kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики (Из опыта работы).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная работа содержит в себе сведения из опыта работы учителя физики по теме "Активизация познавательной деятельности на уроках физики". Своим опытом делилась с коллегами на районном педагогическом фестивале. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время на основе использования элементов развивающего обучения. Работа над опытом охватывает период с сентября 2008 года, когда было обнаружено снижение познавательного интереса учащихся, по 2012 год – год выпуска учащихся из школы. Доклад сопровождается презентацией.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Доклад.»

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики.


Преподавание всякого предмета

должно идти таким путем,

чтобы на долю воспитанника

осталось столько труда,

сколько могут одолеть его молодые силы.

К.Д.Ушинский

1.Условия возникновения и становления опыта.

МБОУ лицей №104 с углубленным изучением математики и физики, т. е. профильное обучение. 9 февраля 2007 года президентом России В.В.Путиным был подписан Федеральный закон о введении единого государственного экзамена и с 2009 года ЕГЭ становится единственной формой государственной итоговой аттестации. Соответственно, повышаются требования к уровню подготовки учащихся по физике. Чтобы получить глубокие знания по предмету и качественно подготовиться к сдаче ЕГЭ возникла необходимость активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время.

Началом работы по теме опыта стало проведение в двух восьмых классах (всего 4 класса) диагностики мотивационной сферы (автор – составитель А.Карелин), которая выявила, что высоким уровнем мотивации к изучению предмета обладали только 10 % учащихся 8а класса и 7 % учащихся 8б класса, средним уровнем – 43% и 25 % соответственно. Низкий уровень мотивации имели 47 % учащихся 8а класса и 68 % учащихся 8б класса. Результаты диагностики уровня мотивации достижения представлены на диаграмме.

Сложившаяся ситуация повлияла и на качество знаний по физике, которое стало составлять в среднем лишь 55 %.

В ходе анализа результатов диагностики определилась необходимость активизации познавательной деятельности учащихся, предусматривающая целенаправленное и планомерное развитие мышления учащихся и одновременное формирование у них мотивов учения.


2.Ведущая педагогическая идея опыта

Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий, содействующих активизации познавательной деятельности учащихся на уроках физики и во внеурочное время на основе использования элементов развивающего обучения.

3. Длительность работы над опытом

Работа над опытом охватывает период с сентября 2008 года, когда было обнаружено снижение познавательного интереса учащихся, по 2012 год – год выпуска учащихся из школы.

4. Теоретическая база опыта

Система работы по развитию интереса учащихся к учению строится на основных положениях:

теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев),

теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович),

теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова,

А.К.Маркова),

педагогики коллективных дел,

педагогики сотрудничества,

технологии дифференцированного обучения,

технологии межпредметного обучения ,

здоровьесберегающие технологии.

Используя, в частности, богатое наследие психологической школы Л.С.Выготского, в основание образовательной технологии берется идея не усвоения, а рождения и становления в процессе мыслительной деятельности ученика того или иного научного понятия как части целостной системы, отражающей сущность явлений природной или социальной действительности во всём многообразии отношений.

При этом восстанавливается естественно-природный процесс познания, задействованный в обучающей системе. Принципиально изменяются позиция и роль учителя, который из информатора (источника знаний) и решебника (как использовать знания, как решать задачи) становится стимулятором мыслительной деятельности, помогая овладевать способами познания. В этом случае используется в равной степени творческий потенциал как личности ученика, так и личности учителя.

Основная цель работы учителя по активизации познавательной деятельности учащихся - развитие их творческих способностей. Достижение этой цели позволяет решить многие задачи обучения:

  • обеспечить прочные и осознанные знания изучаемого материала;

  • подготовить учащихся к активному участию к производственной деятельности, умению самостоятельно пополнять знания;

  • воплощать в жизнь научно-технические решения;

  • осваивать новые специальности;

  • дать высшим учебным заведениям страны хорошо подготовленных абитуриентов, способных творчески овладеть выбранной специальностью.

Моя цель: сформировать не сумму знаний, а сформировать потребности и умения учащихся организовать свою деятельность по описанию окружающего мира языком физики.

Знания - лишь средства развития мышления. Ум развивается в деятельности. Поэтому все, что стимулирует активную умственную деятельность, создаёт условия для неё - проблемные ситуации, увлечённость, интерес, сознание надобности изучаемого - самым прямым образом способствует развитию мышления.

Эффективность учебного процесса зависит не только от способностей учеников, но и от наличия у них целенаправленной мотивации учения, от их обученности, обучаемости, прилежания, трудолюбия и, конечно, интереса к предмету.

Мотивация деятельности ученика будет разной, он будет учиться, если:

· Ему интересно.

· Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).

· Его заставляют, принуждают (родители, учителя) - механическое учение.

· Ему нравится личность учителя, потому он учит.

Интерес учащегося к предмету зависит иногда не столько от содержания, сколько от убеждённости в том, что он делает важное, нужное дело.

Многое помогает выработать такую убеждённость - от понимания значения науки физики до решения ситуативных проблемных вопросов путем включения учащихся в разнообразные формы учебной деятельности.

Именно поэтому привлекает внимание личностно-ориентированная (по характеру) и личностно-деятельностная (по существу) организация учебного процесса.

Образовательный процесс в школе направлен на развитие личности во всех основных формах её взаимодействия с миром. Объяснить любое явление природы с помощью только законов физики (а физика - наука о природе) невозможно, необходимо его рассматривать во взаимодействии с другими науками. В связи с этим важны межпредметные связи, которые позволяют личности сформировать представление о единстве научной картины.

