kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Нажмите, чтобы узнать подробности

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

      Автор: Штуккерт Ольга Николаевна – учитель физики и математики МБОУ ООШ №24 пос. Уташ Анапского района Краснодарского края.

     Эффективность урока определяется прежде всего результатами познавательного процесса; важнейшими показателями при этом выступают сформированность предметных знаний и умений во всём, их практическое использование. Данные критерии обученности учащихся требуют от учителя чёткого выделения конкретных элементов знаний и умений во всех звеньях урока.

      Выделение в цели урока уровня усвоения знаний и умений также нацеливает на конечный результат обучения. В соответствии с уровнем усвоения учебного материала учитель организует процесс обучения. Этот процесс ещё более усиливается, если ученик становится полноправным соучастником познавательного процесса. Чтобы можно было управлять деятельностью ученика, необходимо ввести в урок структуру, ориентированную на поэлементный состав методов познания математики и физики или познавательного цикла. Наряду с результатами образования современный учебный процесс урока, выполняя социальный заказ общества по целенаправленному воспитанию ученика, должен обеспечить мотивацию учения школьника, которая повышает результаты познавательного процесса.

      Очень важно, чтобы учитель раскрывал учащимся ценность изучаемого, помогал осознать значимость получаемых знаний не только как необходимых ученику, но и существенно значимых и важных обществу.           Положительное изменение отношения ученика к учебному процессу, при смещении мотивов в сторону социальных, возможно при выполнении следующих условий.

      Во-первых, раскрывая в процессе работы над изучаемым материалом расширенную шкалу ценностей получаемых знаний. Показ значимости знаний в развитии народного хозяйства страны - для решения социально-экономических, экологических проблем; значимости знаний в будущей трудовой деятельности - для развития общетрудовых навыков и умений, для формирования знаний и представлений о производстве, для формирования будущей профессии; значимость знаний в жизненно-познавательном опыте - для самостоятельного познания или знакомства с действительностью, для самоутверждения; значимость знаний в процессе обучения - для получения дальнейших знаний, для использования знаний в практической деятельности, для овладения способом самообразования, для формирования убеждений в знаниях.

      Вторым условием формирования положительных мотивов является предоставление ученику возможности осуществлять избирательность своих действий.

      Для управления деятельностью учащихся с целью повышения результатов обучения учителю очень важно целостно представлять возможные варианты организации урока, обусловленные особенностями  содержания и соотношения решаемых методических задач. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка методов проблемно-развивающего обучения, модернизация  структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке. В той мере, в какой

ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения

проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются

и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний.

      Активизация учебной деятельности учащихся может осуществляться в

разных формах учебной работы школьников.

     1 .Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности выполняются и осознаются с помощью учителя. Этому  способствуют многочисленные упражнения и вопросы на анализ и преобразования учебной деятельности, которые может использовать учитель в ходе урока. Например, можно дать следующие задания:

«Ответь, что в твоей работе будет результатом, каким способом ты его

предполагаешь достигнуть, есть ли другие способы достижения этого же

результата, соотнеси эти способы между собой.

Определи задачу своей учебной работы, выбери способ действия,

соответствующий этой задаче, измени задачу и посмотри, как изменится

способ.

Определи этапы своей учебной работы: постановку задачи, выбор способов

действия, выполнение действий самоконтроля и самооценки, выполни сам

последовательно эти этапы на материале конкретной работы, запиши

графически - в виде схем, значков - последовательность этапов своей

работы.

Спланируй свою учебную работу: что является её более далёкой задачей,

что -  более близкой, какие действия надо выполнить для решения этих задач.
Назови первое, второе, третье действия, определи, сколько времени
потребуется для каждого этапа работы, какой этап для тебя субъективно
труднее, какой - легче, какие действия у тебя лучше отработаны, какие -
хуже.»

      2.Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько её компонентов выполняются школьником без помощи

учителя. Становлению самостоятельной учебной работы школьников

способствуют следующие вопросы и задания учителя, обеспечивающие

переход школьников от одного компонента учебной деятельности к другому.

