kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности учащихся (из опыта работы)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности учащихся                                                                  (из опыта работы

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся (из опыта работы)»

Активизация познавательной деятельности учащихся (из опыта работы)

Мендигалиева А.А.

СШ №19, г.Актобе

Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. Главная задача современной школы – это раскрытие способностей каждого ученика, воспитание личности, готовой к жизни в высокотехнологичном, конкурентном мире [1]. Школа должна подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни.

Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи. Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения.

Активные методы обучения – это система методов, обеспечивающих активность и разнообразие мыслительной и практической деятельности учащихся в процессе освоения учебного материала.

Активные методы обучения подразделяются на методы начала урока, выяснения целей, ожиданий, опасений, презентации учебного материала, организации самостоятельной работы, релаксации, подведения итогов. Каждый из этих методов позволяет эффективно решать конкретные задачи того или иного этапа урока.

О некоторых из методов, применяемых в моей практике, говорится в данной статье.

Динамично помогают начать урок такие методы, как “Галерея портретов”, “Улыбнемся друг другу”, “Поздоровайся локтями”. Дети, выполняя задание, должны коснуться, улыбнуться, назвать имена как можно большего количества одноклассников. Такие забавные игры позволяют весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, способствует установлению контакта между учениками в течение нескольких минут.

Очень важным для учителя является включение в урок активных методов выяснения целей, ожиданий, опасений. Такие методы, как “Дерево ожиданий”, “Поляна снежинок”, “Разноцветные листы”, “Фруктовый сад”, позволяют учителю лучше понять класс и каждого ученика, а полученные материалы в дальнейшем использовать для осуществления личностно-ориентированного подхода к обучающимся. Методы заключаются в следующем. Учащимся раздаются заранее вырезанные из бумаги снежинки, яблоки, лимоны, разноцветные листы и предлагается попробовать более четко определить, что они ожидают (хотели бы получить) от сегодняшнего урока, обучения в целом и чего опасаются, записав и прикрепив на определенную поляну, дерево и т.д. После выполнения систематизируются сформулированные цели, пожелания, опасения и подводятся итоги.

В процессе урока учителю регулярно приходится сообщать новый материал обучающимся. Такие методы презентации учебного материала, как “Инфо-угадайка”, “Кластер”, “Мозговой штурм” позволяют сориентировать обучающихся в теме, представить им основные направления движения для дальнейшей самостоятельной работы с новым материалом. На доске записана тема урока. Остальное пространство доски разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Ученикам предлагается обдумать, о каких аспектах темы далее пойдет речь. По ходу работы с темой дети выделяют ключевые моменты и вписывают в секторы. Постепенно исчезают “белые пятна”; отчетливое разделение общего потока полученной информации способствует лучшему восприятию материала. После презентации возможно проведение краткого обсуждения по теме и, при наличии вопросов у детей, учитель дает ответы на них.

При организации самостоятельной работы над новой темой важно, чтобы учащимся было интересно проработать новый материал. Как же это можно сделать?! Конечно, при помощи активных методов! Для работы над темой урока используются для групп сменного или постоянного состава методы “Ульи”, “Визитные карточки”. Для проведения дискуссии и принятия решений – методы “Cветофор”, “На линии огня”. Для представления материала самостоятельной работы детей очень интересны такие методы, как “Инфо-карусель”, “Автобусная остановка”, “Творческая мастерская”.

Метод “Творческая мастерская” с большим успехом применяется мною на обобщающих уроках литературного чтения и окружающего мира. К уроку дети готовят рисунки, иллюстрации на заданную тему, пишут сочинения, стихи, рассказы, подбирают пословицы, на уроках труда изготавливают блокноты, книги необычных форм. Дается задание разделиться на группы, создать и презентовать групповой проект на заданную тему. Предварительно необходимо составить план размещения принесенного на урок материала, оформления титульного листа. На работу отводится 20 – 25 минут. По истечении этого времени каждая группа или ее представитель должны презентовать свой проект. В ходе практической деятельности учеников учебный кабинет превращается в настоящую творческую мастерскую. В конце урока появляются замечательные творения. Каждое решение уникально, выразительно. Научиться дружно работать в группах, прислушиваться к мнению товарищей, коллективно создавать замечательные работы (картины, газеты, книги) из собранных вместе материалов – главная цель этого урока.

Не стоит забывать о восстанавливающей силе релаксации на уроке. Ведь иногда нескольких минут достаточно, чтобы встряхнуться, весело и активно расслабиться, восстановить энергию. Активные методы – “физминутки” “Земля, воздух, огонь и вода”, “Зайчики” и многие другие позволят сделать это, не выходя из класса.

