешности»




VII. Домашнее задание.


С.101 упр 1 устно

С. 102 упр. 7, 8







Приложение

Лист успешности

чистописание

Блиц -опрос

Разбор слов по составу

Упр 340

Упр. 341

Упр. 342

итог











Карточка №1.

Дописать окончания имён прилагательных и определить род (сверху карандашом). 

Над полями и лесами светит ярк__ солнце. Потемнели в полях дороги. Посинел на реках твёрд___лед. В долине зажурчал звонк___ ручей.. Надулись на деревьях смолист___ почки. На ивах появились мягк___ пуховки.
Выбежал на опушку робк___ заяц. Вышла на поляну стар___ лосиха с лосенком. Вывела медведица на перв___ прогулку своих медвежат. 

Разбор прилагательного как часть речи старая (лосиха).



Карточка №2.

  1. Образовать имена прилагательные от основ имён существительных и прилагательных: 

Шёлк - _________________________ , новый - _________________ , мороз- __________________, хороший - _________________________,
цвет- __________________ , умный - _____________________, осень - ______________________. весёлый -__________________.



Карточка №3.

Снегирь


Родина снегирей - хвойные леса северной тайги. В октябре они прилетают на зимовку в эти края. Резко выделяется снегирь на фоне снежного покрова своим ярким оперением. Холодной зимой птицы едят семена ольхи, клена. Особенно привлекают их яркие ягоды рябины. Весной снегири улетят на далекую родину, совьют там гнезда, выведут маленьких птенцов. Снова услышим их звонкий свист в лесу только в начале зимы.


- выписать словосочетания сущ. + прилаг.


Карточка №4.

Выпиши словосочетания имён существительных с именами прилагательными. Выдели окончания имён прилагательных, определи род.

В небе тают облака,

И, лучистая на зное,

В искрах катится река,

Словно зеркало стальное.

Мы ж лёгкое племя,

Цветём и блестим

И краткое время

На сучьях гостим.

Всё красное лето

Мы были в красе,

Играли с лучами,

Купались в росе!..



Критерии оценки

33 - 36 баллов «5»

25 – 32 балла «4»

17 – 24 балла «3»

9 – 16 баллов «2»

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Русский язык

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Разбор имён прилагательных по составу

Автор: Прокопьева Елена Николаевна

Дата: 27.04.2015

Номер свидетельства: 206120

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(193) "Урок русского языка Тема: «Словообразование имен прилагательных. Разбор имён прилагательных по составу»"
    ["seo_title"] => string(80) "urok_russkogo_iazyka_tema_slovoobrazovanie_imen_prilagatelnykh_razbor_imion_pril"
    ["file_id"] => string(6) "583965"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1624391551"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(120) "Конспект урока русского языка " Роль имён прилагательных в языке" "
    ["seo_title"] => string(70) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-rol-imion-prilaghatiel-nykh-v-iazykie"
    ["file_id"] => string(6) "142212"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1418234903"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(147) "конспект урока русского языка по теме ".  Словообразование имён прилагательных." "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-russkogho-iazyka-po-tiemie-slovoobrazovaniie-imion-prilaghatiel-nykh"
    ["file_id"] => string(6) "108605"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403780456"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(75) "Способы образования имен прилагательных"
    ["seo_title"] => string(40) "sposoby_obrazovaniia_imen_prilagatelnykh"
    ["file_id"] => string(6) "545498"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1586102449"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(103) "Конспект урока на тему "Портрет  имени прилагательного". "
    ["seo_title"] => string(59) "konspiekt-uroka-na-tiemu-portriet-imieni-prilaghatiel-nogho"
    ["file_id"] => string(6) "109601"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1404811403"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства