Тема: «Алфавит».
Урок обучения грамоте в 1 классе
Цель: Способствовать систематизации, закреплению и углублению знаний учащихся об алфавите. Задачи урока:
1.Определить роль алфавита в жизни людей. Формировать умение пользоваться алфавитом, способствовать постепенному запоминанию алфавита.
2.Развивать мышление, внимание, память, интерес к предмету.
3. Воспитывать любознательность, доброжелательное отношение друг к другу.
Оборудование: - алфавит (таблица),
- разрезная азбука,
- раздаточный материал для игры «Рассели жильцов города «Алфавит»»,
- раздаточный материал (карточки с ребусами),
- карточки для игры «Алфавит – художник»,
- учебник Павленко «Родное слово»,
- лист оценивания в виде «ромашки» (в серединке цветка написано имя учащегося, по ходу выполнения заданий учащийся наклеивает лепестки-стикеры. Правильный ответ – зелёный лепесток, не правильный – красный).
Ход урока.
I. Мотивационный
этап 1.Эмоциональный настрой ( Слайд 2)
2.Каллиграфическая минутка.(Слайд 3)
В тетрадях прописаны образцы букв учителем. (Слайд 4)
1 вариант – задание А
Задание: допиши элемент, получится другая буква.
2 вариант – задание Б
Задание: убери элемент, получи другую букву.
- Два ученика выполняют задание у доски.
Сопоставление полученных результатов в тетрадях и на доске.
Оценивание (взаимопроверка, учащиеся оценивают работы друг друга, приклеивают лепесток друг другу)
II. Целеполагание.
1.Работа в парах.
У детей на столах карточки с ребусами. По первой букве названия предметов, изображенных на картинках составить слова и записать их в тетрадь.
(Слайд 5)
АЛФАВИТ
АЗБУКА
В тетрадях появляются слова: АЗБУКА и АЛФАВИТ.
Работа над орфограммами:
- поставить на полях «!» – слово для заучивания.
- Используя полученные слова, дети формулируют тему урока.
(Алфавит, азбука)
- Что такое азбука, алфавит? ( Буквы, расположенные в определенном порядке).
III.Операционный этап
Работа в парах (Слайд 6)
- Предлагаю отправиться в городок под названием «Алфавит», где живут буквы.
Жители любого города живут в домах. Я предлагаю расселить всех жителей этого города в дома, с учетом их отличительных признаков.(Слайд 7)
(У учащихся на столах лежат домики-кармашки двух цветов – синего и красного. Учащиеся раскладывают разрезные буквы).
Подведение итогов:
- Поднимите руку те, кто расселил всех жильцов.
Учитель открывает доску. На доске три больших дома – красный, синий, белый.
Давайте выясним, кто же живет в красном доме? ( ГЛАСНЫЕ)
Назовите их по именам. ( А О У Э Ы И Я Ю Ё Е )
Сколько их ? (10)
Кто живет в синем доме? (СОГЛАСНЫЕ)
Назовите их. (Ц,К,Н,Г,Ш,Щ,З,Х,Ф,В,П,Р,Л,Д,Ж,Ч,С,М,Т,Б)
Сколько согласных? (21)
Почему у меня на доске ещё один дом и кто в нем живет? (Ъ Ь знаки)
У кого было не так – исправьте свою ошибку.
Для лучшего запоминания я предлагаю вам дома нарисовать для этих двух знаков Ъ и Ь свой дом. Поселить в него эти знаки и придумать сказку о том, почему они живут отдельно.
ПО ХОДУ ОТВЕТОВ УЧАЩИХСЯ НА ДОСКЕ ПОЯВЛЯЕТСЯ АЛГОРИТМ ОТВЕТА ПО ТЕМЕ «АЛФАВИТ». (Слайд 8)
АЛФАВИТ
33
10 21 2
ГЛАСНЫЕ СОГЛАСНЫЕ ЗНАКИ
А О У Э Ы Б В Г Д Ж З Й К Л М Ь Ъ
Я Ё Ю Е И Н П Р С Т Ф Х Ц Ч Ш Щ
Вывод: У нас получилось правило. Кто нам его сформулирует?
( Один ученик у доски формулирует вывод).
ОЦЕНИВАНИЕ
(Оцените свою работу. Кто выполнил задание без ошибок – клеит себе зеленый лепесток, с ошибками – красный).
ФИЗМИНУТКА
2. Работа с не знакомым текстом.
Для расширения вашего кругозора предлагаю прочитать текст, который лежит у вас на столах. У каждого ряда свой отрывок. Ваша задача – прочитать текст, выделить главное, подготовить пересказ для остальных детей и рассказать своим товарищам, что же нового вы узнали об алфавите.
(Чтение детьми отрывков из справочника и энциклопедии).
Текст для учащихся 1 ряда
Почему алфавит так назвали?
Буквы любят порядок. Чтобы ни одна не заблудилась, люди составили их в алфавит.
Алфавит – это полное собрание всех букв. Каждая из них стоит в нём на своём, строго определённом месте. По написанию буквы бывают заглавными (большими) и строчными (маленькими), печатными и письменными. И у каждой из них есть своё имя.
Название полного собрания букв пришло к нам из Древней Греции. Там первые две буквы такого собрания назывались так – «альфа» и «вита». Попробуйте-ка произнести эти названия быстро-быстро друг за другом: альфа-вита, альфа-вита, альфа-вита… Именно так и возникло слово «алфавит».
А в старом русском алфавите первые две буквы назывались иначе: «аз» и «буки». Произнесите бысто-быстро эти названия друг за другом: аз-буки, аз-буки… Теперь вы знаете, как получилось слово «азбука». И почему азбука и алфавит – это одно и то же.
Текст для учащихся 2 ряда.
Зачем нужен алфавит?
Названия букв алфавита необходимо знать. Образованные люди никогда не называют буквы неправильно. Порядок букв и их названия нужно выучит назубок.
Алфавитный порядок – твёрдый и никогда не меняется, это очень удобно. Именно поэтому в алфавитном порядке располагаются ваши фамилии в классном журнале – так проще найти нужную. Слова в словарях расположены в алфавитном порядке. Книги в библиотеке стоят по алфавиту. Медицинские карточки в больнице также стоят по алфавиту. И каждый из вас, заведя телефонную книжку, пусть располагает имена в алфавитном порядке, чтобы не путаться.
Текст для учащихся 3 ряда.
Это интересно знать.
Самый длинный в мире алфавит у абазинцев – народа, живущего на Кавказе. В этом алфавите – 71 буква. Самый короткий алфавит в Европе имеют итальянцы и финны.
У них алфавит состоит из 21 буквы. Казахский алфавит состоит из 42 букв.
Славянскую (русскую) азбуку составили в 10 веке братья Кирилл и Мефодий.
(Заслушивание ответов учащихся).
I\/. Рефлексия
Проверим, как вы запомнили порядок букв в алфавите.
Запишите имена своих товарищей, сидящих за первыми партами в алфавитном порядке. Какое правило нужно помнить при записи имен? (Имена, фамилии, отчества – пиши с большой буквы).
ПРОВЕРКА И ОЦЕНИВАНИЕ
2. Предлагаю провести игру «Алфавит – художник».(Слайд 9)
Соедините все буквы алфавита по порядку - и у вас получится картинка.
( Первые, закончившие задание начинают раскрашивать картинку).
ИТОГ УРОКА
Дети самостоятельно делают вывод по опорным словам, записанным на доске.(Слайд 10)
По ходу своих ответов дети вывешивают на доску оценочные листы. На доске появляется цветочная поляна. По преобладающему цвету лепестков выставляются оценки и обсуждается коррекционная работа.