УМК: «Школа России».
Предмет: математика.
Цель: Познакомить с понятием задача и её составными частями.
Название этапа урока | Задача этапа (в рамках достижения планируемых результатов урока) | Формы организации деятельности обучающихся | Деятельность учителя | Действия учащихся (познавательные, предметные, регулятивные) | Результат взаимодействия учителя и учащихся по достижению планируемых результатов урока | Диагностика достижения планируемых результатов |
Организационный момент | Проверка готовности класса, эмоциональный настрой | Фронтальная | Приветствие детей. – Мы начинаем урок математики. Улыбнемся друг другу и вспомним правила поведения на уроке | Приветствуют учителя, организуют свое рабочее место. Проговаривают стихотворение –правила поведения на уроке. | Обучающиеся проявляют эмоциональную отзывчивость к вопросам учителя. | Наблюдения учителя |
Минутка чистописания | Каллиграфическое написание цифр, копирование рисунка | Фронтальная беседа Самостоятельная работа | -Работу начнем с минутки чистописания. Откройте свои тетради, напишите число. В тетрадях вы видите образцы цифр и узор. Пропишите их. | Называют цифры. Прописывают их в воздухе и записывают в тетради. Называют геометрические фигуры, из которых состоит узор. Повторяют узор в тетради. | Дети принимают учебную задачу. Действуют по заданному алгоритму написания цифр и узора. | Наблюдение учителя. Самооценка |
Актуализация знаний | Создание условий для активной осознанной деятельности учащихся. | Фронтальная беседа Самостоятельная работа | Устный счет. - Вы видите на доске карточки с цифрами. Я буду называть выражения, а вы будете находить карточку с ответом и выставлять ответ на доске. В результате устной работы получился ряд чисел: 9,4, 8, 1, 5, 7, 6, 2, 3. - Можно ли сказать, что это натуральный ряд чисел? - Теперь мальчики запишут эти числа в порядке возрастания, а девочки в порядке убывания. У кого получился натуральный ряд чисел? Почему? | Выставляют на доске карточки с числами. Восстанавливают числовой ряд в тетради в порядке увеличения (уменьшения) чисел. Выполняют самооценку по шкале. | Выполняют задание. Отвечают на вопросы, аргументируют свой ответ. Принимают и сохраняют учебную задачу, оценивают результат своих действий. | Наблюдения учителя. Фронтальная проверка Взаимная проверка в парах. |
Формулирование темы и цели урока Постановка учебной задачи | Вовлечение учащихся в постановку темы и цели. Формирование и развитие умения определять проблему, познавательную цель урока в совместной с учителем деятельности. Создание проблемной ситуации. Определение границ знания и незнания. | Работа в парах Эвристическая беседа | На партах и доске карточки с изображением медвежат разных по размеру. - Работая в паре, расставьте медвежат по росту, начиная с самого маленького. - Переверните карточки и прочитайте слово, которое получилось. О чем мы будем говорить на уроке? - Прочитайте записи на доске (слайд 4): 1)Сколько слив осталось в тарелке? 2)Витя съел 3 сливы. 3) В тарелке было 5 слив. Витя съел 3 сливы. Осталось 2 сливы. 4) В тарелке было 5 слив. Витя съел 3 сливы. Сколько слив осталось в тарелке? - Какая запись будет являться задачей? Почему точно не можете ответить, где задача? Давайте попробуем определить, чему должны научиться на уроке? | Расставляют карточки. Читают слово «ЗАДАЧА» Определяют тему урока. Читают записи. Отвечают на вопросы учителя. Делают вывод, что не знают, что такое задача. Вместе с учителем определяют задачи урока: 1.Узнать, что такое задача. 2. Узнать, из каких частей состоит задача. 3. Научиться отличать задачи от других текстов. | Осуществляют анализ, классифицируют объекты, работают с информацией. Обучающиеся определяют тему урока, участвуют в целеполагании. Формулируют свои затруднения, возникшие при выполнении задания. | Наблюдения учителя, взаимопроверка в парах. |