Если учитель сам принимает участие в этом упражнении, помимо пользы для себя, он поможет также и неуверенным и стеснительным ученикам активнее участвовать в упражнении.

Завершить урок, внеклассное мероприятие можно, применив такие методы, как “Ромашка”, “Мухомор”, “Мудрый совет”, “Итоговый круг”. Дети отрывают лепестки ромашки, по кругу передают разноцветные листы и т.д. и отвечают на главные вопросы, относящиеся к теме урока, мероприятия, записанные на обратной стороне. Эти методы помогают эффективно, грамотно и интересно подвести итоги урока. Для учителя этот этап очень важен, поскольку позволяет выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке. Кроме того, обратная связь от учеников позволяет учителю скорректировать урок на будущее.

Уроки с использованием активных методов обучения интересны не только для учащихся, но и для учителей. Но бессистемное, непродуманное их использование не дает хороших результатов. Поэтому очень важно активно разрабатывать и внедрять в урок свои авторские игровые методы в соответствии с индивидуальными особенностями своего класса.

Таким образом, использование активных методов обучения позволяет обеспечить эффективную организацию и последовательное осуществление игрового образовательного процесса для достижения высокой заинтересованности и вовлеченности обучающихся в учебную, проектную, исследовательскую деятельность; формирования качеств личности, нравственных установок, ценностных ориентиров, соответствующих ожиданиям и потребностям обучающихся, родителей, общества.



















































РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРНОГО ЧТЕНИЯ

Мендигалиева А.А.

СШ №19, г.Актобе


 

Коммуникативная способность - природная одарённость человека в общении, с одной стороны, и коммуникативная производительность с другой.

Коммуникативное знание – это знание о том, что такое общение, каковы её виды, фазы, закономерности развития. К этой области относится и знание о степени развития у себя тех или иных коммуникативных умений и о том, какие методы эффективны именно в моём исполнении.

  Одним из важнейших умений современной личности, на мой взгляд, являются коммуникативные умения. Владение ими на высоком уровне позволяет эффективно взаимодействовать с другими людьми при различных видах деятельности.  Важно начать формирование коммуникативных умений именно в младшем школьном возрасте для поэтапного развития в дальнейшем. Активизация коммуникативной деятельности младших школьников предполагает процесс побуждения учащихся к энергичному, целенаправленному общению. Общение – неотъемлемая часть любого урока, поэтому формирование коммуникативных умений учащихся ведет к повышению качества учебно – воспитательного процесса.

  Главная цель активизации общения – формирование коммуникативной активности обучаемых, при которой наблюдается поиск нестандартных способов решения коммуникативных задач, гибкость и мобильность способов действий, переход к творческой деятельности.

  Коммуникативное развитие идет по разным линиям. Это количественное накопление (увеличение словарного запаса, объема высказывания) и качественные изменения (произношение, развитие связной речи, понимание обращенной речи). Однако, основным критерием интенсивности и успешности коммуникативного формирования личности является умение понимать, ставить и решать различные по характеру коммуникативные задачи, т.е. умение правильно и оптимально использовать свою речемыслительную деятельность в общении с другими людьми, средствами информации и с самим собой.

   Введение комплекса специально организованных упражнений в уроки литературного чтения способствует получению устойчивых положительных результатов. Ситуация современного школьного обучения требует от ученика активного решения новых сложных коммуникативных задач: организации делового общения учеников друг с другом и с учителем по поводу изучаемого материала. Поэтому очень важно развивать у ребёнка высокие формы общения со  взрослыми и сверстниками, что составляет предпосылку формирования нового типа взаимоотношения между учителем и учеником, между одноклассниками. Диалог, живое общение, тренинги, языковая коммуникация являются тем фундаментом, на котором будут расти и развиваться школьники. Основная характеристика коммуникативного подхода в обучении – «учиться общению общаясь».

      Тренировка в общении в ходе учебного занятия даёт ученику возможность не только повысить свои учебные достижения, но и повлиять на  будущий профессиональный выбор.

Основные формы учебной коммуникации

  • Монологические формы речевой коммуникации

  • Диалогические формы речевой коммуникации

  • Выступать с заранее подготовленной речью

  • Учебная беседа учителя и ученика

  • Рассказывать

  • Учебная беседа в парах

  • Пересказывать

  • Учебная беседа в группах

  • Спрашивать и задавать вопросы

  • Дискуссия

  • Сообщать

  • Ответы на вопросы

  • Отвечать на вопросы

  • Ролевая игра

  • Критиковать

  • Блиц - турнир

  • Доказывать и опровергать

  • Защита проекта

Развитие речевой компетенции учащихся предполагает понимание учителем целей обучения речевому общению. Речевая компетенция формируется:

  • через обучение содержанию предмета;

  • через развитие прикладных исследовательских умений;

  • через развитие социально – коммуникативных умений;

  • через личностно – ориентированный аспект учебной коммуникации.

Возможности урока, способствующие развитию коммуникативной культуры ученика, огромны. Для того, чтобы учащиеся могли научиться коммуницировать в рамках школьного урока, их нужно учить это делать именно на школьном уроке.

Способствовать этому может продуманная концепция развития школьной коммуникации, которая имеет  следующие этапы:

Этапы

 Умения, отрабатываемые под руководством учителя

1 этап

  • Готовность учащихся участвовать в  общении на уроке

  • Отвечать на вопросы, давая при этом исчерпывающий ответ

  • Задавать вопросы, следя за содержанием работы над проблемой или темой

  • Комментировать вопросы и ответы

  • Делать сообщения

  • Рассказывать логично и последовательно

2 этап

  • Простота и чёткость речевого высказывания

  • Отработка умения сделать своё высказывание понятным каждому человеку

  • Умение высказывать свою мысль образно, ярко и кратко

  • Умение использовать примеры, подтверждающие высказывание

  • Умение использовать риторические вопросы

  • Умение вступать в контакт с партнёром и собеседником

  • Умение регулировать громкость и скорость речевого высказывания

3 этап

  • Умение вести беседу в паре, в группе

  • Умение поддерживать беседу

  • Умение вести конструктивный диалог

  • Умение построить дискуссию и вести её

  • Умение участвовать в конференциях, играх и турнирах

            Работа по подготовке школьников к общению включает в себя несколько аспектов: развитие определённых особенностей мышления и речи учащихся, формирование у них определённых социальных установок и коммуникативных умений. Человек может эффективно участвовать в процессе коммуникации, если он владеет набором необходимых средств. К средствам коммуникации, в первую очередь, относится речь, в которой  объединяются тесно связанные друг с другом функции: выразительная ( с помощью которой отражаются соответствующие состояния говорящего субъекта), аппеляционная (посредством которой «другой» побуждается к действию) и изобразительная ( посредством её «другому» изображается, сообщается положение вещей).

Реализация названных функций прямо связана с тем, насколько свободно человек владеет речью.

«Много на земле живых существ. Из них только человек обладает даром речи. Даром слова»,-писал Л. Успенский. Развивать этот «дар», чтобы язык ребёнка как можно реже «заплетался», сделать так, чтобы его мысли «не выскакивали растрёпанными и полуодетыми», научить наслаждаться красотой устного и письменного слова, почувствовать его истинный смысл, в наше время необходимо.

Для создания эмоционально – благоприятной ситуации на уроке необходимо использовать:

игровые приёмы;

задания, направленные на развитие литературных способностей и творческого воображения:

1 «.Рассказ от первого лица»

рассказать от лица цапли о том, как она угощала журавля

повествование от имени предмета: «История из жизни горошинки»

2. «Комплимент»

сказать комплимент сказочному, литературному герою (похвали)

3. «Сказка в заданном ключе»

введение в название сказки нового объекта, например «Колобок и воздушный шарик» сочинить новую сказку

4. «Изменение сказочной развязки»

придумать другое окончание сказки, рассказа

.

Типы коммуникативных игр

  1. Игры учебного характера

  2. Игры, имитирующие телевизионные игры, детские игры, ролевые игры

  • «Авторская сказка»

  • «Цветик - семицветик»

  • «Угадай, кто я?»

  • «Испорченный телефон»

  • «Фраза по кругу»

  • «Магазин»

  • «От первого лица»

  • Предметная игра «Что? Где? Когда?»

  • «Цепочка»

Творческие игры проводятся с целью воспитания и обучения учащихся. Творческая игра даёт детям возможность пережить и прочувствовать в воображаемой обстановке волнующие, яркие события. Игра - «это не только показ, переживание поступка, это ещё и мысль – действие, и мысль - образ». И в этом её воспитывающая сила.

Опираясь на исследования доктора педагогических наук В.С.Безруковой, можно использовать вопросно–ответную форму урока, как одно из средств формирования коммуникативных способностей учащихся. Наиболее эффективными для развития коммуникативных способностей считаются следующие виды вопросов:

Тренинговые вопросы

 Учащиеся усваивают алгоритм выполнения учебных задач.

Конструктивные вопросы

 Требуют поиска ответа с опорой на имеющий уже опыт, а также самостоятельной формулировки ответа.

