Просмотр содержимого документа
«А.А. Фет. "Ласточки пропали…"»
Конспект по литературному чтению
Тема: А.А. Фет. "Ласточки пропали…"
Цели: -ознакомить учащихся со стихотворением А. Фета «Ласточки пропали»;
-обучить правильному чтению стихов.
Планируемые результаты: учащиеся должны уметь читать стихотворения, передавая с помощью интонаций настроение поэта; различать стихотворный и прозаический текст; объяснять интересные выражения в лирическом тексте.
ХОД УРОКА
1.Организационный момент.
2. Проверка домашнего задания.
Работа по теме урока.
Биография.
Афанасий Афанасьевич Фет родился почти 200 лет назад (1820 – 1892) в селе Новосёлки под Орлом .Когда мальчик подрос он воспитывался в пансионе в Москве. В 1838 году поступил в Московский университет, где начал писать стихи. В 1840 году вышел его первый сборник. С детства поэт любил природу родных лесов, полей. Нравилось ему наблюдать за приходом весны, когда природа просыпается. За весной – лето с ягодами, грибами, купанием в реке и катанием на лошадях.
За мглой ветвей синеют неба своды,
Как дымкой подёрнуты слегка,
И, как мечты почиющей природы,
Волнистые приходят облака…
Но уносили ласточки, грачи, утки лето красное далеко-далеко, за синие горы. И наступала осень. Какая она в стихах Фета?
2). Чтение и обсуждение стихотворения.
После чтения стихотворения учителем
- Что вы представляли, слушая это стихотворение?
- О какой осени рассказывает автор?
- Какое настроение у вас вызвало это стихотворение?
4.Физминутка.
5.Работа по теме урока (продолжение)
Сейчас мы будем анализировать стихотворение по частям.
(Дети читают 1 часть)
-Что вы представляли?
- Что сказано о ласточках? Что значит «пропали»?
- О каких ещё птицах говорит автор? Что автор говорит о грачах? С чем он сравнивает грачей?
- Почему такое сравнение? Что значит «мелькали»?
- Для чего автор использует слово «вон»? Как его надо прочитать?
Разбор 2 части.
- Какую картинку вы увидели? Какое настроение вызывают у вас эти строчки?
- Что значит третья строка «Лист сухой валится»? Почему ЛИСТ, а не листья? Валится?
- Обратите внимание на ударение в слове ВАЛИТСЯ.
- Какой звук часто вы слышите в этой строчке? (С) Автор хотел передать шорох сухих листьев.
- Что сказано о ветре? О ком так можно сказать? Это приём –олицетворение, мы вновь с ним встретились.
Разбор 3 части.
- О чём просит автор? Почему?
- Какой знак стоит в конце строчки? (!) Как надо прочитать?
- Какие птицы уносят на крыльях последние дни осени?
- Как они летят? Они действительно испугались? Как называется такой приём? (сравнение)
- Обратите внимание на постановку запятых в этих строчках.
-Подготовьте выразительное чтение стихотворения.
6. Подведение итогов.
- Назовите автора стихотворения, которое читали.
-Какое настроение вы почувствовали?
- Знаете ли вы, что у этого стихотворения есть продолжение? Попробуйте его найти.