Физ. минутка музыкальная | Снятие физического и умственного напряжения | Фронтальная | Показывает упражнения | Выполняют движения под музыку. | Осознают важность сохранения своего здоровья | |
Открытие нового знания | Создание условий для открытия детьми основных положений нового учебного материала. | Фронтальная | - Что такое задача? Знакомит учащихся с определением задачи: «Задача-это математический вопрос, требующий решения». Значит, что должно быть в задаче? -Прочитайте запись(слайд): «Чего больше слив или яблок?» Это задача? Почему? -Значит, в задаче должно быть то, что известно. Это УСЛОВИЕ (слайд :) -Что должно быть в задаче? -Прочитайте запись (слайд): «В тарелке 5 слив и 2 яблока. Сколько бананов в тарелке?» Это задача? Почему? - Измените вопрос, чтобы текст стал задачей. -Что нужно сделать, чтобы ответить на вопрос задачи? В задаче есть РЕШЕНИЕ (слайд). -Ещё раз назовите вопрос и ответьте на него. Это ОТВЕТ задачи (слайд) -Из каких частей состоит задача? | Рассуждают о задаче, исходя из собственного жизненного опыта. -Вопрос.( На слайде появляется слово ВОПРОС) Делают вывод, что это не задача, так как ничего не известно про количество фруктов. В задаче должны быть условие и вопрос. Делают вывод, что вопрос и задача должны быть связаны по смыслу. Изменяют вопрос задачи: Сколько фруктов в тарелке? -Решить её. Выбирают действие для решение задачи: 5+2=7 Ответ: 7 фруктов. Называют части задачи. | Дают характеристику объекта, на основе анализа и сравнения объектов. Участвуют в обсуждении. | Наблюдения учителя. |
Первичное закрепление | Выявление уровня овладения знаниями, их коррекция | фронтальная | - Составьте математический рассказ по первой серии картинок и по второй.(Слайд) Чем отличаются рассказы? Какой рассказ является задачей? Докажите. | Составляют рассказы: 1) На ветке сидели 3 синицы, к ним прилетели ещё 2синицы. Стало 5 синиц. 2) На ветке сидели 3 воробья, к ним прилетели ещё 2 воробья. Сколько воробьёв стало на ветке? Сравнивают рассказы и делают вывод, что второй рассказ - задача. (есть условие, вопрос, они соответствуют) Решают задачу. | Участвуют в обсуждении, выслушивают мнения одноклассников | Наблюдения учителя, учеников. |
Физ.минутка «Гимнастика для глаз» | Снятие физического и умственного напряжения | Фронтальная | Показывает упражнения | Выполняют движения глазами. | Осознают важность сохранения своего здоровья | |
Закрепление изученного материала | Упорядочивание и обобщение полученных знаний. | Работа в парах | Предлагает детям карточку с текстами: 1) Миша нашел в лесу грибы, потом еще несколько грибов. Сколько грибов нашёл Миша? 2) Миша нашел в лесу 3 маслёнка и 4 груздя. Вкусные грибы. 3) Миша нашел в лесу 3 подосиновика и 4 подберёзовика. Сколько всего грибов нашел Миша? -Выберите задачу и решите её. | Обсуждают и выполняют задание. Решают задачу: 4 + 3 = 7(г.) Ответ: 7 грибов. Оценивают свою работу по «линеечке» | Осуществляют анализ. Участвуют в оценке результата, полученного при совместной работе. | Презентация работы в паре. |
Подведение итогов. Рефлексия | . Анализ и оценка успешности достижения цели | Фронтальная беседа | Проводит обобщающую беседу. Просит детей оценить свою работу на уроке с помощью приёма «Светофор» | Отвечают по схеме: Я узнал…. Я научился…. Мне понравилось. Поднимают один из кружков: красный, желтый или зеленый. | Учатся оценивать и корректировать свои действия | Наблюдения учителя, учеников |