Сегодня перед школой поставлены задачи формирования нового человека, повышения его творческой активности.

Главное сейчас - вооружая знаниями, воспитать интеллектуально развитую личность, стремящуюся к познанию. В связи с этим современные требования к уроку ставят перед учителем задачу всестороннего развития личности путём включения ее в активную учебно-познавательную деятельность.

Развитию интереса учащихся к предмету «физика», формированию прочных и глубоких знаний, умению объяснять происходящие в природе физические явления и использовать законы физики в жизни способствуют:

- опережающее знакомство с познавательной деятельностью учащихся в

начальной школе;

- изучение личности учащихся на 1 этапе знакомства (на уроках природоведения

в 5 классе);

- изучение интересов учащихся;


Система работы предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:

· Опережающее знакомство с учащимися.

· Изучение учебных возможностей учащихся.

· Изучение интересов учащихся.

· Включение учащихся в активные формы обучения.

· Использование разнообразных методов и средств обучения, средств

постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.

· Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе

самовыражения, творчеству.


  • Первое знакомство с учащимися происходит в 4 классе, когда приглашаю их в кабинет физики и вместе со старшеклассниками мы проводим традиционную встречу "Здравствуй физика!". Таким образом, начинается введение в естественное образование учащихся начальной школы.

Ежегодно ребята участвуют в ''Неделе физики''. Из простых ''наблюдателей'' они становятся ''творцами'', принимают участие в проведении экспериментов, дискуссиях, щедро ''делятся своим опытом'' практического применения физики.

Далее, на уроках природоведения в 5 классе, продолжается процесс развития интереса к предмету физики путем расширения кругозора учащихся, и установкой на будущее изучение предмета в старших классах. Объясняя учащимся, например, ''Тепловое расширение тел'', показывая опыты, обязательно говорю им, что более подробно об этом они узнают из курса физики в 7 классе. И дети с интересом ждут продолжения изучения явлений природы.


  • Изучение учебных возможностей учащихся

Дети одного и того же класса отличаются друг от друга по своим интересам, способностям, темпам мышления, подготовке, отношению к учению, складу характера и т.д. Степень включения ученика в процесс учения характеризуется:

  1. Общим отношением к учению (успеваемость и посещаемость уроков, общая активность ученика по количеству вопросов и обращений к учителю, добровольность выполнения учебных заданий, широта и устойчивость интересов к разным сторонам учения и т.д.).

  2. Побуждениями ученика, целями, которые он умеет ставить и реализовывать.

  3. Состоянием умения учиться (определение уровня умения учиться необходимо для понимания причин тех или иных мотивационных установок, барьеров, ухода ученика от трудностей в работе и т.д.).

Изучение возрастных особенностей учащихся важно для правильного выбора формы проведения урока. Для учащихся 7 - 8 классов подходит организация уроков в занимательной форме: в виде турниров, КВН, аукционов, эстафет ... Старшеклассникам больше по душе: лекции, ''круглый стол'', защита творческих заданий, отчет групп, собеседование...


  • Интерес к учению... Возникнув без опоры на прочные умения и навыки в учебной работе, угасает, и, наоборот, успешное выполнение учебной работы за счёт владения умением учиться само по себе является сильным мотивирующим фактором. Уровни развития познавательного интереса разные: у значительной части подростков познавательный интерес имеет широкую локализацию, для них характерны внутренние побуждения, открытость ко многим областям знаний. Они активно ищут знания, извлекая их из различных источников и за пределами урока (периодическая печать, радио, телевидение, интернет). Широта их интересов может выражаться в общей любознательности, но не всегда в глубоком подходе к познанию. Эти дети, с бьющей ключом познавательной энергией, побудителем которой является интерес, составляют опору в учебном процессе.

В процессе обучения важно укреплять знания таких учеников, постоянно переводить их на более высокий путь познания.


Ежегодно (в разных классах и в разное время) провожу тестирование учащихся с целью определения их интереса к изучаемому материалу, теме, методике ведения урока, затруднениях при изучении.


АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ


I Что нужно сделать для развития интереса к физике?

    1. Нравится ли вам физика?

    2. Если да, то почему? (Нет, то почему?):

А) интересно или нет

Б) много опытов или мало

В) учитель объясняет хорошо или плохо

Г) трудно или легко.

    1. Хотите ли Вы посещать факультатив? Физический кружок?

    2. Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по физике?

    3. Помогает ли Вам физика в жизни? В чём?


II Почему я затрудняюсь в решении задач по физике?

  1. Не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях.

  2. Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл описываемых в ней процессов и явлений.

  3. Не знаю, какие закономерности, формулы необходимо использовать при решении задач.

  4. Не умею делать чертежи, графики и образно представить условие задачи.

  5. Затрудняюсь делать проверку единиц.

Анкетирование может быть анонимным (или по желанию).

Это помогает более четко конструировать и проводить уроки при сохранении и развитии интереса учащихся к предмету.

