Просмотр содержимого документа
«Работа с текстом.»
Работа с текстом на уроках русского языка и
литературного чтения в 3 классе.
Работа с текстом – это интересный и полезный вид работы, позволяющий не только проверить уровень понимания текста, но и умение его анализировать.
При работе с текстом прослеживается слияние обучения языку и речи: ученик учится видеть и понимать отдельные языковые явления и их место в системе языка в целом, учится интерпретировать текст.
К каждому тексту прилагаются вопросы, составленные с учётом его стилистического и художественного своеобразия.
В систему вопросов для анализа текста включены вопросы по орфографии, фонетике, лексике и пунктуации. Определяя тип, стиль текста в соответствии с целью высказывания, различая текст и составляющие его части как единицы речи, определяя общую тему текста, составляя план, различая абзацы, подбирая антонимы и синонимы к словам, определяя сравнение и олицетворение, вставляя пропущенные орфограммы и доказывая свой выбор, ученик использует ранее полученные знания на уроках русского языка и литературного чтения.
Работа с текстом способствует обучению учащихся извлекать из текста требуемую информацию, фрагмент, поясняющий некоторую информацию, обрабатывать её. В ходе работы развивается внимание к языковой стороне текста, к деталям.
Работая с отдельными словами, словосочетаниями, с предложениями, а также с целым текстовым материалом, ученик тренирует свою зрительную память, а значит, развивает орфографическую зоркость.
С целью развития познавательной активности внесены такие виды работы, как заполнение таблицы на основании содержания прочитанного текста, работа с иллюстрациями.
При работе с текстом осуществляется системный подход к изучению языка, а также прослеживаются межпредметные связи.
Вариант 1
Прочитай текст.
Синица.
В саду с ветки на ветку перелетает небольшая шустрая птичка, ростом поменьше во серая, воробья. Спинка у неё серая, грудка жёлтая, на головке чёрная бархатная шапочка. Это птица – синица. В сад она за добычей прилетела: за жучками и за гусеницами.
Большой вред они приносят садам. Одни грызут листья на садовых деревьях, другие портят плоды. Возьмёшь яблоко, разломишь его пополам, а внутри червячок. Вот этих – то вредителей и ловит синица, недаром её называют сторожем наших садов. Увидит своим зорким глазом добычу, схватит её клювом и съест.
( 83 слова )
( По Г. Скребицкому )
Определи главную тему текста.
Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Со всего света устремляются весной на север длинноносые птицы. Они летят над морями и лесами, преодолевая огромные расстояния. Почему их так манит великая холодная равнина? Всё очень просто. Летняя тундра – это огромный щедрый стол. На зелёной скатерти находят себе угощение миллионы птиц. Особенно ждут в тундре гостей с длинными носами. Здесь столько комариков, червячков, личинок! Каждый клочок земли набит ими доверху. Взять такое угощение можно лишь длинным клювом. Вот почему в тундре есть спрос на длинный нос. Кстати, долгоносики прилетели! Вот они, все как на подбор!
( 86 слов )
( По А. Тихонову )
Определи главную тему текста.
Раздели текст на три части. Озаглавь каждую часть.
1.
2.
3.
4. Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
5. Запиши, с чем сравнивает автор летнюю тундру.
6. Подбери к данным словам синонимы.
Преодолевая - _________________________________
Набит доверху - _________________________________
Все как на подбор - _______________________________
9. Почему в летнюю тундру прилетают птицы с длинным носом? Подчеркни в тексте ответ.
Вариант 3.
Прочитай текст.
Грызуны – это отряд животных, обладающих острыми передними зубами, которые растут на протяжении всей жизни. С помощью своих зубов животные разгрызают пищу, выкапывают в земле норы и гнёзда. Бобры могут перегрызть даже деревья, из которых они строят речные плотины для своих жилищ.
В число двух тысяч видов грызунов входят также мыши, крысы, дикобразы и белки. Самый большой грызун в Южной Америке - капибара, или воздушная свинья. Она похожа на гигантскую морскую свинку длиной один метр двадцать пять сантиметров и весом свыше сорока пяти килограммов. Самый маленький грызун – европейская полевая мышь. Её длина всего около семи сантиметров.
( 94 слова)
( По энциклопедии «Хочу всё знать»)
Определи стиль текста: научный, художественный или публицистический.
Какова главная тема текста?
Выпиши один из предложенных заголовков, наиболее полно отражающий содержание текста.
«Грызуны», «Самый большой грызун», «Бобры и мыши».
Подчеркни грамматическую основу второго предложения.
Выпиши из третьего предложения по одному словосочетанию к каждой схеме.
глагол + существительное
прилагательное + существительное
Подбери и запиши слова – антонимы.
Острые - ___________________________
Передние - __________________________
Выкапывать - ________________________
Маленький - _________________________
Заполни таблицу, используя слова текста.
Животные
Что нового узнал(а)?
Бобры
Воздушная свинья
Полевая мышь
Вставь пропущенные буквы. Выдели корень в однокоренных словах.
С помощью пл__тин б__бры п__днимают уровень в__ды в в__доёмах. Глубина запруженного м__стечка такая, что в__дное пространство зимой не пром__рзает до дна.
Вариант 4.
Прочитай текст.
Зелёный ковёр растений покрывал землю за долго до появления человека. Первобытные леса кормили множество обитавших в них разнообразных животных и птиц.
Но цивилизация развивалась, и люди наступали на природу. Огнём и топором они постепенно изменили облик планеты. Там, где когда – то шумели дремучие леса, появились плодовые пашни. Из деревьев люди научились строить дома.
Читай книги о жизни деревьев, и ты узнаешь о том, как они растут, плодоносят и умирают.
От загрязнения воды и воздуха гибнут леса в развитых странах. Из - за потребности в древесине под угрозой исчезновения и тропические леса.
Леса дарят людям чистый воздух. Будем же надеяться, что человечеству удастся сохранить их, и наши потомки научатся жить в согласии с природой.
( 111 слов )
(По Г. Ханнелору )
Определи главную тему текста.
Определи главную мысль текста.
Определи тип текста: повествование, описание, рассуждение.
Отметь в данных словосочетаниях главное слово.
первобытные леса
из – за потребности в древесине
дарят людям
в согласии с природой
Найди и подчеркни в тексте побудительные предложения.
Дополни недостающие пункты плана.
1._______________________________________
2.Цивилизация наступает.
3._______________________________________
4._______________________________________
8. вставь пропущенные буквы. Запиши в скобках проверочные слова.
Корни прочно закр__пляют (___________) ств__лы (____________) д__ревьев (___________) в з__мле (___________) и снабжают раств__рёнными (_____________) минеральными веществами.
9.Объясни выражения.
«люди наступали на природу»
«огнём и топором изменили облик планеты»
Предложенный материал соответствует образовательному стандарту (второго поколения) для начальной школы.