«Мы определили сейчас задачу урока. Кто скажет, что должно стать

следующим шагом, что надо делать вслед за постановкой задачи?

Мы наметили несколько способов своей работы. Что будем делать дальше?

Мы сравнили эти способы, соотнесли их с условием, с предполагаемым

результатом. Как поступим дальше?» и  т.д.

      3.Самообразовательная деятельность школьников - это познавательная

деятельность, которой ученик руководит сам, осуществляет её в соответствии

со своими задачами, мотивами и целями.

       Приёмы самостоятельной работы школьника, формирование которых

желательно для развития положительной мотивации учения:

- приёмы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала;

  • приёмы культуры чтения и культуры слушания;
  • приёмы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование
    школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы и т.д.;
  • общие приёмы поиска дополнительной информации, и её хранение в
    домашней библиотеке;
  • приёмы подготовки к экзаменам, зачётам, семинарам  и т.д.

       Передачи телевидения и радио, научно-популярные кинофильмы, журналы и книги, интернет часто рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешённых проблемах в интересной, доступной, порой занимательной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые им сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Помня это, учитель должен не ограничиваться общими, пусть самыми яркими фразами, а суметь показать сложность решаемых проблем и делать акцент на том, что изучение  определения, свойства  поможет ученикам понять и объяснить услышанное ранее.  

       Для выдвижения учебной проблемы можно использовать решение задач, для которых необходимы новые знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных результатов возбуждает познавательную активность учащихся.    

Заинтересовать новой проблемой и сформулировать проблему исследования можно и с помощью других задач. Например, задача: Можно ли догнать гепарда на автомобиле, если гепард пробегает 200м за 8с, а автомобиль за 1мин проезжает 120м? Для учащихся большой интерес представляет получение ответа. Обычно догадываются, что для сравнения нужно найти путь, проходимый за единицу времени, т.е. скорость тела, о которой они знают из жизни и из уроков физики. Решение этой задачи помогает не только поставить учебную проблему, но и приступить к её решению при изучении темы «Формулы» в 5 классе.

При обучении математике успешно может быть использовано обращение к истории науки с привлечением выдержек из работ выдающихся математиков, философов, общественных деятелей, а также из художественной литературы.

Литература:

  1. Г.И.Щукина. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.
  2. А.В.Фарков. Математические кружки в школе. М.: Айрис-пресс, 2008.
  3. А.В.Фарков. Учимся решать олимпиадные задачи. М.: Айрис-пресс, 2009.
  4. Я.И.Перельман. Весёлые задачи. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008.

Просмотр содержимого документа
«Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики »

Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках

Автор: Штуккерт Ольга Николаевна – учитель физики и математики МБОУ ООШ №24 пос. Уташ Анапского района Краснодарского края.

Эффективность урока определяется прежде всего результатами познавательного процесса; важнейшими показателями при этом выступают сформированность предметных знаний и умений во всём, их практическое использование. Данные критерии обученности учащихся требуют от учителя чёткого выделения конкретных элементов знаний и умений во всех звеньях урока.

Выделение в цели урока уровня усвоения знаний и умений также нацеливает на конечный результат обучения. В соответствии с уровнем усвоения учебного материала учитель организует процесс обучения. Этот процесс ещё более усиливается, если ученик становится полноправным соучастником познавательного процесса. Чтобы можно было управлять деятельностью ученика, необходимо ввести в урок структуру, ориентированную на поэлементный состав методов познания математики и физики или познавательного цикла. Наряду с результатами образования современный учебный процесс урока, выполняя социальный заказ общества по целенаправленному воспитанию ученика, должен обеспечить мотивацию учения школьника, которая повышает результаты познавательного процесса.

Очень важно, чтобы учитель раскрывал учащимся ценность изучаемого, помогал осознать значимость получаемых знаний не только как необходимых ученику, но и существенно значимых и важных обществу. Положительное изменение отношения ученика к учебному процессу, при смещении мотивов в сторону социальных, возможно при выполнении следующих условий.

