ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Курумбаева Ж.М., г.Тараз
В основу активизации познавательной деятельности учащихся при обучении их казахским народно-сценическим танцам положен культурологический, компетентностный, акмеологический подходы к оценке знаний учащихся, учитывающий разный уровень подготовки учащихся и разнообразие их склонностей и интересов.
Культурологический подход определяется как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием учение о ценностях культуры, мира, этносов ; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.
Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид - носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества (К.А. Абульханова-Славская). В связи с этим в русле личностно-творческого аспекта культурологического подхода освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.
Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца, по мнению Л.С. Выготского, должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии [2]. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического подхода в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью.
Компетентностный подход в образования предусматривает способность индивида самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни. компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного студента. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придаётся важное значение в подготовке специалистов: политическая и социальная, межкультурная, коммуникативная, социально-информационная, персональная.
Заботой акмеологического подхода применительно к субъекту профессиональной деятельности является организация движения к достижению вершин профессионализма, что позволяет создавать продуктивную систему, адекватную возможностям человека, которая ставит его в ситуацию творческой самореализации, самосовершенствования. В акмеологии исследуется индивидуальный, субъектный характер развития, а также рассматривается проблема культуры личности как результат ее развития. Принцип гуманизма совпадает в акмеологии с принципом ценности для человека собственной личности, его здоровья, оптимизма, трудоспособности и состоит в том, чтобы содействовать самореализации и полноценной, продуктивной жизни каждого.
На реализацию принципов культурологического, компетентностного, акмеологического подходов направлена вся образовательная, познавательная деятельность коллективов хореографических отделений вузов, специализированных колледжей, детских танцевальных студий выявлению, развитию и поддержке творчества у обучаемых, содействие к их движению в вершинам профессионализма.
Созданию одной из таких продуктивных систем, адекватной возможностям человека, которая ставит его в ситуацию творческой самореализации, самосовершенствования, служит проблемный метод [3].
Проблемный метод особо актуален к активизации познавательной деятельности учащихся. Основой данного метода является создание на занятии проблемной ситуации. Учащихся, которые не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
1) выдвижение проблемного вопроса,
2) создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
3) создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
4) демонстрацию видеоматерилов или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль педагога при использовании данного метода сводится к созданию на занятии проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся.
5) Метод самостоятельного решения творческих задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают задания творческого характера (составление сюжетной картины, композиций и др.).
Задания могут быть разного уровня сложности. Выбирают уровень сложности сами учащиеся. Оценки за уровень сложности заданий заранее известны. При выполнении этого задания помощь может оказывать учащийся -консультант, назначенный преподавателем.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения. До практической работы учащимся известна лишь цель, но не известны способы достижения ожидаемых результатов.
Методы устного изложения - рассказ и лекции. При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, хореографов, музыкантов.
1) Активизирующая деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его эстетической, хореографической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:
а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;
б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод. Работу лучше проводить по группам, с введением учащегося -консультанта.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:
а) прием исполнения – на основе увиденных натуральных объектов, элементов танца, видеоматериалов, вживую исполненных композиций;
б) прием схематизации - перечисляются движения, которые необходимо в виде схемы увязать в композицию.
Таким образом, проблемный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Использованная литература
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
См.: Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968. - С. 40-41.
Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.
Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Просмотр содержимого документа
«ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ»
УДК 7.067.26
К 93
ОБУЧЕНИЕ КАЗАХСКИМ НАРОДНЫМ ТАНЦАМ В ШКОЛЕ И МЕТОДЫ, ПРИМЕНЯЕМЫЕ В АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ
ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ
Курумбаева Ж.М., , г.Тараз
В основу активизации познавательной деятельности учащихся при обучении их казахским народно-сценическим танцам положен культурологический, компетентностный, акмеологический подходы к оценке знаний учащихся, учитывающий разный уровень подготовки учащихся и разнообразие их склонностей и интересов.
Культурологический подход определяется как конкретно-научная методология познания и преобразования педагогической реальности, имеющая своим основанием учение о ценностях культуры, мира, этносов ; видение образования сквозь призму понятия культуры, то есть его понимание как культурного процесса, осуществляющегося в культуросообразной образовательной среде, все компоненты которой наполнены человеческими смыслами и служат человеку, свободно проявляющему свою индивидуальность, способность к культурному саморазвитию и самоопределению в мире культурных ценностей.
Личностно-творческий аспект культурологического подхода обусловлен объективной связью индивида и культуры. Индивид - носитель культуры. Он не только развивается на основе объективированной сущности человека (культуры), но и вносит в нее нечто принципиально новое, т.е. становится субъектом исторического творчества (К.А. Абульханова-Славская). В связи с этим в русле личностно-творческого аспекта культурологического подхода освоение культуры следует понимать как проблему изменения самого человека, его становления как творческой личности.
Творчество всегда выступает специфическим человеческим свойством, одновременно порожденным потребностями развивающейся культуры и формирующим саму культуру. Творческий акт и личность творца, по мнению Л.С. Выготского, должны быть вплетены в единую коммуникативную сеть и осмысливаться в тесном взаимодействии [2]. Таким образом, индивидуально-творческий аспект культурологического подхода в педагогической теории и практике требует учета связей культуры, ее ценностей с личностью и творческой деятельностью.
Компетентностный подход в образования предусматривает способность индивида самостоятельно отбирать и умение пользоваться уже накопленными знаниями в различных ситуациях и сферах жизни. компетентность всегда личностно окрашена качествами конкретного студента. Совет Европы определил пять групп ключевых компетенций, формированию которых придаётся важное значение в подготовке специалистов: политическая и социальная, межкультурная, коммуникативная, социально-информационная, персональная.
Заботой акмеологического подхода применительно к субъекту профессиональной деятельности является организация движения к достижению вершин профессионализма, что позволяет создавать продуктивную систему, адекватную возможностям человека, которая ставит его в ситуацию творческой самореализации, самосовершенствования. В акмеологии исследуется индивидуальный, субъектный характер развития, а также рассматривается проблема культуры личности как результат ее развития. Принцип гуманизма совпадает в акмеологии с принципом ценности для человека собственной личности, его здоровья, оптимизма, трудоспособности и состоит в том, чтобы содействовать самореализации и полноценной, продуктивной жизни каждого.
На реализацию принципов культурологического, компетентностного, акмеологического подходов направлена вся образовательная, познавательная деятельность коллективов хореографических отделений вузов, специализированных колледжей, детских танцевальных студий выявлению, развитию и поддержке творчества у обучаемых, содействие к их движению в вершинам профессионализма.
Созданию одной из таких продуктивных систем, адекватной возможностям человека, которая ставит его в ситуацию творческой самореализации, самосовершенствования, служит проблемный метод [3].
Проблемный метод особо актуален к активизации познавательной деятельности учащихся. Основой данного метода является создание на занятии проблемной ситуации. Учащихся , которые не обладают знаниями или способами деятельности для объяснения фактов и явлений, выдвигают свои гипотезы, решения данной проблемной ситуации. Проблемный подход включает в себя логические операции, необходимые для выбора целесообразного решения.
Данный метод включает в себя:
1) выдвижение проблемного вопроса,
2) создание проблемной ситуации на основе высказывания ученого,
3) создание проблемной ситуации на основе приведенных противоположных точек зрения по одному и тому же вопросу,
4) демонстрацию видеоматерилов или сообщение о нем - основу для создания проблемной ситуации; решение задач познавательного характера. Роль педагога при использовании данного метода сводится к созданию на занятии проблемной ситуации и управлению познавательной деятельностью учащихся .
5) Метод самостоятельного решения творческих задач. Все учащиеся по заданиям самостоятельно решают задания творческого характера (составление сюжетной картины, композиций и др.).
Задания могут быть разного уровня сложности. Выбирают уровень сложности сами учащиеся. Оценки за уровень сложности заданий заранее известны. При выполнении этого задания помощь может оказывать учащийся -консультант, назначенный преподавателем.
Учащиеся решают проблемный вопрос и добывают часть новых знаний путем самостоятельного выполнения и обсуждения. До практической работы учащимся известна лишь цель, но не известны способы достижения ожидаемых результатов.
Методы устного изложения - рассказ и лекции. При подготовке лекций планируется последовательность изложения материала, подбираются точные факты, яркие сравнения, высказывания авторитетных ученых, хореографов, музыкантов.
1) Активизирующая деятельность учащихся на этом этапе восприятия и сопутствующие пробуждению интереса к изучаемому материалу:
а) прием новизны - включение в содержание учебного материала интересных сведений, фактов, исторических данных;
б) прием семантизации - в основе лежит возбуждение интереса благодаря раскрытию смыслового значения слов;
в) прием динамичности - создание установки на изучение процессов и явлений в динамике и развитии;
г) прием значимости - создание установки на необходимость изучения материала в связи с его эстетической, хореографической ценностью;
2) Приемы активизации деятельности учащихся на этапе усвоения изучаемого материала:
а) эвристический прием - задаются трудные вопросы и с помощью наводящих вопросов приводят к ответу;
б) эвристический прием - обсуждение спорных вопросов, что позволяет развить у учащихся умение доказывать и обосновывать свои суждения;
в) исследовательский прием - учащиеся на основе проведенных наблюдений, опытов, анализа литературы, решения познавательных задач должны сформулировать вывод. Работу лучше проводить по группам, с введением учащегося -консультанта.
3) Приемы активизации познавательной деятельности на этапе воспроизведения полученных знаний:
а) прием исполнения – на основе увиденных натуральных объектов, элементов танца, видеоматериалов, вживую исполненных композиций;
б) прием схематизации - перечисляются движения, которые необходимо в виде схемы увязать в композицию.
Таким образом, проблемный метод способствует формированию у учащихся приемов умственной деятельности, анализа, синтеза, сравнения, обобщения, установления причинно-следственных связей.
Использованная литература
Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. М., 1980.
См.: Выготский Л. С. Психология искусства. - М., 1968. - С. 40-41.
Матюшкин A.M. Теоретические вопросы проблемного обучения//Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии. М., 1981.