Закирова Ромия Габдельфартовна, учитель МБОУ «Бурбаш-Сардыганская начальная школа-детский сад»
Этап урока и его цели | Деятельность учащихся | Деятель ность учителя | Содержание урока | Планируемые результаты |
I этап. Мотевирование к учебной деятельности Цель: вхождение учащегося в пространство учебной деятельности | Проверяют готовность рабочего места. Приветствуют учителя, гостей. настраиваются на работу | Организует и настраивает детей на совместную работу. | «Быть должны у нас в порядке, Ручки ,книжки и тетрадки, А девиз у нас какой? Всё, что надо под рукой» Садятся: «Спинка прямая, локти у края» | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
II. Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии. (2 минуты) Цели: - организовать актуализацию знаний; - организовать выполнение учащимися учебного действия; | Высказывают своё предположение, рассказывают . Я сам найду способ! | Организует составление совместного плана действий. Предлагает обсуждение возникновения понятий. | Проверка домашнего задания. - Постановка проблемы: Что я не знаю? Наш план действий 1. Сами найдём способ . 2. Сопоставим свои предположения с учебником. 3. Выполним. Выскажи свое мнение. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
III. Выявления места и причины затруднения (2 мин) Цели: - организовать выявление учащимися места и причины затруднения | Предлагает обсуждение возникновения понятий. | | -Ребята, теперь улыбнемся друг другу и начнем наш урок. А чтобы урок наш прошел интересным и полезным, мы должны выполнять кое-какие правила. Вспомним эти правила. (Первую строчку произносит учитель, а вторую- ученики)Чистописание Снег кружится снег ложится, Снег! Снег! Снег! Рады снегу зверь и птица И конечно человек!. | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
IV.Постановка проблемы. ( 3 минуты) Цели: - | Обсуждают совместно с учителем особенности понятий. | Предлагает обсуждение возникновения понятий. | - Что такое имя существительное? -Как изменяются имена существительные? -Сколько падежей в русском языке? -В каком падеже употреблено слово, если оно является подлежащим? -Каким членом предложения может быть имя существительное в остальных падежах? -Какой падеж не употребляется без предлогов? | Умение ориентироваться в окружающем мире используя жизненный опыт и имеющуюся информацию. (Познавательные УУД). |
V. Работа по новой теме (8 мин) Цель: изучение 2 склонения | Работа с таблицами | Включает учащихся в работу через игровую деятельность. | С. 122–123. Дети склоняют существительные м.р. и ср.р.с основой на твердый согласный и приходят к выводу, что наборы падежных окончаний в косвенных падежах у них совпадают. Обязательно следует сделать акцент на том, что это существительные разных родов, а окончания у них в одинаковых падежах одинаковые (кроме И.п.). Следовательно, можно прийти к выводу, что эти существительные склоняются одинаково, т. е. относятся к одному склонению. | Уметь правильно определить ответ по описанию . (Познавательные УУД). |
VI. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи. (10 минут) Цель:. | | Учитель читает первый падеж | С. 123. Упражнение 114. Здесь ученики склоняют существительные м.р. и ср.р. с основами на мягкий согласный. Существительное ср.р. есть в упражнении, а существительное м.р. дети выбирают из Обратного словаря (с. 176). Например: И.п. (кто? что?) словарь, море Р.п. (кого? чего?) словаря, моря Д.п. (кому? чему?) словарю, морю В.п. (кого? что?) словарь, море Т.п. (кем? чем?) словарем, морем П.п. (о ком? о чем?) о словаре, о море Перед тем как дети приступят к выполнению задания, необходимо еще раз вернуться к упражнению 108 и вспомнить, какие окончания у существительных II склонения. Просклоняв слова и выделив везде окончания, учащиеся увидят, что у этих существительных основа всегда оканчивается на мягкий согласный (здесь можно воспользоваться звуковой записью конца основы слова). Далее дети отмечают, что существительные разных родов –м.р. и ср.р., но у них в одинаковых падежах одинаковые окончания, т. е. одинаковые наборы падежных окончаний, следовательно, можно сказать, что они склоняются одинаково – относятся к одному и тому же склонению.Сделав такой вывод, учащиеся знакомятся с правилом на | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |
VII. Физкульт минутка (1 мин) | | | | |
VIII Самостоятель- ная работа с самопроверкой по эталону. (8-9 мин) Цели: - организовать постановку цели урока; умение изменять по падежам | Проговаривают следующий шаг учебной деятельности. С помощью учителя ставят цель Составляют и проговаривают план действий с помощью учителя. Ученики строят план достижения цели. | Организует уточнение следующего шага учебной деятельности. | С. 124. Упражнение 115. Цель данного упражнения – на примере существительных на ей научить детей обоснованно относить существительные ко II склонению. Кроме того, учащиеся применяют знание орфограммы ≪разделительный Ь≫.В Обратном словаре дети находят слова на ей (воробей, муравей, соловей, репей, ручей) и, взяв на выбор одно из слов, проводят анализ по плану, данному в задании упражнения в виде вопросов. Например: слово соловей относится к именам существительным, одушевленное, мужского рода, II склонения. После этого учитель акцентирует внимание учащихся на то, что у этих существительных в начальной форме нулевое окончание. Затем дети склоняют два из этих слов, выделяя окончания. Например: И.п. (кто? что?) соловей, репей Р.п. (кого? чего?) соловья, репья Д.п. (кому? чему?) соловью, репью В.п. (кого? что?) соловья, репей Т.п. (кем? чем?) соловьем, репьем П.п. (о ком? о чем?) о соловье, о репье При склонении слов (по желанию учителя) можно обратить внимание на разницу в окончаниях одушевленных и неодушевленных существительных. Одушевленные существительные II склонения в Р.п. и В .п. отвечают на одинаковый вопрос (кого?) и имеют одинаковые окончания. Неодушевленные существительные в И .п. и В .п. отвечают на вопрос (что?) и, соответственно, имеют одинаковые окончания. У существительных I и III склонения такой закономерности не наблюдается. Ученики замечают, что при склонении каждого слова появилась орфограмма ≪разделительный Ь≫. Учитель может предложить подчеркнуть эту орфограмму в словах, устно объяснив ее написание. Можно также попросить детей доказать, что эти слова относятся ко II склонению. Для этого дети должны отметить совпадение набора падежных окончаний этих слов с набором окончаний существительных II склонения (с основой на мягкий согласный) Затем дети еще раз формулируют в общем, какие существительные относятся ко II склонению. | Уметь определять и формулировать цель с помощью учителя; определить способы исследования (Регулятивные УУД) Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную в разных источниках (Познавательные УУД). |
IX. Включение в систему знаний и повторение. ( 3-4 минут) Цель: выявить границы применимости нового знания; повторить учебное содержание, необходимое для обеспечения содержательной непрерывности. | Выполняют задания. | Организу ет и контроли рует работу детей | -Что же вы узнали о втором склонении? С. 124–125. Упражнение 116. Цель этого упражнения –научить детей определять существительные II склонения с основой на мягкий согласный и доказывать, что они изменяются именно по II склонению. Из словаря ≪Пиши правильно≫ ученики выписывают, следующие слова: герой, декабрь, Кремль, ноябрь, овощ, октябрь, сентябрь, соловей, трамвай, хоккей, январь. После этого учитель задает вопрос: ≪Что значит доказать письменно, что слово изменяется по II склонению?≫ Это значит, надо письменно просклонять слово и показать, что набор падежных окончаний совпадает с набором окончаний II склонения. Дети выполняют это задание на примере двух слов на выбор из своего списка. Для самоконтроля правильности написания безударных падежных окончаний можно взять любое название месяца из списка, так как у него будут ударные падежные окончания.
| Учиться работать в парах, формулировать собственное мнение и позицию; совместно договариваться о правилах общения и следовать им (Коммуникативные УУД). |
X.Домашнее задание (1 мин) | Обсуждают и записывают домашнее зад. | | Д/з 116 упражнение стр 124 | |
XI. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог). ( 2 – 4 минуты) Цель: провести рефлексивный анализ учебной деятельности с точки зрения выполнения требований, известных учащимся; | оценить собственную деятельность на уроке; | | В конце урока дети подвели итог по следующему алгоритму: Я научился… Было интересно… Было трудно… Могу похвалить себя за то, что… Больше всего мне понравилось… Мне показалось важным… Для меня было открытием то, что… Дети получают листики в виде сердечек со словом «дружба» -Подберите прилагательные, которые выражают ваше отношение к слову «дружба» Ребята будьте наблюдательными, замечайте красоту природы и учитесь делиться своими наблюдениями и чувствами с близкими и друзьями. - Ребята, вы работали дружно, сплоченно, и это помогло вам находить правильные решения. Спасибо за урок! | Оформлять свои мысли в устной форме (Коммуникативные УУД) |