Во-первых, раскрывая в процессе работы над изучаемым материалом расширенную шкалу ценностей получаемых знаний. Показ значимости знаний в развитии народного хозяйства страны - для решения социально-экономических, экологических проблем; значимости знаний в будущей трудовой деятельности - для развития общетрудовых навыков и умений, для формирования знаний и представлений о производстве, для формирования будущей профессии; значимость знаний в жизненно-познавательном опыте - для самостоятельного познания или знакомства с действительностью, для самоутверждения; значимость знаний в процессе обучения - для получения дальнейших знаний, для использования знаний в практической деятельности, для овладения способом самообразования, для формирования убеждений в знаниях.

Вторым условием формирования положительных мотивов является предоставление ученику возможности осуществлять избирательность своих действий.

Для управления деятельностью учащихся с целью повышения результатов обучения учителю очень важно целостно представлять возможные варианты организации урока, обусловленные особенностями содержания и соотношения решаемых методических задач. Формированию познавательных мотивов способствуют все средства совершенствования учебного процесса: обновление содержания и укрепление межпредметных связей, совершенствование методов обучения, разработка методов проблемно-развивающего обучения, модернизация структуры урока, расширение форм самостоятельной работы на уроке, активизация учебной деятельности школьников на уроке. В той мере, в какой

ученик участвует в поиске и обсуждении разных способов решения

проблемы, разных путей его проверки, у него, безусловно, совершенствуются

и учебно-познавательные мотивы - интерес к способам добывания знаний.

Активизация учебной деятельности учащихся может осуществляться в

разных формах учебной работы школьников.

1 .Учебная деятельность под руководством учителя, когда все компоненты учебной деятельности выполняются и осознаются с помощью учителя. Этому способствуют многочисленные упражнения и вопросы на анализ и преобразования учебной деятельности, которые может использовать учитель в ходе урока. Например, можно дать следующие задания:

«Ответь, что в твоей работе будет результатом, каким способом ты его

предполагаешь достигнуть, есть ли другие способы достижения этого же

результата, соотнеси эти способы между собой.

Определи задачу своей учебной работы, выбери способ действия,

соответствующий этой задаче, измени задачу и посмотри, как изменится

способ.

Определи этапы своей учебной работы: постановку задачи, выбор способов

действия, выполнение действий самоконтроля и самооценки, выполни сам

последовательно эти этапы на материале конкретной работы, запиши

графически - в виде схем, значков - последовательность этапов своей

работы.

Спланируй свою учебную работу: что является её более далёкой задачей,

что - более близкой, какие действия надо выполнить для решения этих задач.
Назови первое, второе, третье действия, определи, сколько времени
потребуется для каждого этапа работы, какой этап для тебя субъективно
труднее, какой - легче, какие действия у тебя лучше отработаны, какие -
хуже.»

2.Самостоятельная учебная деятельность осуществляется тогда, когда один или несколько её компонентов выполняются школьником без помощи

учителя. Становлению самостоятельной учебной работы школьников

способствуют следующие вопросы и задания учителя, обеспечивающие

переход школьников от одного компонента учебной деятельности к другому.

«Мы определили сейчас задачу урока. Кто скажет, что должно стать

следующим шагом, что надо делать вслед за постановкой задачи?

Мы наметили несколько способов своей работы. Что будем делать дальше?

Мы сравнили эти способы, соотнесли их с условием, с предполагаемым

результатом. Как поступим дальше?» и т.д.

3.Самообразовательная деятельность школьников - это познавательная

деятельность, которой ученик руководит сам, осуществляет её в соответствии

со своими задачами, мотивами и целями.

Приёмы самостоятельной работы школьника, формирование которых

желательно для развития положительной мотивации учения:

- приёмы смысловой переработки текста, укрупнение учебного материала;

  • приёмы культуры чтения и культуры слушания;

  • приёмы сосредоточения внимания, опирающиеся на использование
    школьниками разных видов самоконтроля, поэтапную проверку своей работы и т.д.;

  • общие приёмы поиска дополнительной информации, и её хранение в
    домашней библиотеке;

  • приёмы подготовки к экзаменам, зачётам, семинарам и т.д.