Альтернативные вопросы

 Используются при тестированном опросе, когда нужно выбрать правильный ответ и доказать его.

Наводящий вопрос

 Вопрос – подсказка.








РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Мендигалиева А.А.

СШ №19, г.Актобе

Очень важная задача начальных классов – обучение школьников выражению собственных мыслей.

В настоящее время обучение русскому языку в начальной школе приобретает всё более чёткую коммуникативно-речевую направленность.

Ребёнок в школе, помимо прочего учится излагать свои мысли, а не просто повторять вычитанные из книги слова – значит, он учится мыслить, и мыслить в речевой форме. В результате идёт одновременное и взаимосвязанное развитие процессов мышления и речи, что является важнейшим эффектом учебной деятельности ребёнка.

Сегодня дети сплошь и рядом увлечены боевиками, детективами, что зачастую порождает агрессивность, жестокость. Именно поэтому так важно вызывать интерес к родному слову, правильно научить слушать, говорить, сочинять, писать. Младшие школьники, старшеклассники,  а в последствие и студенты не могут самостоятельно построить текст, выражающий их мысли и чувства. Основная причина заключается в том, что практика обучения в школе, в частности на первой ступени обучения не учитывает специфику функционирования и развития письменной речи и не задаёт её как умение строить семантически самостоятельные высказывания.

В целом для изучения в начальном звене выделено три синтаксические единицы: словосочетание, предложение и сложное предложение ( на уровне ознакомления), а слово и словоформа отнесены к числу синтаксических объектов, свойства которых появляются лишь при связи с другими словами в составе синтаксических единиц.

В своей работе использую упражнения, способствующие развитию коммуникативных умений младших школьников. (Приложение 1, задания для детей 1-5).

 Для формирования правильной речи использую:

  • Договаривание слов с соответствующими окончаниями во фразах и рифмовках (Лучше нас лесных… (ежей) нет на свете… сторожей);

  • Согласование существительных и местоимений - «Чья вещь?» (мой карандаш, моя книга);

  • Употребление прилагательных «Из чего предмет?» (деревянный карандаш),

Уточнение словарного запаса возможно через:

  • Беседы о рассматриваемых предметах (название, назначение, детали предмета, особенности внешнего вида, характерные действия с ними);

  • Беседы по заочной экскурсии на работу родителей детей, по родному селу…;

  • Формирование значения слова.

Ученики упражняются в слоговом и морфемном анализе и синтезе слов; наблюдают явления многозначности, синонемии, антонимии и омонимии как слов, так и морфем. (Приложение 1, задания для детей 6-11).

Огромное значение имеет подбор материала и работа над предложением на уроках русского языка, развивающих коммуникативные навыки.

В подборе материала я выделяю следующее:

  • Содержание всех упражнений на уроке подчинены одной теме, что позволяет обогащать словарный запас детей, группировать слова по темам;

  • Обязательное введение новых слов (минимум – 1, максимум – 7),  так как ученику прежде всего не хватает речевого арсенала  для выражения понятий, мыслей, чувств;

  • Введение в урок крылатых слов, пословиц и поговорок – сокровищниц русской народной речи – необходимо как для воспитательного воздействия, так и для запоминания.




Упражнять детей в произвольном перемещении  внутри предложения можно, предлагая различные коммуникативные установки, под которыми подразумевается стремление выделить тот аспект содержания, который является важным для данной речевой ситуации.

Например:

составь предложение из слов: шкатулка, на, мы, чердак, деревянный, найти. Расставь их в таком порядке, чтобы было понятно:

  • Что нашли на чердаке?

  • Где нашли деревянную шкатулку?

  • Что сделали с деревянной шкатулкой на чердаке?

В работе над предложением я выделяю следующее:

  • Распространение;

  • Дополнение неоконченных предложений;

  • Изменение порядка слов;

  • Восстановление деформированного текста;

  • Составление предложения по образцу;

  • Увеличение количества слов предложения и усложнение содержания достигается перечислением предметов, т.е установление причинно-следственных связей.

Напомню! Главное требование к речи: содержательность, логичность, ясность, точность.

Приложение .

ВИДЫ РАБОТ ПО РАЗВИТИЮ КОММУНИКАТИВНЫХ УМЕНИЙ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

  • Какой новый звук появился? Назови звук, который изменил слово.

СЫЧ – СЫР – СЫТ – СЫН – САН – СОН – СОР – СОМ – СОК – СУК – СУП – СУД – САД – САМ

  • Замени первый звук в слове на звук [Х]. Прочитай новые слова.

САЛАТ, ГОЛОД, ПОЛКА, ШМЕЛЬ, ГЛЕБ, ГОД, СОР, ШРАМ, ГУДЕТЬ, ГРИБ, СВАЛИТЬ.

  • Я вставлю в середину слова «МАКИ» звук  [Й], и оно превратится в слово «МАЙКИ». А теперь вы с помощью звука [Й] совершите эти превращения.

МАКИ, РЕКИ,ЛАКИ, СОКИ, СТРОКИ, БАКИ.

  • «Распутайте» слова.

БОСАКА, ПОСАГИ, ЛЕКОСО

КАСЫНКА, МОСАВАР,МОСАЛЕТ.

 5. «Договори слово».

СИ…(РЕНЬ), СИ…(ТО), СИ…(НИЦА), СИ…(НИЙ), СИ…(РОП).

6. Назови действия (перекидывая мяч):

МЕТЕЛЬ (ЧТО ДЕЛАЕТ?) – МЕТЁТ,

ГРОМ - …, ВЕТЕР - …, СНЕГ - …, СОЛНЦЕ - …, ЛИВЕНЬ - ….

Назови другой предмет с тем же признаком:

МЕЛ БЕЛЫЙ (И СНЕГ БЕЛЫЙ), ПОЯС УЗКИЙ (И ЛЕНТА УЗКАЯ), ДЫНЯ ЖЁЛТАЯ (И ТЫКВА ЖЁЛТАЯ).

7. Укажи четвёртое «лишнее» слово. Обоснуй свой ответ.

  • ГРУСТНЫЙ, ПЕЧАЛЬНЫЙ, УНЫЛЫЙ, ГЛУБОКИЙ;

  • ХРАБРЫЙ, ЗВОНКИЙ, СМЕЛЫЙ, ЛТВАЖНЫЙ;

  • СЛАБЫЙ, ЛОМКИЙ, ДОЛГИЙ, ХРУПКИЙ.

8. Укажи в словосочетаниях близкие по значению слова:

  • СВЕЖАЯ ПИЩА, ЗАПАС КОРМА, ВКУСНАЯ ЕДА;

  • ЦЕННЫЙ ГРУЗ, ТЯЖЁЛАЯ НОША, РУЧНАЯ ГЛАДЬ, ГРОМОЗДКИЙ БАГАЖ.

9. Объясни, какое слово употребляется чаще в разговорной речи, какое – в книжной речи. Укажи слова, имеющие неодобрительный оттенок.

  • ПРИЕХАЛ, ПРИБЫЛ, ПРИКАТИЛ;

  • ПРИШЁЛ, ПОЖАЛОВАЛ, ЗАЯВИЛСЯ;

  • БРОСИЛСЯ, РИНУЛСЯ, НАКИНУЛСЯ;

10. Вставь в пословицы пропущенные слова: БОЛЬШОЙ – МАЛЕНЬКИЙ.

  • ПЕНЁК ОПРОКИННЕТ… ВОЗ….

  • …   ДЕЛО ЛУЧШЕ … БЕЗДЕЛИЯ.

11. Укажи оба значения каждого слова: Образец: шашки – игра, шашки – оружие.

  • КОЛОННА;

  • ОБСЯНКА;

  • КОШКИ.




Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Уроки

Целевая аудитория: 4 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Активизация познавательной деятельности учащихся (из опыта работы)

Автор: Мендигалиева Арайлым Амангельдиевна

Дата: 19.05.2020

Номер свидетельства: 550342

Похожие файлы

object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(168) "методическая работа «Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках истории»"
    ["seo_title"] => string(93) "mietodichieskaiarabotaaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsianaurokakhistorii"
    ["file_id"] => string(6) "287298"
    ["category_seo"] => string(13) "vsemUchitelam"
    ["subcategory_seo"] => string(11) "presentacii"
    ["date"] => string(10) "1454452095"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676754"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(157) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики (Из опыта работы). "
    ["seo_title"] => string(94) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki-iz-opyta-raboty"
    ["file_id"] => string(6) "111886"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1408020653"
  }
}
object(ArrayObject)#874 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(217) "ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ  ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ"
    ["seo_title"] => string(122) "obuchieniiekazakhskimnarodnymtantsamvshkolieimietodyprimieniaiemyievaktivizatsiipoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "315522"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1459913879"
  }
}
object(ArrayObject)#852 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(249) "Статья "Имитационные технологии как средство активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка и литературы" "
    ["seo_title"] => string(152) "stat-ia-imitatsionnyie-tiekhnologhii-kak-sriedstvo-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-russkogho-iazyka-i-litieratury"
    ["file_id"] => string(6) "108161"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1403594997"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства