kopilkaurokov.ru - сайт для учителей

Создайте Ваш сайт учителя Курсы ПК и ППК Видеоуроки Олимпиады Вебинары для учителей

Работа с текстом.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Работа с текстом на уроках русского языка и литературного чтения.

Вы уже знаете о суперспособностях современного учителя?
Тратить минимум сил на подготовку и проведение уроков.
Быстро и объективно проверять знания учащихся.
Сделать изучение нового материала максимально понятным.
Избавить себя от подбора заданий и их проверки после уроков.
Наладить дисциплину на своих уроках.
Получить возможность работать творчески.

Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом.»

Работа с текстом на уроках русского языка и

литературного чтения в 3 классе.

Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.

При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.

К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его стилистического и художественного своеобразия.

В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.

Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.

Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.

С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстрациями.

При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.









Вариант 1

  1. Прочитай текст.

Синица.

В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше во серая, воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица – синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.

Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих – то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.

( 83 слова )

( По Г. Скребицкому )

  1. Определи главную тему текста.

  2. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

  3. Подбери к данному прилагательному синоним.

Шустрая птичка - ____________________________________

  1. С какой птицей сравнивает автор синицу?

  2. Заполните таблицу, используя слова текста.

    О птице

    Какая?

    Спинка


    Грудка


    Головка


  3. Как в народе называют синицу?

  4. КА кой вред приносят садам жучки, червячки и гусеницы? Подчеркни в тексте ответ.

  5. Образуй разные формы слова.

Синица - __________________,____________________,____________________ .



Вариант 2.

  1. Прочитай текст.

Со всего света устремляются весной на север длинноносые птицы. Они летят над морями и лесами, преодолевая огромные расстояния. Почему их так манит великая холодная равнина? Всё очень просто. Летняя тундра – это огромный щедрый стол. На зелёной скатерти находят себе угощение миллионы птиц. Особенно ждут в тундре гостей с длинными носами. Здесь столько комариков, червячков, личинок! Каждый клочок земли набит ими доверху. Взять такое угощение можно лишь длинным клювом. Вот почему в тундре есть спрос на длинный нос. Кстати, долгоносики прилетели! Вот они, все как на подбор!

( 86 слов )

( По А. Тихонову )

  1. Определи главную тему текста.

  2. Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть.

1.

2.

3.

4. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

5. Запиши, с чем сравнивает автор летнюю тундру.

6. Подбери к данным словам синонимы.

Преодолевая - _________________________________

Набит доверху - _________________________________

Все как на подбор - _______________________________

7. Вставь пропущенные буквы. Подбери проверочные слова.

(над) м__рями - __________________________

(над) л__сами - ___________________________

(на) з__лёной - ___________________________

8. Выпиши из текста

- вопросительное предложение

- восклицательное предложение

9. Почему в летнюю тундру прилетают птицы с длинным носом? Подчеркни в тексте ответ.

Вариант 3.

  1. Прочитай текст.

Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнёзда. Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.

В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке - капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Её длина всего около семи сантиметров.

( 94 слова)

( По энциклопедии «Хочу всё знать»)

  1. Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.

  2. Какова главная тема текста?

  3. Выпиши один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.

«Грызуны», «Самый большой грызун», «Бобры и мыши».

  1. Подчеркни грамматическую основу второго предложения.

  2. Выпиши из третьего предложения по одному словосочетанию к каждой схеме.

глагол + существительное

прилагательное + существительное

  1. Подбери и запиши слова – антонимы.

Острые - ___________________________

Передние - __________________________

Выкапывать - ________________________

Маленький - _________________________

  1. Заполни таблицу, используя слова текста.

    Животные

    Что нового узнал(а)?

    Бобры



    Воздушная свинья



    Полевая мышь



  2. Вставь пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах.

С помощью пл__тин б__бры п__днимают уровень в__ды в в__доёмах. Глубина запруженного м__стечка такая, что в__дное пространство зимой не пром__рзает до дна.

Вариант 4.

  1. Прочитай текст.

Зелёный ковёр растений покрывал землю за долго до появления человека. Первобытные леса кормили множество обитавших в них разнообразных животных и птиц.

Но цивилизация развивалась, и люди наступали на природу. Огнём и топором они постепенно изменили облик планеты. Там, где когда – то шумели дремучие леса, появились плодовые пашни. Из деревьев люди научились строить дома.

Читай книги о жизни деревьев, и ты узнаешь о том, как они растут, плодоносят и умирают.

От загрязнения воды и воздуха гибнут леса в развитых странах. Из - за потребности в древесине под угрозой исчезновения и тропические леса.

Леса дарят людям чистый воздух. Будем же надеяться, что человечеству удастся сохранить их, и наши потомки научатся жить в согласии с природой.

( 111 слов )

(По Г. Ханнелору )

  1. Определи главную тему текста.

  2. Определи главную мысль текста.

  3. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.

  4. Отметь в данных словосочетаниях главное слово.

первобытные леса

из – за потребности в древесине

дарят людям

в согласии с природой

  1. Найди и подчеркни в тексте побудительные предложения.

  2. Дополни недостающие пункты плана.

1._______________________________________

2.Цивилизация наступает.

3._______________________________________

4._______________________________________

8. вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.

Корни прочно закр__пляют (___________) ств__лы (____________) д__ревьев (___________) в з__мле (___________) и снабжают раств__рёнными (_____________) минеральными веществами.

9.Объясни выражения.

«люди наступали на природу»

«огнём и топором изменили облик планеты»

Предложенный материал соответствует образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.
















Получите в подарок сайт учителя

Предмет: Начальные классы

Категория: Тесты

Целевая аудитория: 3 класс.
Урок соответствует ФГОС

Скачать
Работа с текстом.

Автор: Меликова Елена Викторовна

Дата: 31.01.2018

Номер свидетельства: 453784

Похожие файлы

object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(99) "Практическая работа. Текст. Создание текстовых блоков"
    ["seo_title"] => string(58) "praktichieskaia_rabota_tiekst_sozdaniie_tiekstovykh_blokov"
    ["file_id"] => string(6) "454044"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1517473128"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(142) "Сложное синтаксическое целое. Языковой анализ текста (к постановке проблемы) "
    ["seo_title"] => string(85) "slozhnoie-sintaksichieskoie-tsieloie-iazykovoi-analiz-tieksta-k-postanovkie-probliemy"
    ["file_id"] => string(6) "222116"
    ["category_seo"] => string(12) "russkiyYazik"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1435855609"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(143) "Конспект урока по развитию речи на тему "Текст" (по произведению О. Тихомирова) "
    ["seo_title"] => string(84) "konspiekt-uroka-po-razvitiiu-riechi-na-tiemu-tiekst-po-proizviedieniiu-o-tikhomirova"
    ["file_id"] => string(6) "106464"
    ["category_seo"] => string(16) "nachalniyeKlassi"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1403017609"
  }
}
object(ArrayObject)#873 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(131) "Текст как форма представления информации. Технологическая карта урока."
    ["seo_title"] => string(79) "tiekst-kak-forma-priedstavlieniia-informatsii-tiekhnologhichieskaia-karta-uroka"
    ["file_id"] => string(6) "263917"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1449611063"
  }
}
object(ArrayObject)#851 (1) {
  ["storage":"ArrayObject":private] => array(6) {
    ["title"] => string(139) "Лабораторная работа: «Использование функций преобразования текста в MS Excel» "
    ["seo_title"] => string(80) "laboratornaia-rabota-ispol-zovaniie-funktsii-prieobrazovaniia-tieksta-v-ms-excel"
    ["file_id"] => string(6) "137244"
    ["category_seo"] => string(11) "informatika"
    ["subcategory_seo"] => string(5) "uroki"
    ["date"] => string(10) "1417297176"
  }
}


Получите в подарок сайт учителя

Видеоуроки для учителей

Курсы для учителей

ПОЛУЧИТЕ СВИДЕТЕЛЬСТВО МГНОВЕННО

Добавить свою работу

* Свидетельство о публикации выдается БЕСПЛАТНО, СРАЗУ же после добавления Вами Вашей работы на сайт

Удобный поиск материалов для учителей

Ваш личный кабинет
Проверка свидетельства