Передачи телевидения и радио, научно-популярные кинофильмы, журналы и книги, интернет часто рассказывают школьникам о современных достижениях и нерешённых проблемах в интересной, доступной, порой занимательной форме. Это приводит к тому, что школьники о многом слышали, сообщаемые им сведения не являются для них новыми, их трудно удивить. Помня это, учитель должен не ограничиваться общими, пусть самыми яркими фразами, а суметь показать сложность решаемых проблем и делать акцент на том, что изучение определения, свойства поможет ученикам понять и объяснить услышанное ранее.

Для выдвижения учебной проблемы можно использовать решение задач, для которых необходимы новые знания. Наблюдение новых, подчас неожиданных результатов возбуждает познавательную активность учащихся.

Заинтересовать новой проблемой и сформулировать проблему исследования можно и с помощью других задач. Например, задача: Можно ли догнать гепарда на автомобиле, если гепард пробегает 200м за 8с, а автомобиль за 1мин проезжает 120м? Для учащихся большой интерес представляет получение ответа. Обычно догадываются, что для сравнения нужно найти путь, проходимый за единицу времени, т.е. скорость тела, о которой они знают из жизни и из уроков физики. Решение этой задачи помогает не только поставить учебную проблему, но и приступить к её решению при изучении темы «Формулы» в 5 классе.

При обучении математике успешно может быть использовано обращение к истории науки с привлечением выдержек из работ выдающихся математиков, философов, общественных деятелей, а также из художественной литературы.

Литература:

  1. Г.И.Щукина. Роль деятельности в учебном процессе. М.: Просвещение, 1986.

  2. А.В.Фарков. Математические кружки в школе. М.: Айрис-пресс, 2008.

  3. А.В.Фарков. Учимся решать олимпиадные задачи. М.: Айрис-пресс, 2009.

  4. Я.И.Перельман. Весёлые задачи. М.: Астрель: АСТ: Хранитель, 2008.

3



Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Математика

Категория: Прочее

Целевая аудитория: Прочее

Скачать
Активизация познавательной деятельности учащихся на уроках математики

Автор: Штуккерт Ольга Николаевна

Дата: 13.06.2014

Номер свидетельства: 104205

Похожие файлы

object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(166) "Доклад «Игра как средство активизации познавательной деятельности на уроках математики»."
    ["seo_title"] => string(80) "doklad_ighra_kak_sriedstvo_aktivizatsii_poznavatiel_noi_dieiatiel_nosti_na_uroka"
    ["file_id"] => string(6) "461949"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1521049580"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(207) "Доклад "Различные приемы активизации познавательной деятельности учащихся в процессе преподавания математики" "
    ["seo_title"] => string(127) "doklad-razlichnyie-priiemy-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-v-protsiessie-priepodavaniia-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "154800"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1421216176"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) ""Приемы мотивации и активизации познавательной деятельности учащихся" "
    ["seo_title"] => string(80) "priiemy-motivatsii-i-aktivizatsii-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "101898"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1402465543"
  }
}
object(ArrayObject)#882 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(126) "Игра как средство активизация познавательной деятельности учащихся"
    ["seo_title"] => string(72) "ighrakaksriedstvoaktivizatsiiapoznavatielnoidieiatielnostiuchashchikhsia"
    ["file_id"] => string(6) "273229"
    ["category_seo"] => string(10) "vneurochka"
    ["subcategory_seo"] => string(7) "prochee"
    ["date"] => string(10) "1452172968"
  }
}
object(ArrayObject)#860 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(226) "Активизация познавательной деятельности учащихся как средство развития информационных компетенций на уроках математики "
    ["seo_title"] => string(139) "aktivizatsiia-poznavatiel-noi-dieiatiel-nosti-uchashchikhsia-kak-sriedstvo-razvitiia-informatsionnykh-kompietientsii-na-urokakh-matiematiki"
    ["file_id"] => string(6) "126348"
    ["category_seo"] => string(10) "matematika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1415165736"
  }
}

ПОЛУЧИТЕ БЕСПЛАТНО!!!
Личный сайт учителя
Получите в подарок сайт учителя


Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства