Конспект урока по литературному чтению с использованием ИКТ в 3-м
классе.
Тема: А.И. Куприн «Слон».
Цели:
Продолжить работу над чтением рассказа А.Куприна «Слон».
Развивать мышление, память, диалоговое общение.
Воспитывать интерес к предмету и умение работать группами
Задачи:
1.Совершенствоватьнавыки анализа художественного текста, опираясь на
поставленные вопросы.
2. Укрепить навыки выборочного пересказа.
Тип урока: урок закрепления изученных знаний.
Оборудование: Экран; Проектор.
Ход урока .
1.Организационный момент.
Приветствие.
2. Разминка речевого аппарата.
Отгадайте загадку:
Набирает воду носом,
Будто шлангом и насосом .
Ставьте зонтиков заслон:
Всех сейчас окатит он!
Прочитать , разделяя на слоги.
Прочитать весело.
Прочитать грустно.
Прочитать с восхищением.
Прочитайте ее с ускорением , как скороговорку.
3 Введение в тему произведения.
- О ком же шла речь в этом четверостишье? ( о слоне)
было дано задание подготовить небольшое сообщение о слоне ( слайд слон)
- Итак, какое вам было дано домашнее задание ? (ответы уч-ся)
4.Проверка домашнего задания.
Сейчас мы проверим . насколько внимательно вы читали рассказ.
Для этого проведем викторину.
За каждый правильный ответ получаете жетон .У кого окажется больше всех жетонов , тот и будет самым внимательным чтецом.
5. Актуализация знаний учащихся.
- Мы кратко с вами вспомним, о чем речь шла в этом рассказе. Скажите,
а кто написал этот рассказ? (Куприн ) А что вы знаете об этом замечательном человеке ? (сообщение учащихся)
- Чтобы узнать , с какой частью мы будем работать , я предлагаю вам разгадать
Кроссворд.
Что снял слон с мальчишки и перекинул через забор?(шляпу)
Сколько времени болеет девочка?(месяц)
Какой торт купили?(фисташковый)
Как звали слона?(Томми)
В какое время суток вели в гости слона к больной девочке?(ночью)
Какое слово получилось?(шесть)
6.Самоопределение к деятельности.
Беседа по прочитанным частям .
- Какие чувства вы испытывали , когда читали этот рассказ?
-Скажите , как родители обращаются к дочке ? (найти слова)
- О чем говорят эти обращения?
-А как к вам обращаются родители дома?( ответы уч-ся)
-Найдите описание здоровья девочки и прочитайте .
-Как мама относится к дочке? (найдите и прочитайте). Какая она мама?
На доске поговорка:
Что имеем – не храним , потерявши – плачем.
-Как вы понимаете это высказывание? Может ли оно быть связано с нашим рассказом? (ответы детей)
Работа с текстом во время чтения
-Какое заветное желание было у девочки ?( увидеть слона)
-Найдите и прочитайте по ролям , как папа договаривается с хозяином зверинца? Какой был хозяин зверинца ? ( охаракт. его)
-Почему девочка просыпается чуть свет?
-Каким его представляет Надя ? ( найдите описание слона)
-Как чувствует себя Надя рядом со слоном? ( найдите разные отрывки и прочитайте)
На доске крылатые выражения. Объясните смысл этих выражений.
Слона – то и не приметил- не заметить главного.
Делать из мухи слона- придавать не слишком большое значение.
«Как слон» - неуклюж., неповоротлив.
7.Фронтальная работа
А как вы думаете , а доброта присутствует в этом рассказе ?
(найдите примеры в тексте со словом доброта)
Работа в паре:
Подберите к слову доброта – слова, которые близки к этому значению.(на доске слайд со словами)
Сколько слов подберете , столько баллов и получите.
Вспомните , хорошо ли заканчивается рассказ ? Найдите состояние девочки , когда она просыпается утром.
(Просмотрите рисунки и объясните , что показано )
Можно ли слона назвать главным героем нашего рассказа ?(да)
И сейчас предлагается задание в парах
Задание: Вставить пропущенные слова в текст:
Ростом он только чуть-чуть пониже двери , а в длину занимает половину …..
……………… . Кожа на нем …………….. в тяжелых ……………. . Ноги толстые, как
…………………. . Длинный………………………. с чем-то вроде помела на конце.
Голова в больших ………………………. . Уши большие, как ………………………. И
висят вниз. Глаза совсем…………………………, но умные и добрые. Это слон
……………… .
(проверка по тексту стр. 34-35)
8.Домашнее задание :
составить план и пересказывать по плану.
Написать мини-сочинение от лица девочки, как произошла их встреча во второй раз.
9 Итог урока.
Зачем писатель придумал такую историю?
С каким произведением мы работали на уроке?
Что больше всего вам понравилось в этом рассказе?
Хотелось ли вам оказаться на месте этой девочки?
10 Рефлексия.
- За что вы можете себя похвалить в данный момент?
Подсчитываем баллы .
Кто заработал больше баллов – 5 Спасибо за урок.