Использование нового содержания образования, организованного на межпредметных связях, в наше время наиболее важные и интересные открытия совершаются на стыке наук, большинство из которых имеет комплексный характер. Поэтому особенно важной становится организация межпредметной деятельности учащихся. Межпредметные связи, вызывая интерес к познанию, активизируют мыслительную деятельность ученика. Это предопределяет успех учения, укрепляет интерес к знаниям по разным предметам, значительно расширяет кругозор. Так, при изучении темы ''Механическое движение'' в физике учащиеся параллельно изучают по алгебре ''Правила раскрытия скобок'', где решают задачи на движение сложными математическими действиями. Эти же задачи я предлагаю учащимся решить с помощью физических формул и рассуждений. А учитель математики (по согласованию) вводит физические обозначения s, v, t вместо х, у. Изучение графиков, а точнее, формирование умений строить графики по алгебре проходят только в конце 7 класса (а в физике в первой четверти), поэтому возвращаюсь к ''чтению графиков скорости пути'' при повторении. И учитель математики делает это при закреплении.


Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса, направленные на активизацию познавательной деятельности учащихся


Включение учеников в активную учебную работу, использование при этом разнообразных форм и методов познавательной деятельности значительно расширяет учебно-воспитательные возможности урока, выступающего ведущей формой организации учебной деятельности.

В основе любого урока лежит организация познавательной деятельности учащихся. Поэтому ведущими процессами являются мышление и воображение, на основе которых происходит формирование знаний и интеллектуальных умений, решение проблемных ситуаций и задач.

В.А.Сухомлинский писал, что на уроке "учитель не только открывает окно в мир знаний, но и выражает сам себя". Стараюсь, чтобы урок нес учащимся новые знания, понятия, вызывал у них эмоционально яркие ощущения, возбуждал мысли и чувства, интерес к теме урока, предмету.

Если вызван интерес к учению на уроке, то дома у ученика возникает потребность в расширении, углублении, закреплении полученных знаний, желание объяснить наблюдаемое явление с точки зрения физики.

Своей целью ставлю заинтересовать детей предметом с первого урока физики в 7 классе, использую для этого:

  • индивидуальный подход к учащимся при изучении, закреплении

и контроле знаний;

  • эмоционально окрашенный фон занятий;

  • включение эффектных опытов;

  • знакомство учащихся с предметом разнообразными методами:

(познавательные игры, учебные дискуссии, ситуации эмоционально-

нравственных переживаний, познавательной новизны, проведение

экскурсий ''Физика вокруг нас''; введение фронтальных

экспериментальных заданий, домашних опытов и наблюдений)

  • всемерное использование наглядных пособий развивающего типа

(обобщающие, систематизирующие, плакаты, диаграммы,

таблицы кадры диафильмов).

  • компьютерные технологии.

Остановимся на формах и методах организации учебно-воспитательного процесса.

Игровая деятельность.

Игра возможна только при условии заинтересованности в ней и учеников, и учителя. Ни в одну игру формально играть невозможно. Результатом деловой игры становится коллективное решение задачи, а проблемная ситуация, необходимая для активизации деятельности школьников, возникает как бы самопроизвольно: она предопределена правилами и условиями протекания самой игры. Так, для проведения игры «Что? Где? Когда?»(9 классы), ребятам необходимо использовать дополнительную литературу, расширяя свой кругозор, нужно подобрать вопросы для команды соперника, составить кроссворд.

Игровой элемент урока, рассчитанный на смекалку, развивает активность, вызывает интерес. "Опровергните мои слова: Говорят, что курица плавает, а утка тонет''. Учащийся должен начать свой ответ-доказательство словами: ''Нет, этого не может быть потому, что ...'' Или: ''Говорят, что сначала услышим гром, а потом сверкнёт молния''. Такие противоречивые выражения результативно ''работают'' в любом классе, по любой теме и на любом уровне, т.е. подобная работа полезна и в ходе изучения темы, и при повторении и закреплении знаний.

Решение задач.

На последней странице рабочей тетради ученика любого класса оформляется таблица ''Физический справочник'', которая заполняется учащимися по мере изучения нового материала. В нее вносят основные физические величины, формулы для их расчёта, единицы измерения, производные этих единиц.

Я не требую от учащихся знания формул наизусть, но многократное обращение к таблице при решении задач приводит к тому, что некоторые из них дети со временем запоминают и применяют.

Прочитав условие задачи, учащийся ''подсматривает'' в справочник, ищет название величины, пишет букву, которой она обозначается, формулу.

Иногда искомая физическая величина является сомножителем или находится в знаменателе, здесь вступают в силу ''законы математики'': как найти неизвестное слагаемое, сомножитель, крайний член пропорции и т.д.

Метод многократного повторения

Определения, основные положения теории учащиеся должны не только понять, но и знать формулировки наизусть. В этом помогает ежеурочное фронтальное повторение в начале урока. Эта форма работы очень эффективна на ранней стадии обучения (5, 7 кл.), т.к. она напоминает детям игру, даёт возможность подумать, узнать, запомнить, а если ты ошибся - не бойся: в куче голосов твой неправильный ответ могут не заметить, а в следующий раз ты уже будешь знать, как отвечать.

Например: ''Продолжите хором мою фразу...''

Вещество состоит из ... (молекул).

Между молекулами есть ... (промежутки).

Молекулы очень ... (малы).

Работа с сигнальными карточками, на которых написаны обозначения основных физических величин, формул. Учащиеся 7 - 8 классов учатся по ним определять единицы измерения, решать задачи.

Физический практикум в 9 - 11 классах. Здесь особенно проявляются сотрудничество, взаимопомощь, взаимопроверка. Коллектив из 4 человек проводит эксперимент, описывает его и анализирует. У ребят общая цель, потребности, интересы. В ходе коллективной деятельности ученики, вступая в разнообразные контакты, оказывают помощь, поддержку друг другу. Коллективная работа вызывает у каждого из них заинтересованное отношение к работе, требует гораздо большего напряжения, творческой активности. В процессе такой работы обязательно выделяется лидер, который осуществляет руководство, распределяет задания по наблюдению, фиксированию результатов, анализу материала наблюдений. Работа группой строится на гуманистических принципах. Каждый ученик является равноправным членом микроколлектива, заботящимся о достижении лучших общих результатов. Он проявляет внимание и заботу о своих товарищах. Если кто-то не очень хорошо понял материал, то это вызывает тревогу у всех. Тот, кто хорошо разобрался в учебном материале, приходит на помощь затрудняющемуся. Руководитель группы (командир) регулирует эти взаимоотношения.

Самостоятельная работа учащихся, рационально организованная и систематически проводимая, способствует овладению всеми учащимися глубокими и прочными знаниями, активизации умственных операций, развитию познавательных интересов.

Одна из первых самостоятельных работ "Знакомство с книгой (учебником)":

  • знакомимся с книгой, рассматриваем те иллюстрации, которые привлекли внимание;

  • учимся работать с книгой (сначала - интерес, потом - знания): изучаем оглавление, учимся находить необходимые слова по предметному указателю, постепенно учимся выделять главное (то, что я говорю громко, учащиеся аккуратно подчёркивают карандашом), составлять план, тезисы, конспектировать и составлять рецензии.

В плане урока почти всегда присутствует пункт ''Работа с учебником''. Это может быть ''парный опрос'', который так нравится моим учащимся 7 - 9 классов. Взаимодействие друг с другом положительно сказывается на повышении их активности, качестве выполненной работы. После изучения нового материала или при проверке домашнего задания учащиеся отвечают на вопросы параграфа друг другу и оценивают свою работу. При проверке я спрашиваю: ''Какую оценку поставил тебе товарищ?'' И задаю любой из рассмотренных вопросов. Если ученик ответил на него правильно, то получает эту оценку в журнал. Это даёт возможность проверить усвоение изученного материала, активизировать деятельность и поощрить учащихся.

При закреплении и опросе приучаю школьников:

  • следить за ответом товарищей;

  • дополнять изложение главного тем, что упущено.

При выставлении оценки учитываю умение учащихся чётко, логически связно изложить главное в изученной теме.

Перед выполнением самостоятельной или контрольной работы обязательно работаем с формулами, необходимыми для решения задач, выписываем их на доску, учимся находить неизвестные величины.


A=mgh h=A/(mg)

N=A/ t t=A/N


Домашняя работа - это тоже самостоятельная работа. И чтобы сохранить устойчивый интерес к выполнению домашней работы, нужно вселять в учащихся уверенность в том, что работа ему по силам и давать возможность убедиться в этом при проверке. Все домашние задачи всегда проверяю разными способами:

А) сама заранее пишу на доске правильное решение (если тип задач новый) и на уроке учащиеся сверяют со своим решением;

Б) сильный ученик на перемене (или в начале урока) восстанавливает решение на доске;

В) кто-то из учащихся (по очереди или по желанию) выполняет задание дома на отдельных листах, которые после проверки учителем перед уроком вывешиваются в уголке ''Учись учиться'' (в каждом классе);

Г) собираю выборочно (не все) тетради на проверку;

Д) проверяю наличие работ.

Исследовательская работа

В каждом ученике живёт страсть к открытиям и исследованиям. Даже ученик, который не очень хорошо учится, обнаруживает интерес к предмету, когда ему удаётся что-нибудь ''открыть экспериментально''. Активный поиск решения поставленной учителем задачи приводит к формированию у учащихся устойчивых познавательных интересов, они охотно работают в течение всего урока. Наслаждение самим трудовым процессом (ведь ученик считает себя первооткрывателем) приводит к сознательному выполнению данной работы. Так, в 7 классе при изучении темы ''Условия плавания тел'' попросила учащихся принести: орех, луковицу, картофелину, яблоко. Каждый получил 2 стакана: с пресной водой и солёной водой. Поставила проблему: ''Что произойдёт, если все тела бросим в сосуд с пресной водой?'' - дети выдвинули гипотезы, проверили на опыте, сделали вывод, и вновь проблема: ''А если всё это проделать в солёной воде ?'' А если под колоколом насосом воздух откачать, ...а если закачать...'' Это уже продолжение работы на факультативе. А что же дальше делать с орехом? Аккуратно раскололи пополам, содержимое съели, а из скорлупок получили кораблики + пластилин + песок и изучили ''Судоплавание''.

Итогом исследовательской работы становятся выводы, самостоятельно полученные школьниками как ответы на проблемные вопросы.

В настоящее время проблема ''Научить учеников мыслить'' является одной из основных.

В.А. Сухомлинский говорил: '' Нет и не может быть детей, которые не хотели бы учиться...''.

Карточки-задания друг другу

Эпизодически учащиеся составляют карточки-задания. Это ответственно, особенно если ты не блещешь знаниями, подобрать ''приличные'' задачи для товарища и суметь ему оказать помощь, если это потребуется. Нужно ''покопаться'' в дополнительной литературе, можно подойти за помощью к учителю, к консультанту - однокласснику и старшекласснику. Но, если ребёнок выполнил задание - победил, он горд и от этого интерес к предмету ещё больше возрастает. К тем, кто не очень способен к учёбе, стараюсь подобрать свой ключик, при решении задач - дам набор необходимых формул, правил; при устном ответе - план; на лабораторной работе - вовремя помощь, а за удачный ответ - похвала и хвала! Смотришь, и заинтересовался ребёнок физикой.

Творческая личность рождается в творческой атмосфере.


Фронтальные экспериментальные задания по рядам

Этот вид работы очень любят ребята. Задания выдаю на уроке в конце каждой четверти. Задание на 10 минут. Как только учащиеся пар выполнили задание - меняются рядами. Так, за урок каждая пара выполняет 3 экспериментальных задания, а между рядами - соревнование, в конце урока - итог и награда победителям.

Например, задания для учащихся 7 класса:

''Определить плотность яблока''.

Оборудование: весы, разновесы, мензурка, отливной стакан, стакан, яблоко.

''Определить плотность мыла''.

Оборудование: кусок мыла, линейка

''Определить массу воздуха''.

Оборудование: резиновый шарик, весы на штативе.

Экскурсии на производство - важное звено в преподавании физики. Они имеют не только познавательное, но и воспитательное значение. Ведь на экскурсии учащиеся знакомятся с применением знаний на практике, с производственными процессами, с научными основами современного производства, главными направлениями современного НТП, проблемами взаимодействия общества и природы. Они дают возможность повторить изученные на уроках важнейшие физические явления и закономерности, выяснить, как поняли их учащиеся, умеют ли они использовать знания для объяснения явлений техники и природы. Значение экскурсий состоит ещё и в том, что они дают возможность почувствовать силу человеческого разума в овладении силами природы для улучшения своей жизни, облегчения труда. Ребятам нравятся экскурсии на стекольный завод, завод пластмассовых изделий.

Экскурсии вызывают большой интерес учащихся, они задают много вопросов рабочим, инженерам.

После проведения экскурсии ученикам задаю типичные вопросы: ''Что вы узнали на экскурсии нового о применении физики в производстве? Какое вы увидели оборудование? Машины? Проявление, каких законов физики вы наблюдали? Какие профессии вас особенно заинтересовали и почему?''.

Ребята с удовольствием ходят на экскурсию в природу, особенно 7 - 8-классники. Уроки-экскурсии ''Физика на осенней (зимней, весенней) тропе'' - это не только красивый отдых, но и осознанное восприятие физической теории, подтверждённой конкретными примерами. При наблюдении возникает естественное желание объяснить увиденное. Кроме наблюдений идёт актуализация знаний, активное повторение пройденного теоретического материала. Уроки- экскурсии надолго остаются в памяти ребят, а вопросы возникают сами:

Почему листья шуршат под ногами?

Почему снег хрустит?

Почему заячий след резко свернул в сторону?

Что быстрее освобождается от снега: пригорки или равнины?

Использование художественной, научно популярной и научно-фантастической литературы.

Например, учащимся 7 класса можно процитировать отрывок из сказки Ершова «Конек-Горбунок»:

Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом на окиян.

Горбунок летит, как ветер,

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал;

Предложить решить задачу: с какой скоростью ехал Конек-Горбунок? Сколько раз он «в почин на первый вечер» сумел бы обогнуть земной шар?

Использование компьютера на уроках.

Большие возможности содержатся в использовании компьютеров при обучении физики. Эффективность применения компьютеров в учебном процессе зависит от многих факторов, это и от «железа», и от качества используемых обучающих программ. Для повышения наглядности обучения я использую учебные программы, интернет уроки,компьютерную программу «Физика в картинках» НЦ «Физикон». Все физические эксперименты можно сопровождать, используя эту программу. В плане закрепления материала, при самостоятельной работе, тестировании учащихся, отработки умений и навыков с помощью интерактивных тренажеров использую программу «Уроки физики Кирилла и Мефодия» для 9 и 10 классов, диски прилагаемые к учебникам и многое другое.

Широко использую такую форму работы, как презентации (свои и учеников). Например, в 9 классе по теме «Вселенная» я прошу ребят подготовить презентации, это их зачетная работа. Нужно собрать информацию из разных источников, обработать ее и представить на обсуждение.

    1. Система внеклассной работы по физике

Групповая работа . 1. Временные творческие группы

2. Группа изготовления наглядных пособий

3.Редколлегия

Массовые мероприятия 1.Олимпиады

2. Конкурсы

3. Викторины

4. Физические вечера

5. Тематические недели

Индивидуальная работа 1.Подготовка к олимпиадам

2. Подготовка к ЕГЭ

3. Подготовка рефератов

4. Проектно-исследовательская работа


    1. 5.Распространение педагогического опыта


1)Выступления на заседаниях педсоветов, методических объединений.

2) Открытые уроки и мастер-классы на уровне района и края.

3) Публикации в интернете


6. Результативность опыта

Результатом моей педагогической деятельности является развитие интереса учащихся к предмету на основе активизации их познавательной деятельности.

Ученики отличаются высоким уровнем знаний, познавательной активностью. В течение последних трех лет наблюдается постоянный рост интереса учащихся к физике.

Результат - это показатели:


  • уровень усвоения учащимися программного материала 100%;

  • уровень обученности учащихся на ''4'' и ''5'': физика – 67 %

Динамика роста качества знаний по годам обучения представлена в таблице и на диаграмме.


  • среди учеников есть победители школьной и городской олимпиад по физике

  • ежегодно на переводных экзаменах выбирают физику 30-40% обучаемых учеников;

  • за 2008 – 2012 годы на экзаменах по физике оценку ''отлично'' и «хорошо» получили более 60% сдавших физику, а также успешная сдача ЕГЭ по физике.

43 % выпускников 11А класса 2012 года поступили в высшие учебные заведения Санкт-Петербурга, где успешно обучаются.



7. Адресная направленность.

Опыт работы может быть использован в любой школе и любых классах.





Литература:

  1. Дикова Л.О. О самостоятельной работе учащихся.//Физика в школе – 1979. - № 1.

  2. Дроздов Д.Д. Развитие познавательной активности школьников при проведении комплексных экскурсий в природу.//Физика в школе – 1980. - № 5.

  3. Ерунова Л.И. Планирование и структура современного урока физики.//Физика в школе – 1984. - № 3.

  4. Завьялов К.Д. О задачах творческого характера.//Физика в школе – 1979. - № 1.

  5. Н.М. Зверева. Активизация мышления учащихся на уроках
    физики. Москва, "Просвещение", 1980 год.

  6. Иванова Л.А. Активизация познавательной деятельности учащихся при изучении физики: Пособие для учителей. – М.: Просвещение, 1983.

  7. Королев Ю.А. Физика и юмор.//Физика в школе. – 1993.

  8. Ланина И.Я. Формирование познавательных интересов учащихся на уроках физики. – М.: Просвещение, 1985.

  9. Ланина И.Я. Тряпицына А.П. Элементы занимательности на уроках физики.//Физика в школе – 1979. - № 1.

  10. Нудряцкий В.А. Создание комплекса средств наглядности для урока.//Физика в школе – 1983. - № 1.

  11. Перельман Я.И. «Занимательная физика», М., «Наука»,  1991 г.

  12. Щукина Г.И. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении.- М.: Просвещение, 1984.



Просмотр содержимого презентации
«Из опыта работы учителя физики МБОУ СОШ № 5 Скомороховой Е.Ю.»

Из опыта работы Скомороховой Елены Юрьевны учителя физики, высшей квалификационной категории МБОУ СОШ №5 ст. Марьинской Кировского района Ставропольского края

Из опыта работы

Скомороховой Елены Юрьевны

учителя физики,

высшей квалификационной категории

МБОУ СОШ №5

ст. Марьинской

Кировского района

Ставропольского края

Мой педагогический опыт Образование: высшее, Ставропольский педагогический университет, физико-математический факультет, специальность-учитель физики Общий стаж работы – 18 лет В МБОУ СОШ №5 – 1 год Тема самообразования: «Современные подходы к организации обучения предмета физики»

Мой педагогический опыт

Образование: высшее, Ставропольский педагогический университет, физико-математический факультет, специальность-учитель физики

Общий стаж работы – 18 лет

В МБОУ СОШ №5 – 1 год

Тема самообразования: «Современные подходы к организации обучения предмета физики»

Преподавание всякого предмета должно идти таким путем, чтобы на долю воспитанника осталось столько труда, сколько могут одолеть его молодые силы. К.Д.Ушинский

Преподавание всякого предмета

должно идти таким путем,

чтобы на долю воспитанника

осталось столько труда,

сколько могут одолеть его молодые силы.

К.Д.Ушинский

Результаты диагностики уровня мотивации достижения

Результаты диагностики уровня мотивации достижения

Ведущая педагогическая идея опыта Идея опыта заключается в создании  необходимых условий,  содействующих активизации  познавательной деятельности  учащихся на уроках физики и  во внеурочное время на основе  использования элементов  развивающего обучения.

Ведущая педагогическая идея опыта

Идея опыта заключается в создании

необходимых условий,

содействующих активизации

познавательной деятельности

учащихся на уроках физики и

во внеурочное время на основе

использования элементов

развивающего обучения.

Теоретическая база опыта  Основные положения:

Теоретическая база опыта

Основные положения:

  • теории деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев),
  • теории развития познавательного интереса (Г.И.Щукина, Л.И.Божович),
  • теории активизации познавательной деятельности школьника (Т.И.Шамова, А.К.Маркова),
  • педагогики коллективных дел,
  • педагогики сотрудничества,
  • технологии дифференцированного обучения,
  • технологии межпредметного обучения ,
  • здоровьесберегающие технологии .
Ученик будет учиться, если: - Ему интересно. - Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно). - Его заставляют, принуждают (родители, учителя) - механическое учение. - Ему нравится личность учителя, потому он учит. 5

Ученик будет учиться, если:

- Ему интересно.

- Он сам заинтересован, потому что ему эти знания пригодятся в будущем (но это уже осознанно).

- Его заставляют, принуждают (родители, учителя) - механическое учение.

- Ему нравится личность учителя, потому он учит.

5

Система работы предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности: Опережающее знакомство с учащимися.   Изучение учебных возможностей учащихся.   Изучение интересов учащихся.   Включение учащихся в активные формы обучения.   Использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.  Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.

Система работы предусматривает соблюдение в логической последовательности следующих этапов деятельности:

  • Опережающее знакомство с учащимися.
  • Изучение учебных возможностей учащихся.
  • Изучение интересов учащихся.
  • Включение учащихся в активные формы обучения.
  • Использование разнообразных методов и средств обучения, средств постоянного поощрения, контроля знаний учащихся.
  • Создание атмосферы сотрудничества, способствующей свободе самовыражения, творчеству.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ I Что нужно сделать для развития интереса к физике? 1) Нравится ли вам физика? 2) Если да, то почему? (Нет, то почему?): А) интересно или нет Б) много опытов или мало В) учитель объясняет хорошо или плохо Г) трудно или легко. 3) Хотите ли Вы посещать факультатив? Физический кружок? 4) Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по физике? 5) Помогает ли Вам физика в жизни? В чём? II Почему я затрудняюсь в решении задач по физике? 1) Не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях. 2) Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл описываемых  в ней процессов  и явлений. 3) Не знаю, какие закономерности, формулы необходимо использовать  при решении задач. 4) Не умею делать чертежи, графики и образно представить условие задачи. 5) Затрудняюсь делать проверку единиц.

АНКЕТА ДЛЯ УЧАЩЕГОСЯ

I Что нужно сделать для развития интереса к физике?

1) Нравится ли вам физика?

2) Если да, то почему? (Нет, то почему?):

А) интересно или нет Б) много опытов или мало

В) учитель объясняет хорошо или плохо Г) трудно или легко.

3) Хотите ли Вы посещать факультатив? Физический кружок?

4) Хотите ли Вы принимать участие во внеклассной работе по физике?

5) Помогает ли Вам физика в жизни? В чём?

II Почему я затрудняюсь в решении задач по физике?

1) Не имею достаточной математической подготовки и затрудняюсь в вычислениях.

2) Затрудняюсь анализировать условие задачи, вникнуть в смысл описываемых

в ней процессов

и явлений.

3) Не знаю, какие закономерности, формулы необходимо использовать

при решении задач.

4) Не умею делать чертежи, графики и образно представить условие задачи.

5) Затрудняюсь делать проверку единиц.

Фронтально экспериментальные задания по рядам Использование художественной, научно-фантастической литературы Метод многократного повторения Использование компьютера на уроках Формы и методы организации учебно-воспитательного процесса Карточки-задания друг другу Экскурсии на производство Исследовательская работа Физический практикум Игровая деятельность

Фронтально экспериментальные задания по рядам

Использование художественной, научно-фантастической литературы

Метод многократного повторения

Использование компьютера на уроках

Формы и методы организации

учебно-воспитательного процесса

Карточки-задания друг другу

Экскурсии на производство

Исследовательская работа

Физический практикум

Игровая деятельность

Фронтально-эксперементальная и исследовательская работа

Фронтально-эксперементальная и исследовательская работа

Экскурсии на предприятие, в лес. Рубероидный завод Хлебокомбинат Аэропорт Экскурсия Городская больница Кисловодский парк

Экскурсии на предприятие, в лес.

Рубероидный завод

Хлебокомбинат

Аэропорт

Экскурсия

Городская

больница

Кисловодский парк

Применение обучающих программ Основные направления применения информационных технологий в работе    • Создание презентаций Компьютер  как средство контроля Применение прикладного программного обеспечения Создание и использование дидактических материалов

Применение

обучающих

программ

Основные направления применения информационных технологий в работе

Создание презентаций

Компьютер

как средство контроля

Применение прикладного программного обеспечения

Создание и использование дидактических материалов

Система внеклассной работы  по физике Индивидуальная работа 1.Подготовка к олимпиадам 2. Подготовка к ЕГЭ 3. Подготовка рефератов 4. Проектно-исследовательская работа Групповая работа  Временные творческие группы  Группа изготовления наглядных пособий  Редколлегия Массовые мероприятия 1.Олимпиады 2. Конкурсы 3. Викторины 4. Физические вечера 5. Тематические недели

Система внеклассной работы

по физике

Индивидуальная работа

1.Подготовка к олимпиадам

2. Подготовка к ЕГЭ

3. Подготовка рефератов

4. Проектно-исследовательская работа

Групповая работа

  • Временные творческие группы

  • Группа изготовления наглядных пособий

  • Редколлегия

Массовые мероприятия

1.Олимпиады

2. Конкурсы

3. Викторины

4. Физические вечера

5. Тематические недели

Распространение педагогического опыта  1. Выступления на заседаниях педсоветов,  методических объединений школы и района.   2 . Открытые уроки и мастер-классы на уровне района и края . А) Открытое внеклассное мероприятие в ходе краевого семинара по правильному питанию по теме «Питание-основа жизни».  Б) Урок-зачет по теме «Колебания и волны» в 9 классе, при проведении семинара директоров школ края.  3. Публикации в интернете

Распространение педагогического опыта

1. Выступления на заседаниях педсоветов,

методических объединений школы и района.

2 . Открытые уроки и мастер-классы на уровне района и края .

А) Открытое внеклассное мероприятие в ходе краевого семинара по правильному питанию по теме «Питание-основа жизни».

Б) Урок-зачет по теме «Колебания и волны» в 9 классе, при проведении семинара директоров школ края.

3. Публикации в интернете

Внеурочная деятельность Брейн-ринг «Юные физики» Участники школьной конференции «Знание-сила». Инсценировка сказки «Три силы»

Внеурочная деятельность

Брейн-ринг «Юные физики»

Участники школьной конференции «Знание-сила».

Инсценировка сказки «Три силы»

Физика в шутках, загадках и литературных анекдотах Например учащимся 7 класса можно процитировать отрывок из сказки Ершова «Конек-Горбунок»: Ну-с, так едет наш Иван За кольцом на окиян. Горбунок летит, как ветер, Верст сто тысяч отмахал И нигде не отдыхал; Предложить решить задачу: с какой скоростью ехал Конек-Горбунок? Сколько раз он «в почин на первый вечер» сумел бы обогнуть земной шар? Быстрая реакция. Сьюзан учится водить машину под руководством своего мужа. Внезапно, бросив руль, она кричит: «Ради бога, Жерар ,нажми там на какую-то педаль. На нас надвигается вон то огромное дерево!» В чём ошиблась Сьюзан? Как с точки зрения физики можно объяснить её слова: «На нас надвигается вон то огромное дерево»?  Скрытые возможности. Мой дядя проплыл три километра за час с четвертью, а назад за три минуты. Чем же это объясняется? Он заметил, как какой – то бродяга схватил его вещи на берегу. С какой скоростью плыл «дядя» в одну и другую сторону? Какова средняя скорость движения «дяди»? Литература

Физика в шутках, загадках и литературных анекдотах

Например учащимся 7 класса можно процитировать отрывок из сказки Ершова «Конек-Горбунок»:

Ну-с, так едет наш Иван

За кольцом на окиян.

Горбунок летит, как ветер,

Верст сто тысяч отмахал

И нигде не отдыхал;

Предложить решить задачу: с какой скоростью ехал Конек-Горбунок? Сколько раз он «в почин на первый вечер» сумел бы обогнуть земной шар?

Быстрая реакция.

Сьюзан учится водить машину под руководством своего мужа. Внезапно, бросив руль, она кричит:

«Ради бога, Жерар ,нажми там на какую-то педаль. На нас надвигается вон то огромное дерево!»

В чём ошиблась Сьюзан? Как с точки зрения физики можно объяснить её слова: «На нас надвигается вон то огромное дерево»?

Скрытые возможности.

Мой дядя проплыл три километра за час с четвертью, а назад за три минуты.

Чем же это объясняется?

Он заметил, как какой – то бродяга схватил его вещи на берегу.

С какой скоростью плыл «дядя» в одну и другую сторону?

Какова средняя скорость движения «дяди»?

Литература

Учебные игры Игровая учебная деятельность осуществляется с целью создания эмоционального настроя и личной заинтересованности каждого ученика в усвоении учебного материала. Для тренировки памяти, внимания, используются любые игры-задания. 3. Игровая деятельность развивает воображение.

Учебные игры

  • Игровая учебная деятельность осуществляется с целью создания эмоционального настроя и личной заинтересованности каждого ученика в усвоении учебного материала.
  • Для тренировки памяти, внимания, используются любые игры-задания.

3. Игровая деятельность развивает воображение.

66,8% 68% 67,7% 68,2% 68 уч . 62 % 64 уч. 67 % 37 уч. 7 0 % Учебные достижения обучающихся Успеваемость, качественные показатели знаний учащихся в 2009-2013 годах Количество учеников-выпускников лицея сдававших выпускные экзамены (9 классы)

66,8%

68%

67,7%

68,2%

68 уч .

62 %

64 уч.

67 %

37 уч.

7 0 %

Учебные достижения обучающихся

Успеваемость, качественные показатели знаний учащихся в 2009-2013 годах

Количество учеников-выпускников лицея сдававших выпускные экзамены (9 классы)

Результаты внеурочной деятельности Победитель городской олимпиады по физике 9 класс Бочкарев Владимир (1 место) , Фиев Костя (3 место), Себов Виктор 8 класс (1 м), 9класс (1 м) Грамоты отдела образования г. Минеральные Воды Грамота министерства образования Ставропольского края

Результаты внеурочной деятельности

Победитель городской олимпиады

по физике 9 класс Бочкарев Владимир

(1 место) , Фиев Костя (3 место),

Себов Виктор 8 класс (1 м), 9класс (1 м)

Грамоты отдела образования г. Минеральные Воды

Грамота министерства образования Ставропольского края


Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Физика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках физики (Из опыта работы).

Автор: Скоморохова Елена Юрьевна

Дата: 14.08.2014

Номер свидетельства: 111886

Похожие файлы

object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(145) "Пути активизации познавательной деятельности на уроках физики в условиях  УКП "
    ["seo_title"] => string(84) "puti-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-na-urokakh-fiziki-v-usloviiakh-ukp"
    ["file_id"] => string(6) "105897"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402922435"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(133) "Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(83) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "104205"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1402676754"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(230) "« Формирование у школьников исследовательских навыков  на уроках физики и во внеурочное время в рамках реализации  ФГОС ООО» "
    ["seo_title"] => string(133) "formirovaniie-u-shkol-nikov-issliedovatiel-skikh-navykov-na-urokakh-fiziki-i-vo-vnieurochnoie-vriemia-v-ramkakh-riealizatsii-fgos-ooo"
    ["file_id"] => string(6) "180433"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1425195946"
  }
}
object(ArrayObject)#875 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(150) "Развитие познавательного интереса учащихся на уроках физики через простые опыты "
    ["seo_title"] => string(95) "razvitiie-poznavatiel-nogho-intieriesa-uchashchikhsia-na-urokakh-fiziki-chieriez-prostyie-opyty"
    ["file_id"] => string(6) "140401"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1417952037"
  }
}
object(ArrayObject)#853 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Электронные образовательные ресурсы на уроках физики"
    ["seo_title"] => string(58) "eliektronnyie-obrazovatiel-nyie-riesursy-na-urokakh-fiziki"
    ["file_id"] => string(6) "143278"
    ["category_seo"] => string(6) "fizika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1418488170"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства